Оценка уровня шумового воздействия автотранспорта




Эквивалентный уровень транспортного шума в придорожной полосе определяется по формуле

L экв = L трп + D Lv + D Li + D Ld + D Lk + D L диз - (D Ll - Kp), (9.4.1)

где Lтрп - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения, дБА.

Lтрп = 50 + 8,8·lg N

С учетом поправки на скорость движения определяется величина

Lтрп + D Lv

Kp =1,1 - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и точкой замера (зеленый газон).

Уровень шума в зависимости от расстояния от крайней полосы движения будет изменяться в соответствии с уменьшением величины D Ll.

Предельно допустимый уровень шума для территорий сельскохозяйственного назначения - 50 дБА.

Если дорога проходит через лесные массивы, то в этом случае лес служит хорошей преградой для шума, так как на расстоянии 20...25 м при углублении в лес шум убывает на 10...18 дБа и, таким образом, его негативное действие будет резко ограничено.

В процессе строительства дороги существенные шумовые воздействия на окружающую среду оказывают строительно-дорожные машины. Такое воздействие будет осуществляться только в дневное время и на ограниченных участках, связанных непосредственно со строительством на конкретном участке дороги. Для снижения уровней шума на строительных площадках необходимо использовать шумозащитные кожухи на излучающих интенсивный шум агрегатах, а также переносные временные шумозащитные экраны. В табл. 9.4.1 указаны уровни шума для отдельных строительно-дорожных машин и агрегатов. Шум от работы дорожных машин в среднем на 25...30 дБа больше, чем при движении транспортного потока. Однако такое интенсивное шумовое воздействие будет носить временный характер.

Таблица 9.4.1

Уровни звука дорожно-строительных машин

Тип (марка) машины Уровень звука, дБА
в кабине (на рабочем месте) на расстоянии 7 м
Скрепер -  
Автогрейдер    
Бульдозер    
Экскаватор с вместимостью ковша 2 м3    
Экскаватор с вместимостью ковша 1 м3    
Каток тяжелый    
Бетономешалка на 500 л -  
Дизель-молот -  
Вибропогружатель -  
Компрессор с ДВС    
Отбойный молоток пневматический    
Мотопила «Дружба»    

9.5. Сохранение плодородия земель
При сооружении земляного полотна автомобильных дорог важнейшей задачей является сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования определенных условий. На каждом гектаре почвенного слоя содержится более 1 т бактериальной биомассы, обеспечивающей жизнедеятельность множества растительных и животных организмов, дающих около 90 % продуктов питания человеку. Эти весьма ценные плодородные качества почв уничтожаются при несоблюдении природоохранных мероприятий в процессе возведения земляного полотна.

При выполнении подготовительных работ и сооружении земляного полотна необходимо провести следующие мероприятия:

- расчистку дорожной полосы и площадей для дорожных сооружений в строго отведенных границах (а в залесенных участках - лишь в зимнее время), размещение лесосечных складов, трелевочных волоков в пределах отведенной дорожной полосы;

- снятие, сохранение плодородного слоя почвы и использование его в сельском хозяйстве;

- недопущение размывов, оползней, эрозии.

В процессе возведения земляного полотна можно выявить следующие виды нарушения почв:

а) эрозия почв (неудовлетворительное ведение работ, инженерной подготовки и др.);

б) уплотнение почв (выполнение строительно-монтажных, транспортных и заготовительных работ);

в) разрушение почвенной структуры (использование дорожной техники без достаточного учета физико-механических свойств плодородного слоя);

г) заболачивание (изменение водного режима земель из-за необеспеченности водоотвода или поднятия грунтовых вод);

д) иссушение (например, связанное с понижением уровня грунтовых вод);

е) оползни (отрыв и перемещение вниз по склону земляных масс).

Все эти факторы должны учитываться при проектировании земляного полотна, выборе средств механизации, а также технологии и организации работ.

Если весьма ценные плодородные качества почв сравнительно легко и быстро уничтожаются, то процесс восстановления плодородия почв - очень сложен и длителен, например, чтобы воссоздать слой плодородной почвы толщиной 10 см требуется около 100 лет [ 10].

Снятие плодородного слоя почвы производится, как правило, в талом состоянии в теплый и сухой период года. Плодородный слой почвы снимают как с территорий постоянного отвода, занимаемых дорожной конструкцией и искусственными сооружениями, так и с территорий, отводимых во временное пользование для размещения временных зданий и сооружений, карьеров и резервов, отвалов материалов и др.

При подготовке территории под земляное полотно с устройством притрассовых боковых резервов или без них плодородный слой почвы сдвигают в валы на границе полосы отвода. В дальнейшем плодородный грунт используют для рекультивации притрассовых боковых резервов, для укрепления откосов земляного полотна, а также для рекультивации сосредоточенных карьеров, временных дорог, повышения плодородия малопродуктивных угодий и других сельскохозяйственных целей.

Рекультивация земель

Вопросы рекультивации земель сравнительно недавно стали обязательными элементами проекта организации строительства дорог. Все работы по рекультивации проводят в два этапа: технический и биологический.

Техническая рекультивация выполняется непосредственно в процессе выполнения земляных работ или сразу же после освобождения временно занимаемых земель. Она включает снятие и хранение плодородного слоя почвы, вертикальную планировку нарушенных земель, откосов, мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии, нанесению плодородного слоя почвы и т.п. Все эти работы не отличаются особой спецификой и поэтому выполняются организацией, строящей дорогу.

Биологический этап включает агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель, а также непосредственное возвращение земель к первоначальному виду, Эти работы отличаются большой специфичностью и зависят от назначения рекультивируемых земель (пашня, лесопосадки, выгоны). Биологическую рекультивацию выполняют землепользователи за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова.

На основе общих требований по восстановлению плодородия земель с учетом способов обработки почв и процесса роста сельскохозяйственных культур и других растений установлены следующие требования к рекультивируемым территориям.

1. Поперечные уклоны восстанавливаемых рекультивацией земель должны обеспечить устойчивость земли против водной эрозии. Для большинства разновидностей почв допускаемым уклоном рекультивации iq можно принимать iq < 100‰ при ширине рекультивируемой полосы 10...30 м. При рекультивации под пастбища и сенокосы допускается уклон рекультивации до 20...40‰, при рекультивации под водоем допускается заложение откоса - 1:4.

2. Равенство урожайности приведенной рекультивированной земли и основного поля. Основным показателем этого требования является толщина плодородного слоя hn, которая должна быть не меньше толщины плодородного слоя почвы основного поля h0.

3. Максимальное удобство обработки земель под все виды

сельскохозяйственных культур всеми видами сельскохозяйственных машин.

4. Соблюдение условий водно-теплового режима земляного полотна.

На основе накопленного дорожными организациями опыта перечень работ по рекультивации нарушенных земель включает следующее:

подготовка поверхности для снятия растительного слоя (удаление кустарника, пней, камней и др.);

- снятие плодородного слоя почвы;

- погрузка и транспортировка плодородного грунта на рекультивируемую поверхность;

- уположивание рекультивируемой поверхности с таким расчетом, чтобы была возможность провести биологическую рекультивацию;

- внесение удобрений, посев многолетних трав, кустарников, деревьев.

Для выполнения работ рекультивации могут быть использованы различные типы землеройно-транспортных машин. Наиболее благоприятным периодом для выполнения работ является весенне-летний период.

В равнинной и слабо пересеченной местности рекультивацию земель, занятых боковыми резервами, осуществляют по дуге параболы и касательной к ней линии допустимого уклона, что наиболее просто выполнить в процессе возведения земляного полотна бульдозером или автогрейдером (рис. 9.6.1).

Рис. 9.6.1. Поперечное сечение рекультивированного притрассового бокового резерва

Рекультивацию притрассовых боковых резервов глубиною более 1,0 м можно производить по одной из предлагаемых схем:

- засыпкой привозным инертным материалом с последующей укладкой на него плодородного слоя почвы (рис. 9.6.2., а);

- уположение внешнего откоса резерва с использованием грунта с прилегающей к резерву территории (рис. 9.6.2, б).

Рис. 9.6.2. Схемы рекультивации притрассовых боковых резервов:
а - засыпка привозным материалом; б - уположение внешнего откоса

Техническую рекультивацию сосредоточенных карьеров и резервов производят по схемам, аналогичным при рекультивации притрассовых боковых резервов, т.е. путем засыпки выработанного пространства материалами отвалов вскрыши или выполаживанием откосов выработки. При сельскохозяйственном направлении рекультивации плодородный слой почвы лучше укладывать не сразу после засыпки карьера, а после использования спланированной территории под сенокосы или пастбища в течение двух-трех лет. При этом перед укладкой плодородного слоя почвы должно быть проведено рыхление или вспашка спланированной поверхности. Толщина плодородного слоя почвы должна быть не менее 20...50 см, если рекультивируемая территория будет использоваться под пашню.

Заполнение выработанного пространства карьеров можно производить также промышленными и бытовыми отходами с последующей засыпкой отходов плодородной почвы толщиной не менее 10 см. Создание растительного покрова производится посевом многолетних трав.

РАЗДЕЛ VI
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Глава 10.
Общие принципы и положения

Классификация работ

Действующая классификация ремонтно-профилактических мероприятий [ 74] предусматривает следующие виды работ по ремонту и содержанию дорог: капитальный ремонт, ремонт и содержание, своевременное и полное выполнение которых необходимо, чтобы сохранять и поддерживать транспортно-эксплуатационное состояние дороги в течение всего срока эксплуатации на уровне, обеспечивающем установленные для данной категории требования к потребительским свойствам дороги.

Потребительские свойства дороги - это совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно отвечающих интересам пользователей. К потребительским свойствам относятся: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения по дорогам общего пользования осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.

Требуемый вид ремонта, состав и объёмы работ по ремонту каждой автомобильной дороги и участка дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании результатов диагностики и оценки их фактического состояния, инженерных изысканий, испытаний и обследований, ведомостей дефектов и других документов, содержащих оценку фактического состояния дорог и дорожных сооружений в объёме, позволяющем сопоставить это состояние с критериями назначения соответствующего вида ремонта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: