Состав работ по содержанию автомобильных дорог




В основу настоящего раздела положена классификация работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, приведенная в нормативном документе [ 74].

К содержанию автомобильной дороги относят работы:

По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:

- систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке;

- очистка от мусора и посторонних предметов, планировка;

- скашивание травы и вырубка кустарника с уборкой порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом;

- очистка обочин от пыли и грязи;

- систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода;

- прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений;

- прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, быстротоков, перепадов и т.д., исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта);

- подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин;

- устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;

- ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах, устройство и профилирование летних тракторных путей;

- выполнение мероприятий по обеспечению охраны природной среды;

- установление и обозначение придорожных полос автомобильных дорог.

По дорожным одеждам:

- очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов, устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума, устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и др.), исправление кромок (бордюров) на всех типах покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов в цементобетонных покрытиях;

- ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит;

- защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;

- устройство защитных слоев из эмульсионно-минеральных смесей на участках шелушения и выкрашивания асфальтобетонных и цементобетонных покрытий;

- ликвидация колей глубиной до 30 мм путём укладки двух слоев эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки по полосам наката шириной до 0,8 м;

- частичное фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям с заполнением колей чёрным щебнем или асфальтобетонной смесью и устройством защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;

- остановка и предупреждение развития трещин и сетки трещин устройством изолирующего слоя мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами;

- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и укладка их вновь на отдельных небольших по протяжённости (до 20 м) участках дороги; исправление профиля щебеночных и гравийных покрытий с добавлением щебня или гравия;

- профилировка грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, восстановление профиля и улучшение их проезжей части щебнем, гравием, шлаком и другими материалами с расходом до 100 м3 на 1 километр;

- обеспыливание дорог; уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами.

По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения:

- уход за знаками, замена повреждённых и установка вновь недостающих дорожных знаков;

- удаление отслужившей, восстановление изношенной и нанесение вновь вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе, на элементах искусственных сооружений;

- исправление и замена повреждённых и морально устаревших, а также установка вновь недостающих дорожных ограждений и направляющих устройств;

- содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, а также шумозащитных сооружений;

- исправление отдельных повреждений элементов архитектурно-художественного оформления дорог, надлежащий уход за этими элементами;

- очистка туалетов;

- установка и содержание в чистоте и порядке беседок, скамеек, панно и др.;

- обустройство источников питьевой воды и артезианских колодцев, содержание их в чистоте и порядке;

- окраска обстановки и элементов обустройства дорог, содержание их в чистоте и порядке;

- оборудование и содержание объездов разрушенных, подтопляемых, наледных и заносимых участков дорог, закрываемых для движения мостов;

- содержание, восстановление и устройство вновь пунктов учёта движения, снегомерных постов и постов для измерения температуры и оценки состояния дорожной конструкции и других устройств, необходимых для изучения работы дороги, её отдельных элементов и сооружений;

- содержание включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других сооружений, замена ламп и светильников, вышедших из строя, проводов, кабелей и других элементов электроосвещения, ревизия трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение;

- содержание включенных в балансовую стоимость автомобильной дороги и дорожных сооружений линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением;

- содержание включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений пунктов весовою контроля, водомерных постов, метеопунктов и систем мониторинга погодных условий и условий движения.

Зимнее содержание дорог:

- изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных сооружений (заборов, панелей, навесов, грунтовых валов и др.);

- уход за снегозащитными сооружениями;

- изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.);

- создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;

- патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасывание снежных валов с обочин;

- профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;

- регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и т.д.;

- очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;

- оборудование и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ;

- борьба с зимней скользкостью;

- восстановление существующих и создание новых баз противогололёдных материалов, устройство подъездов к ним;

- бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных рассолов;

- приготовление и хранение противогололёдных материалов;

- устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололёдными свойствами;

- устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения антигололёдных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных уровнях и т.д.;

- борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и утепление русл около искусственных сооружений; ликвидация наледных образований;

- проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений.

Озеленение дорог:

-подготовка почвы под посадку и лесопитомники;

- выращивание саженцев (или оплата их стоимости);

- устройство снегозащитных лесных полос;

- противоэрозионные и декоративные посадки;

- уход за посадками, рубки ухода, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров;

- борьба с вредителями и болезнями растений;

- засев травой полосы отвода и разделительной полосы.

Прочие работы по содержанию:

- разработка по усмотрению заказчика проектно-сметной документации и ее экспертиза;

- оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений;

- охрана автомобильных дорог и отдельных дорожных сооружений, сторожевая и пожарная охрана;

- ограничение в установленном порядке движения транспорта на дорогах в весенне-осеннюю распутицу;

- инвентаризация и паспортизация дорог и отвод земель;

- диагностика и оценка состояния автомобильных дорог;

- текущие и периодические осмотры, обследования и испытания мостов, путепроводов и других сооружений;

- учёт интенсивности движения;

- формирование и ведение банков данных о состоянии дорог, мостов и других дорожных сооружений;

- разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки;

- учёт дорожно-транспортных происшествий и участие в расследовании причин их возникновения;

- организация дежурно-диспетчерской службы, метеорологическое обеспечение и т.д.;

- инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.,

Разделы, связанные с технологией выполнения работ по содержанию, составлены на основе справочника [ 75].

Содержание автомобильных дорог весной, летом и осенью

11.3.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода
Источник:https://www.gosthelp.ru/text/PosobieSpravochnikdorozhn.html

Содержание земляного полотна. Работы заключаются в предупреждении, устранении или ослаблении воздействия природных факторов и транспортных средств, в ликвидации последствий этих воздействий, если они небольшого объема. Большие деформации или разрушения устраняют путем капитального или среднего ремонта.

С целью предупреждения, устранения и ослабления воздействия ливневых и талых вод на земляное полотно проводят систематические работы по обеспечению беспрепятственного пропуска воды по водоотводным сооружениям с заблаговременной, регулярной прочисткой боковых водоотводных канав, с вырубкой кустарника, скашиванием травы, удалением камней и других предметов. Непрерывно наблюдают за проходом ливневых и талых вод, устраняют задержки потока и ликвидируют начинающиеся размывы земляного полотна.

Подготовка системы водоотвода к зимнему периоду включает закрытие деревянными щитами отверстий труб и малых мостов для предотвращения забивания их снегом и последующего обледенения, а также расчистку канав и русел небольших водотоков у искусственных сооружений. При наличии ливневой канализации колодцы очищают от ила с помощью илососных машин (табл. 11.3.1), а коллекторы промывают машинами для гидродинамической очистки (табл. 11.3.2). Весной необходимо быстро подготовить систему водоотвода к пропуску талых вод, боковые канавы очистить от снега автогрейдерами с кюветовосстановителями полностью по всему сечению. Водоотводные канавы можно расчищать вручную, устраивая в снегу прорези шириной 0,7 м и глубиной до уровня грунта. У малых мостов и труб убирают щиты, забывавшие их отверстия, удаляют лед и снег, накопившиеся за зиму, расчищают снег перед отверстиями на ширину, равную ширине отверстий, на длину не менее 30 м от каждого оголовка.

Таблица 11.3.1

Технические характеристики илососных машин

Параметры Марки машин
КО-510 КО-519 КО-507А
Базовое шасси ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 ЗИЛ-133Д4 КамАЗ-53213
Вместимость цистерны, м 3,25 6,2 7,0
в том числе илового отсека 2,85 -  
отсека для иловой воды 0,4 - 0,5
Масса загружаемых материалов, кг   -  
Глубина всасывания, м 4,5   6,0
Наибольшее разрежение, создаваемое в цистерне, МПа 0,09 0,095 0,095
Производительность вакуум-насоса, м3      
Угол подъема цистерны, град. -   -
Полная масса, кг      
Габаритные размеры, м 7,0 ´ 2,5 ´ 3,5 8,0 ´ 2,5 ´ 3,3 8,5 ´ 2,5 ´ 3,3

Таблица 11.3.2

Технические характеристики машин для гидродинамической очистки ливневой канализации

Параметры Марки машин
КО-512 КО-514 КО-502Б
Базовое шасси КамАЗ-53213 КамАЗ-4925 ЗИЛ-433362
Объем цистерны, м3 9,05 5,75 5,4
Масса загружаемой воды, кг   - -
Производительность насоса, м3 12,5 12,5  
Рабочее давление воды, Мпа - -  
Максимальное давление, Мпа      
Диаметр очищаемых труб, мм 150-1000 150-1000 150-1000
Максимальная дальность струи, м   - -
Ширина рабочей зоны при мойке, м - 3,5 -
Рабочее давление при мойке дорожного покрытия, МПа - 1,5 -
Количество обслуживающего персонала, чел.      
Полная масса, кг      

Содержание обочин и откосов включает полное удаление с них снега и льда по окончании зимы, окашивание травы, удаление кустарника и посторонних предметов, систематическую планировку и утюжку, заравнивание ям, колей и других углублений.

Весьма ответственно содержание пучинистых участков. Пучины возникают вследствие накопления влаги в земляном полотне осенью и зимой и неравномерного оттаивания полотна весной. Особенно сильно пучины проявляются на участках с затрудненным водоотводом в районах, где зимой наблюдаются колебания температуры от положительных до отрицательных значений. Скопление влаги под дорожной одеждой может также происходить от неудовлетворительного содержания, при котором вода проникает внутрь через трещины и другие дефекты покрытия.

Ослабить в некоторой мере процессы пучинообразования можно правильной очисткой дороги от снега, особенно в конце зимы и начале весны. Земляное полотно целесообразно очищать на всю ширину, а с наступлением потепления полностью удалять снег не только с обочин, но и с откосов и из кюветов. Задача состоит в том, чтобы максимально ускорить оттаивание и просыхание в первую очередь боковых частей земляного полотна.

С началом весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Первый признак - появление в отдельных местах на покрытии продольных и поперечных трещин, влажных пятен. Число трещин постепенно увеличивается, они соединяются, образуя сетку трещин.

Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие на дорогу, является прокопка осушительных воронок на обочинах, которую лучше всего выполнять с помощью машины ЭД-201 с рабочим органом роторного типа. Воронки роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 3...4 м одну от другой. Они имеют ширину 0,2...0,3 м, а глубина равна толщине дорожной одежды с подстилающим песчаным слоем. Дну их придается продольный уклон 40...50 ‰. Воронки, соприкасаясь с теплым воздухом и подвергаясь прямому нагреву солнечными лучами, способствуют быстрейшему оттаиванию земляного полотна и отводу образующейся воды.

Если признаки пучинообразования все же появились, необходимо предохранить покрытие от разрушения. Для этого на пучинистом участке устраивают «подушку» из котельного шлака, несмерзшегося сухого песка или гравийно-песчаной смеси слоем 10...15 см. На «подушку» укладывают деревянные щиты или временное колейное покрытие.

На отдельных участках, где дорожная одежда обладает малой прочностью, движение переносят на объезд или ограничивают скорость и грузоподъемность автомобилей. Такие участки необходимо ограждать барьерами, устанавливать указатели объездов, знаки ограничения скорости и грузоподъемности. Решение о временном прекращении или ограничении движения выносят администрации субъектов РФ. Необходимо своевременно через средства массовой информации оповещать население о закрытии или ограничении движения. Борьбу с пучинами прекращают, когда грунт земляного полотна полностью оттает и просохнет. С проезжей части убирают настилы, щиты, маты, шлак и песок, засыпают осушительные воронки на обочинах. Места на покрытии, подвергшиеся разрушению или деформациям, должны быть обязательно исправлены. В конце весны устраняют повреждения земляного полотна: засыпают промоины, исправляют бровки, убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы.

Содержание полосы отвода. Дорожные организации проводят следующие работы по содержанию полосы отвода: уничтожение или скашивание сорных трав; вырубку кустарника, растущего близко к дороге и могущего вызвать снежные заносы; уборку мусора с полосы отвода; уход за резервами и кавальерами; улучшение стока воды с полосы отвода с планировкой отдельных участков и приданием им необходимого уклона; ликвидацию застоя воды в пониженных местах; содержание летних и тракторных путей с утюжкой, а при необходимости с профилированием их; ликвидацию ям, рвов, колеи и прочих углублений и неровностей; охрану полосы отвода с проведением противопожарных мероприятий, особенно в лесной местности; недопущение устройства мусорных ям и свалок. Нельзя допускать засорения полей, принадлежащих смежным землепользователям, сорняковой растительностью. Для борьбы с ней можно использовать химические средства, называемые гербицидами (табл. 11.3.3) в виде рабочих растворов или суспензий. В каждом случае возможность применения гербицидов следует согласовать с агрономами местных сельскохозяйственных органов.

Таблица 11.3.3

Характеристика гербицидов

Наименование гербицида Краткая характеристика Норма расхода, кг/га
Монурон Порошок с содержанием около 80 % химического продукта. Представляет собой производное мочевины. Применяют в виде раствора, опрыскивают почву до появления всходов сорных растений 20-40
Фенурон Порошок, близкий по составу к монурону. Применяют так же, как монурон 20-40
Атразин Порошок содержит около 50% химического продукта. Применяют в виде суспензии, опрыскивают почву до появления всходов сорняков 10-15
Симазин Порошок содержит 50 % химического продукта. Применяют в виде суспензии, опрыскивают почву до всходов сорняков 15-20
Дилапон Порошок содержит 85 % химического продукта. Проникает в растение через опрыснутые листья. Применяют в виде раствора, когда высота растущих сорняков достигнет 10...20 см 30-40
ТХА (трихлорацетанатрия) Порошок содержит 85 % химическою продукта. Эффективно подавляет как однолетние, так и многолетние сорняки. Применяют в виде раствора опрыскиванием почвы. Способен сохранять в почве свои токсические свойства до 4 мес. 100-120
Сульфамат аммония Порошок содержит 70...90 % химического продукта. Можно применял, для борьбы с травянистой и с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью. Используют в виде раствора для опрыскивания растительности 300-500

Для опрыскивания почвы и растительности на полосе отвода используют прицепные и навесные опрыскиватели разных марок на тракторах и самоходных шасси, поливомоечные машины (табл. 11.3.4). В отдельных случаях для опрыскивания участков небольшой площади можно применять ручные опрыскиватели.

Таблица 11.3.4

Технические характеристики поливомоечного оборудования

Параметры Марка машины
ПО-451 ТМ-20
Базовый трактор МТЗ-80/82 МТЗ-80/82
Вместимость цистерны, м3 4,5 4,5
Ширина обрабатываемой полосы, м:    
при мойке 5,0 3,0
при поливке    
Площадь обрабатываемая с одного    
наполнения цистерны, м2:    
при мойке    
при поливке    
Масса снаряженная, кг    
Габаритные (длина поезда), м 8,2 ´ 2,2 ´ 2,3 4,4 ´ 2,01 ´ 1,76

Гербициды губительно действуют не только на сорняки, но и на культурные растения. Кроме того, они в известной мере токсичны для людей и животных. Поэтому при работе с ними нужно соблюдать большую осторожность, строго выполняя требования правил охраны труда и техники безопасности.

С гербицидами не должны работать лица моложе 18 лет, беременные и кормящие женщины, а также лица, имеющие болезни почек и печени, заболевания крови и органические расстройства нервной системы, больные туберкулезом и язвой желудка.

Все работающие с гербицидами должны быть обеспечены комбинезонами, сапогами, рукавицами, защитными очками, респираторами или марлевыми повязками с ватной прокладкой. Продолжительность работы с гербицидами - не более 5...6 ч в день.

На участках, где применяют гербициды, и в местах их приготовления нельзя принимать пищу, курить, хранить пищу в карманах. Перед приемом пищи необходимо снять спецодежду, вымыть с мылом руки и лицо, прополоскать рот и горло. По окончании работы спецодежду нужно сдать в отведенное для ее хранения помещение, вымыться или принять душ. Категорически запрещается уносить домой спецодежду или индивидуальные средства защиты.

Хранят гербициды в прочной, хорошо закрытой таре в отдельном складе. После работы опрыскивающую аппаратуру и тару, в которой готовили растворы, следует тщательно очистить, промыть горячей водой и сдать на склад. Остатки рабочих растворов закапывают в землю на глубину не менее 1 м вдали от жилых построек, скотных дворов, источников питьевой воды. На обработанных гербицидами участках запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, кошение травы, пока не истечет 15 дней со времени обработки.

Потребность в средствах механизации и затратах труда для выполнения работ по содержанию земляного полотна и полосы отвода приведена в табл. 11.3.5.

Таблица 11.3.5

Укрупненные показатели потребности в средствах механизации и трудовых ресурсах на содержание земляного полотна и полосы отвода (на 1 км дороги в год)

Вид работы Средства механизации Рабочие
наименование кол-во, маш.-ч профессия и квалификация кол-во, чел.-ч
Земляное полотно и система водоотвода
Содержание системы водоотвода с очисткой канав весной от снега, а летом от наносов и грязи с вывозкой мусора. Очистка от снега русел весной на подходах к трубам Кюветовосстановитель ДЭ-9 на автогрейдере ДЗ-31-1 0,84 Машинист 6-го разряда 0,84
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером КДМ-130 В 0,80 Водитель 3-го класса 0,80
    Дорожные рабочие 2-го разряда 0,20
Очистка труб весной от снега, льда и наносов с вывозкой мусора Оборудование для очистки Т-927 на комбинированной дорожной машине КДМ-130 В 0,20 Водитель 3-го класса 0,20
  Дорожный рабочий 3-го разряда 0,20
Рытье и засыпка осушительных воронок на обочинах весной на пучинистых участках Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером 0,20 Водитель 3-го класса 0,20
Машина ЭД 201 на колесном тракторе МТЗ-50 для рытья дренажных прорезей 20,90 Машинист 5-го разряда 20,90
Планировка откосов и засев травами Автогрейдер ДЗ-31 -1 0,52 Машинист 6-го разряда 0,52
Машина для гидропосева СД-101 4,40 Водитель 3-го класса 4,40
      Дор. рабочий 2-го разряда  
Окашивание откосов и уборка скошенной травы Косилка ЭД-101 на колесном тракторе МТЗ-50 0,40 Водитель 3-го класса 0,40
      Дор. рабочий 2-го разряда 0,40
Содержание укрепленных обочин с подсыпкой, планировкой, уплотнением КДМ-130 А 0,50 Машинист 4-го разряда 0,50
Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 10,00 Водитель 3-го класса 10,00
Автогрейдер ДЗ-31-1 6,28 Машинист 6-го разряда 6,28
Каток ДУ-11 15,00 Машинист 5-го разряда 15,00
Содержание неукрепленных обочин с подсыпкой, планировкой, окашиванием и уборкой скошенной травы Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 10,00 Водитель 3-го класса 10,00
КДМ-130А 0,12 Машинист 4-го разряда 0,12
Автогрейдер ДЗ-31-1 6,28    
Каток ДУ-11 15,00 Машинист 6-го разряда 6,28
Косилка ЭД-101 на колесном тракторе МТЗ-50 0,06 Машинист 6-го разряда 15,00
    Машинист 4-го разряда 0,06
    Дор. рабочий 2-го разряда 0,06
Полоса отвода
Планировка полосы для обеспечения стока Бульдозер ДЗ-37 6,26 Машинист 4-го разряда 6,26
Автогрейдер ДЗ-31-1 0,52 Машинист 6-го разряда 0,52
Сбор мусора, погрузка и вывозка его с полосы ЗИЛ-ММЗ-555 с грейфером 0,40 Водитель 3-го класса 0,40
    Дор. рабочий 2-го разряда 0,40
Окашивание полосы и уборка скошенной травы Косилка ЭД-101 на МТЗ-50 1,40 Машинист 4-го разряда 1,40
  Дор. рабочие 3-го разряда 1,40
  Дор. рабочие 2-го разряда 1,40

Содержание проезжей части

Работы по содержанию проезжей части весной, летом и осенью заключаются в основном в систематическом уходе за дорожной одеждой с целью поддержания ее в чистоте и порядке, предотвращении и ликвидации небольших повреждений, возникающих под воздействием транспортных средств и природных факторов. Характер мероприятий по содержанию проезжей части в значительной мере зависит от типа покрытия. На грунтовых дорогах, не имеющих дорожной одежды, содержание проезжей части, по существу, включает мероприятия по содержанию земляного полотна.

Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями. Выполняются работы по очистке покрытий от пыли, грязи и мойка их с помощью поливомоечных машин (табл. 11.8). На отдельных участках покрытий, построенных с применением избыточного количества органического вяжущего, в жаркие дни оно может выступать на поверхность. Такие места присыпают каменной мелочью, высевками или крупнозернистым песком. Сбрасываемый колесами автомобилей материал вновь наметают на покрытие. Укрупненные показатели затрат машинного времени и труда на содержание проезжей части весной, летом и осенью приведены в табл. 11.3.6.

Таблица 11.3.6

Укрупненные показатели на содержание проезжей части с усовершенствованными и переходными покрытиями (на 1 км дороги в год)

Вид работы Средства механизации Рабочие
наименование кол-во, маш.-ч профессия и квалификация кол-во, чел.-ч
Проезжая часть с усовершенствованным покрытием
Подметание и мойка Комбинированная дорожная машина КДМ-130В 9,60 Машинист 4-го разряда 9,60
Уход за участками с избытком вяжущего Распределитель каменной мелочи ДС-49 0,04 Машинист 5-го разряда 0,04
Каток ДУ-11 7,50 Машинист 5-го разряда 7,50
Проезжая часть с гравийным покрытием
Обеспыливание водой Комбинированная дорожная машина КДМ-130В 0,19 Машинист 4-го разряда 0,19
Профилирование и уплотнение Автогрейдер ДЗ-31-1 4,62 Машинист 6-го разряда 4,62
Каток ДУ-11 30,00 Машинист 5-го разряда 30,00

Содержание дорог с переходными покрытиями. Производятся наметание каменной мелочи и высевок на покрытие, уборку катуна и обеспыливание водой. Другие обеспыливающие материалы, например, хлористый кальций или органические вяжущие применяют при ремонте. Весной и осенью переходные покрытия приходится очищать от грязи, заносимой колесами с обочин, а также отводить воду, если она задерживается в местных понижениях проезжей части. Гравийные покрытия выравнивают профилировкой автогрейдерами или утюжкой металлическими утюгами.

Содержание грунтовых и грунтово-улучшенных дорог. Интенсивное и частое профилирование проводят для устранения образовавшихся ям, колеи и других неровностей. Утюжка - профилактическое мероприятие, проводимое заранее, до образования крупных неровностей, когда грунт имеет оптимальную влажность. При интенсивных дождях или в периоды распутицы проезд по грунтовым дорогам целесообразно закрывать.

Обеспыливание дорог

Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой.

При большом скоплении грязи на покрытии (около переездов, съездов и т. д.) прибегают к комбинированной очистке, т. е. механической щеткой и поливомоечной машиной.

Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без применения органических вяжущих, осуществляют путем обработки их поверхности обеспыливающими материалами. Виды обеспыливающих материалов, ориентировочные нормы их расхода на 1 м2 и продолжительность действия даны в табл. 11.3.7.

Таблица 11.3.7

Нормы расхода материалов и продолжительность действия

Материал Ед. изм Нормы расхода материалов на 1 м2 покрытия Срок действия, сут.
гравийного щебеночного грунтового
           
Гигроскопические
Кальций хлористый технический: кальцинированный кг 0,6-0,7 0,8-0,9 0,4-0,5 0,6-0,7 0,7-0,8 0,9-1,0 20-40
Плавленый кг 0,8-0,9 1,0-1,01 0,6-0,8 0,7-1,0 0,9-1,0 1,1-1,2 20-40
Жидкий л 1,3-1,7 2,0-2,2 1,0-1,5 1,5-2,0 1,7-2,0 2,2-2,4 15-25
Кальций хлористый ингибированный фосфатами (ХКФ) кг 0,7-0,8 0,9-1,0 0,5-0,6 0,7-0,8 0,8-0,9 1,0-1,1 25-40
Техническая поваренная соль (в виде раствора 30 %-ной концентрации) л 1,5-2,2 2,4-3,0 1,2-2,0 2,0-2,6 1,8-2,8 3,4-4,0 15-20
Техническая соль сильвинитовых отвалов: твердая кг 0,8-1,2 1,4-1,8 0,6-1,0 1,2-1,6 1,0-1,4 1,6-2,0 15-25
Жидкая л 1,6-2,5 2,7-3,3 1,4-2,2 2,4-3,0 2,0-3,0 3,6-4,2 15-20
Вода морская лиманная или соленых озер л 1,0-1,5 1,5-2,0 0,8-1,3 1,3-1,8 1,5-2,0 2,0-2,5 3-5
Вода техническая л 1,0-2,0 0,5-1,5 1,5-2,5 0,04-0,12 (1-3 ч)
Органические
Лигносульфонаты технические (марка В 50 %-ной концентрации) л 1,6-2,0 1,2-1,6 1,4-1,8 1,0-1,4 1,8-2,2 1,6-2,0 20-30
Лингнодор л 1,6-2,0 1,2-1,6 1,4-1,8 1,0-1,4 1,8-2,2 1,6-2,0 40-45
Сульфитный щелок (10 %-ной концентрации) л 4,0-6,0 3,0-5,0 3,5-5,0 2,5-4,0 4,5-6,5 3,5-5,5 15-20
Жидкий битум и дегти л 0,8-1,0 0,7-1,0 1,0-1,2 30-90
Битумные эмульсии л 1,2-1,5 1,0-1,3 1,5-2,0 30-90
Сырые нефти л 0,8-1,0 0,7-1,0 1,0-1,2 30-90

Повторно обрабатывают при появлении первых признаков образования пыли. Нормы расхода обеспыливающих материалов при этом уменьшают в 2 раза по сравнению с нормами для первой обработки.

Число обработок за сезон определяют с учетом продолжительности, теплого периода, в течение которого наблюдается образование пыли, числа дождливых дней и срока действия обеспыливающих материалов.

Готовые растворы и рассолы хранят в цистернах вместимостью 20...100 м3 или в бетонных закрытых хранилищах. Органические обеспыливающие вяжущие, поставляемые в цистернах, хранят в закрытых хранилищах, оборудованных системой подогрева.

Для распределения обеспыливающих материалов наряду с дорожными поливомоечными машинами (табл.11.3.8) могут быть использованы сельскохозяйственные распределители жидких и твердых минеральных удобрений (РЖТ, РУМ-3, КСА-3 и т. д.).

Таблица 11.3.8

Технические характеристики универсальных машин для содержания дорог

Параметры Марка машины
КО-804 КДМ-130В КО-806 КО-713
Базовое шасси ЗИЛ-433362 ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 КамАЗ-4925 ЗИЛ-433362
Вместимость цистерны, м3 6,0 6,0 - 6,35
Вместимость кузова, м3 - 3,25 - 3,0
Масса загружаемой воды, кг - -   -
Ширина рабочей зоны, м:        
при мойке     8,5 8,5
при поливке        
при подметании 2,3 2,34 - -
при снегоочистке 2,3-2,65 2,7-3,0 - 2,5
при распределении противогололедных материалов (4 м)   4-10 - 4-9
Диаметр очищаемых трубопроводов, мм 50-300 - - -
Длина очищаемых с одной установки трубопроводов, м   - - -
Удельный расход воды, л/м2:        
при мойке - - 0.7 -
при поливке - - 0,2 -
Полная масса, кг   -    
Габаритные размеры, м - - 7,4 ´ 2,5 ´ 3,0 8,6 ´ 3 ´ 2,7

Гравийные покрытия обеспыливают двумя способами: пропиткой и смешиванием на дороге минерального материала покрытия с обеспыливающим материалом.

Раствор при пропитке желательно разливать на покрытие, материал которого имеет влажность, равную или меньшую оп тимальной. При норме более 1,5 л/м2разливают за два-три приема. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитался в покрытие. Органические обеспыливающие материалы разливают при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание (табл. 11.3.9).

Таблица 11.3.9

Температура материала при разливе

Материал Марка Температура разлива, С
Нефтяные жидкие битумы МГ 40/70, СГ 40/70 50-70
Дегти Д-1, Д-2 25-50; 50-60
Технический лигносульфонта (ТЛС):    
50 %-ной концентрации А, В 50-70
40 %-ной концентрации А, В 20-30
30 %-ной концентрации А, В 10-20
Сульфитный щелок - Без подогрева
Отработанные масла - Без подогрева
Битумные эмульсии Анионные


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: