дети которых готовятся пойти в детский сад




Представим себе

эмоциональный портрет ребенка в период адаптации:

 

1.Отрицательные эмоции – важнейший компонент эмоционального портрета, встречающийся, как правило, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу. Проявления могут быть различными: от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете – не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, и, конечно, не играет и не спит. Как правило, тут же присутствует вся палитра плача – от нытья и хныканья до рыданий.

2. Страх – в той или иной степени в период адаптации его испытывает, наверно, каждый ребенок. Ведь малыш, впервые придя в детский сад, во всем видит лишь скрытую угрозу для своего существования. Ребенок боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, что мама забудет о нем, уйдя из сада на работу. Малыш очень боится того, что родители предадут его, не придут за ним вечером, не заберут домой…

3. Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент ребенок, словно маленький агрессор, готов пантерой прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

4. Социальные контакты. Уже в 3 года ребенку обычно нравится контактировать с людьми, он сам выбирает повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. На смену приходит «компромиссная контактность», когда ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми. Однако, эта инициатива мнима: он просит отвести его домой, позвонить маме… как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

5. Познавательная деятельность – обычно «верный друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стресса. Ребенку не интересны игрушки и книжки, ему не хочется знакомиться с другими детьми…

6. Социальные навыки – здесь тоже может отмечаться регресс, когда ребенок «забывает» как пользоваться ложкой. Как расстегивать пуговицы, как мыть руки… Однако, по мере адаптации он как бы «вспоминает» «забытые» им навыки, и в придачу к ним легко усваивает новые.

7. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется в сторону регрессии и речь. Словарный запас ребенка скудеет, и при разговоре он употребляет лишь облегченные слова.

8. Двигательная активность. Во время адаптации редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

9. Сон. Вначале может отсутствовать совсем, затем ребенок начинает засыпать, но тут же просыпается со слезами. Только лишь когда ребенок адаптируется к детскому саду, он в самом деле может тихо провести тихий час и спать спокойно.

10. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, а порой он и вовсе отсутствует. Крайне редко дети впадают в другую крайность, как бы пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности.

11. Положительные эмоции – противовес всем отрицательным эмоциям и главный «выключатель» их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок на что-то отвлекается, т.е. на время ориентировочной реакции на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, возвещая о завершении у ребенка адаптационного периода. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», «вылечивающие» большинство от негативных сдвигов адаптационного периода.

 

Что же провоцирует стресс? В огромной степени – отрыв от матери. Мама для ребенка – это все, а тут ее нет. В новой обстановке и вести себя надо не так, как дома, и ребенок боится что-то сделать не так. А страх поддерживает стресс и образуется порочный круг, который в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Малыш, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. «Ломка» эта длится до тех пор, пока ребенок не усвоит новый для него алгоритм расставаний и встреч.

 

Во многом облегчает адаптационный период ребенку психологическая подготовка, соответствующий настрой, который создают родители. Родителей тоже необходимо готовить к поступлению их ребенка в детский сад. Во многом от их эмоционального состояния зависит успех адаптации ребенка (повышенная напряженность, тревожность родителей передается детям).

 

Рекомендации родителям,

дети которых готовятся пойти в детский сад

1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые Ваши колебания используют для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Постарайтесь отдать ребенка в ту группу, где у него есть знакомые ровесники. Если это невозможно, познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Обязательно посетите группу, познакомьтесь с воспитателями.

3. Настройте малыша как можно положительнее на его поступление в детский сад. Внушайте ему, как это здорово, что он дорос до детского сада, стал таким большим. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – ходить в детский сад.

4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком и о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, и как он это сможет сделать. Но не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе детей будет много и иногда ему придется подождать своей очереди.

6. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Создавайте в выходные дни дома такой же режим, как и в детском саду.

7. На время адаптации отмените походы в театр, цирк, музеи (щадите нервную систему ребенка) и замените подобные развлечения прогулками на свежем воздухе, посещениями бассейна, совместной творческой деятельностью, т.е. занятиями, способствующими психологической разгрузке ребенка.

8. В первые дни родители могут пройти в группу вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.

9. В первые дни приводите ребенка в детский сад ненадолго, можно прийти только на прогулку. Хорошо подойти с ребенком на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече.

10. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, часто бывает вначале страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты у меня молодец, ты смелый. У тебя все получится».

 

не:

- не обсуждайте при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом;

- в присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников;

- никогда не пугайте ребенка детским садом.

 

Уважаемые родители! Если Ваш ребенок все еще с трудом расстается а Вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша по утрам в группе:

- говорите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти;

- поцелуйте его, словно ничего не происходит и уходите не задерживаясь,

- продемонстрируйте свою уверенность и хорошее отношение к воспитателю, например, сказав, что она приготовила какое-то интересное занятие;

- скажите ребенку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти, и будьте точны;

- попрощавшись, уходите не оборачиваясь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: