Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.




ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗПОЛОГИИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Предмет анатомии и физиологии. Связь их с медицинскими науками.

2. Методы, используемые для изучения анатомии.

3. Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.

4. Анатомическая терминология. Латинская терминология.

5. Оси, плоскости, условные линии тела.

6. Орган. Системы органов.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Предмет анатомии и физиологии. Связь их с медицинскими науками.

Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.

Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма человека под воздействием окружающей среды. В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.

Физиология – это наука о процессах, протекающих в живых организмах, и обеспечивающих их существование в окружающем материальном мире.

Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими науками: патанатомия, патфизиология, нервные болезни, эндокринология, гистология, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.

 

 

Анатомия

 

СистематическаяТопографическаяПластическаяВозрастная

(нормальная) местоположение Формы и про- строение

Изучает строение органов порции тела тела ч-ка

тела человека по человека от возраста

системам

Патологическая

Изучает поврежденные органы и ткани

 

Физиология

 

ОбщаяЧастная Прикладная

Изучает основные Изучает особенности Физиология труда

жизненные процессы отд. органов, тканей питания.

Методы, используемые для изучения анатомии.

· Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).

· Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).

· Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).

· Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.

· Метод просветления (основан на разности преломления лучей).

· Соматоскопический метод или визуальный осмотр.

· Антропометрический метод – путем измерения частей тела.

· Эндоскопический метод – при помощи приборов.

· Метод препарирования – послойное рассечения.

· Метод ощупывания.

· Метод перкуссии (простукивания).

· Метод аускультации (прослушивания).

· Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие вещества) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.

В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.

 

Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап - описательная анатомия – этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап - систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап - топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап - пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап - функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап - возрастная анатоми я – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап - сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап - археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.

Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.

Гиппократ – 460л. до н.э. – время зарождения анатомии.

Открыл 4 вида жидкости – кровь, слизь, желчь, черная желчь.

Ошибки – артерии содержат воздух, мозг вырабатывает семя.

Платон – (427-347 до н.э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отдела спинного мозга.

Ошибки – 3 души (мозг, печень, сердце – здесь находится 3 души).

Аристотель – главным органом в организме является сердце. Открыл сухожилие и нервы.

Гален – впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных.

XVI век описал 7 пар черепных нервов. Написал труды «О частях тела человеческого».

Авиценна – написал книгу «Канон врачебной науки».

Андрас Везалий – 1514-1564 написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей – (1578-1657) большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.

Сервет - (1511-1553) малый круг кровообращения.

Азелли - (1591-1626) описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.

В 1725г – была открыта академия наук в Петербурге.

В 1795г. – Университет в Москве.

Ломоносов – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

Шванн - (1810-1882) открыл клетку, в 1839г. создал клеточную теорию строения организмов.

Пирогов – был военно-полевой врач, вскрыл 12 тысяч трупов. Применил наркоз, шины, открыл фасции.

Лесгафт – применил метод рентгенографии, основоположник физического развития.

Воробьев – создал атлас, применения бальзамирования (труп Ленина).

Сеченов – открыл рефлексы головного мозга.

Павлов – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: