Щебеночное основание и покрытие часто устраивают на песчаном подстилающем слое, которое должно быть тщательно спланировано и уплотнено. Перед укладкой щебня подстилающий слой увлажняют. Расход воды составляет около 5 % от массы щебня.
Надлежащее качество щебеночного основания или покрытия может быть достигнуто при условии:
- применения каменных материалов, обладающих хорошей цементирующей способностью;
- качественного уплотнения.
Форма частиц щебня должна быть близка к кубовидной. Содержание лещадки в смеси не должно превышать 15 %. Наилучшим исходным материалом для получения щебня являются карбонатные породы прочностью 60...70 МПа. Нежелательно применять каменные породы, не обладающие достаточной цементирующей способностью, со стекловатой структурой: кварциты, граниты, песчаники и др. Марки щебня по морозостойкости приведены в табл. 8.2.5.
Таблица 8.2.5
Рекомендуемые марки щебня по морозостойкости для конструктивных слоев дорожной одежды в различных условиях
Категория дороги | Климатические условия | Рекомендуемые марки щебня по морозостойкости | ||
для щебеночных покрытии | для щебеночных оснований | |||
из стандартных фракций | из укрупненных фракций | |||
I, II | Суровые Умеренные Мягкие | - - - | F.50 F.25 F.15 | F.20 F.25 F.15 |
III | Суровые Умеренные Мягкие | F.50 F.25 F.15 | F.50 F.25 F.15 | F.25 F.25 F.15 |
IV, V | Суровые Умеренные Мягкие | F.50 F.25 F.15 | F.25 F.15 F.15 | F.25 F.15 F.15 |
Примечание. Климатические условия считаются суровым при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца в году ниже -15 °С, умеренными от -5 до -15°С. мягкими - до -5 ° С.
Толщина конструктивного слоя щебеночного основания или покрытия колеблется в зависимости от характера и интенсивности движения и составляет от 12...14 до 25...30 см. Типы щебеночных покрытий и оснований приведены в табл. 8.2.6.
Таблица 8.2.6
Щебеночные основания и покрытия
Тип конструкции | Материалы | Пределы применения |
А. Конструкции из фракционированного щебня | ||
Щебеночные основания | 1. Щебень из метаморфических и осадочных пород марок по прочности (износу): 1200(И1), 1000(И2), 800(И3); из изверженных пород: 1400(И1), 1200(И2); 1000(И3); | Для дорог всех категорий |
2. Щебень марок по прочности (износу): 800(И4), 600(И4) | Для дорог III... IV категорий | |
Щебеночные покрытия | То же, что по п. 1 | При интенсивности движения до 1000 авт./ cy т. |
Б. Конструкции из рядовых щебеночных смесей | ||
Щебеночные основания | Смесь из щебня марок но прочности (износу): 800(И4), 600(И4); | Для дорог IV... V категорий |
Щебеночные покрытия | То же | При интенсивности движения до 200 авт./сут. |
То же, с добавками до оптимальною состава, по типу гравийных смесей | То же, до 500 авт./сут. |
Технологическая последовательность работ при устройстве покрытия из фракционированного щебня заключается в следующем:
1. Вывозка щебня фракции 40...70 мм из расчета около 70 % от общей потребности.
2. Разравнивание щебня бульдозером или автогрейдером.
3. Прикатка щебня легким или средним катком в зависимости от прочности щебня.
4. Вывозка щебня фракции 15...25 мм из расчета около 20 % от общей потребности.
5. Распределение щебня щебнераспределителем.
6. Уплотнение щебня средним или тяжелым катком с поливом водой.
7. Вывозка и распределение щебня фракции 5...10 мм из расчета около 10 %.
8. Уплотнение щебня тяжелым катком с поливкой водой. Техническая характеристика щебнераспределителей приведена в табл. 8.2.7.
Таблица 8.2.7
Техническая характеристика щебнераспределителей
Модель, марка | Скорость рабочая, км/ч | Ширина обработки, м | Плотность распределения щебня, м3/100 м2 | Производительность, м3/ч | Габаритные размеры, м | Масса, т |
Подвесной с гидроприводом на КамАЗ-55111 | ||||||
ЩРП-3,05 | до 8 | 0,25...3,05 | 0,7...1,4 | 125..340 | 2,0 ´ 2,7 ´ l,7 | 1,8 |
Прицепной к самосвалам КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ | ||||||
ДРО-645 | до 3 | 0,25...3,05 | 0,7... 1,4 | 3,2 ´ 3,4 ´ 1,46 | 2,1 | |
Самоходный на колесном шасси | ||||||
ДС-49 | до 6,3 | 2,5...3,7 | - | - | 9,5 | |
Самоходный на гусеничном ходу | ||||||
ДС-8 ДС-127 | 0,1...0,8 0,05...1,1 | 3,0...3,5 5,0...9,0 | - - | 70...115 | - - | 12,4 2,5 без трактора |
Навесной на тракторе «Беларусь» | ||||||
Т-224 | до 5,6 | 3,5 | - | - | 2,3 без трактора |
Укатка щебеночного покрытия является самым важным этапом работ, от которого в большой степени зависит качество готового покрытия. При несоблюдении технологии в процессе укатки могут появиться дефекты:
1. Волнообразование. Волны (гребёнка) появляются вследствие превышения скорости движения катка, избыточного увлажнения основания, превышения допустимой массы катка.
2. Перекат. Отсутствие заклинки происходит из-за излишнего числа проходов катка, стекловидной структуры щебня; несвоевременного увлажнения щебня и др.
3. Образование мертвых полей. Они возникают в тех случаях, когда в щебеночную россыпь снизу проникает песок во время укатки. Песок расстраивает процесс уплотнения, проникая между щебенками. Песок разобщает щебень и препятствует образованию монолита. Поэтому на поверхности песчаного подстилающего слоя необходимо создавать противозаиливающий слой, например, из щебня фракции 3(5)...10-мм толщиной 3...4 см или путем укладки геотекстиля.
Для устранения волнообразования необходимо снизить скорость катка до минимума, и если не помогает, использовать для уплотнения каток меньшей массы. Волны следует устранять автогрейдером. Если образование волн произошло из-за переувлажнения основания, то уплотнение надо приостановить до просыхания грунта. В некоторых случаях удаляют щебень и песок и заменяют неустойчивый грунт.
Исправление переката требует перегрохочения всей массы щебня или его части вдоль перекатанной полосы и добавления остроугольного щебня или поливки вяжущими материалами.
Если песок проникает в россыпь, необходимо немедленно приостановить уплотнение или увеличить слой щебня, или, разобрав его, распределить на подстилающем слое высевки толщиной 2...3 см.
Признаками окончания уплотнения россыпи могут служить: отсутствие следа от катка и подвижности щебенок, исчезновение волны, раздавливание щебенки, брошенной под валец катка, тогда как при недостаточном уплотнении происходит Вдавливание в кору брошенной под каток щебенки. Рекомендуемые типы катков для различных материалов по периодам укатки приведены в табл. 8.2.8.
Таблица 8.2.8
Рекомендуемые типы катков
Марка щебня по прочности | Масса катка, т | Давление кгс/см Па | Масса катка, т | Давление кгс/см Па | Масса катка, т | Давление кгс/см Па |
I период уплотнения | II период уплотнения | III период уплотнения | ||||
1400 и 1000 для изверженных и 1200 для метаморфических пород | 6 10...16 | 30...40 4...5 | 8...13 16...35 | 65...75 5...6 | 10...18 16...35 | 65...80 6...7 |
800 для изверженных, 1000 для метаморфических, 1000... 800 для осадочных пород | 6 10...16 | 30...40 4...5 | 8...13 16...35 | 45...70 5...6 | 10...13 16...35 | 60...75 6...7 |
600 для осадочных и метаморфических пород | 3...6 | 20...30 3...4 | 6...10 10...16 | 40...45 4...5 | 6...10 10...16 | 45...70 4...6 |
600 для изверженных, 300 для метаморфических пород | 3...6 | 20...30 3...4 | 6...8 10...16 | 30...40 4...5 | 6...8 10..16 | 30...40 4...5 |
Примечание. В числителе приведены масса и линейное давление для катков с металлическими вальцами, в знаменателе - масса и давление воздуха в шинах для катков на пневматиках.
Устройство мостовых
Мостовой называется дорожное покрытие, состоящее из небольших элементов различных форм и размеров, укладываемых вплотную друг к другу. По материалу они подразделяются на мостовые из естественного камня и из искусственных материалов. Мостовые требуют больших затрат ручного труда, поэтому применять их следует лишь в редких случаях после тщательного технико-экономического сравнения с другими возможными вариантами.
Типы мостовых, пределы их применения и технология устройства мостовых различных типов приведены в табл. 8.2.9. и 8.2.10.
Таблица 8.2.9
Типы мостовых
Типы мостовых и виды мощения | Варианты оснований | Размеры камня, см | Пределы применения | ||
ширина | длина | высота | |||
1. Из булыжного камня | Песчаное, гравийное | 10...20 | 10...20 | 14...18 | Для дорог IV... V категорий при наличии местного камня |
2. Из колотого камня (шашки) | То же | 10...20 | 10...20 | 14...18 | То же |
3. Из литой шлаковой брусчатки | То же | 12...15 | 15...30 | 14...16 | В районах металлургических заводов при организованном производстве шлаковой брусчатки |
4. Из мозаиковой шашки, уложенной поперечными рядами, косыми рядами или по кривым дугам | Щебеночное | 8...10 | 8...11 | 9...10 | В районах каменных карьеров |
Бетонное | 7...10 | 7...11 | 8...9 | По особому обоснованию | |
5. Из колотой брусчатки, уложенной поперечными или косыми рядами | Песчаное | 12...15 | 15...30 | 14...16 | То же |
Щебеночное | 12...15 | 15...30 | 11...13 | ||
Бетонное | 12...15 | 15...30 | 9...11 |
Таблица 8.2.10
Технология устройства мостовых
Рабочие операции | Машины | Фронт работ, м | Типы покрытий по табл. 8.2.9 | ||||
Подготовка земляного полотна | Автогрейдеры | + | + | + | + | + | |
Подготовка основания (по специальной технологии) | - | - | + | + | + | + | + |
Подготовка песчаного слоя | Вручную | Любой | + | + | + | + | + |
Доставка штучного материала на обочины | Автомобили | Любой | + | + | + | + | + |
Сортировка и подача материала мостовщику | Вручную | + | + | + | + | + | |
Установка версты с опережением | Вручную | + | + | - | + | - | |
Мощение | Вручную | + | + | + | + | + | |
Расщебенка мостовой | Вручную | + | + | - | - | - | |
Уплотнение трамбованием | Вручную | + | + | + | + | + | |
То же, катками | Самоходные катки (5 т) | + | + | + | + | + | |
Засыпка песком | Вручную | + | + | - | - | - | |
Поливка водой | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - | |
Заливка швов цементным раствором или битумной мастикой | Вручную заливщиком швов | - | - | + | + | + | |
Уборка излишнего песка | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - |
Примечания.
1. Знаком «+» отмечены выполняемые операции и применяемые машины при устройстве мостовых различных типов
2. Укладка версты на 8...10 м опережает основные работы, высота верстового камня на 4 см более принятой средней.
1. Мощение ведут одновременно по всей ширине с небольшим (0,7...1,0 м) опережением у обочин. При продольном уклоне мощение ведут снизу вверх.
2. Высота соседних камней не должна отличаться более чем на 2 см; камни удлиненной формы укладывают перпендикулярно к оси дороги удлиненными гранями; более крупные камни укладываютближе к краям проезжей части; укладку ведут с перевязкой швов в продольном и поперечном направлениях; зазоры между камнями должны быть треугольной формы