Построить «кривую истощаемости»




Тест «Корректурная проба» Бурдона

Назначение теста: исследование степени концентрации, устойчивости и переключаемости внимания

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. На протяжении теста может быть использовано несколько бланков. Через каждые 10 секунд экспериментатор произносит: «Черта!» Испытуемый должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Через 1 минуту отмечается последняя рассмотренная буква.

 

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е» в нечетных рядах и все буквы «К» в четных рядах. Через каждые 10 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели».


Бланк

 

Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У

Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ

Я Б Ж З Н А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н

М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б В Н К А С В И Д

З Г В К Л Т В К В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т

Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И

Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф

А У М С Н К Т И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р О Н К В

Д Ш Б Т С В Б Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л

О Й Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К А К Р И К О В Л Т

М Н О Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Н Л Н О Л К С В Х Е М В А

И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К У К Л М Н К Е Л ЫС

Т Л В КЛ Щ Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У

Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К

С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т Ч

Ш В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л

Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю

Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф А У М С Н К Т

И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К Б Д Ш Б Т С В Ф

Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Е А Н О В С П Л О Й Ш Р А Л Г

О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С

Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И МС К А Л Д Г

Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К О К Л М Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х

Е В С К Х Д Р К М Б Е Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Щ Ю Г

Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У Х С Р К Л М А

В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В

Л К Т Ч Т Л Х Д В Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Ш В Е С Н А

И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О

Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М

У Н Г Ш З Д М Х О Б Р М П С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х Б

Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б И К Л А

И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К

П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф

С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б

Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Х С Р К Л М О Р С Т У Ш

 


Ключ

Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У

Ц В Х Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ

Я Б Ж З Н А У Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н

М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б В Н К А С В И Д

З Г В К Л Т В К В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т

Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И

Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф

А У М С Н К Т И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р О Н К В

Д Ш Б Т С В Б Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л

О Й Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К А К Р И К О В Л Т

М Н О Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Т М Н Л Н О Л К С В Х Е М В А

И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К У К Л М Н К Е Л ЫС

Т Л В КЛ Щ Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У

Х С Р К Л М В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К

С В Х Е И В Л К Т Ч К Л Х Д Б Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т Ч

Ш В Е С Н А И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л

Щ Г О Ш Л О Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю

Х Т Э Р Н М У Н Г Ш З Д Л Х О Б Р М П С К В Ф А У М С Н К Т

И Л Д З Х Б Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К Б Д Ш Б Т С В Ф

Х Б Э К Л А И С Ш О В Х К О Л Е А Н О В С П Л О Й Ш Р А Л Г

О С Т Д И Б К П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С

Р Л Г Д К У Ф С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И МС К А Л Д Г

Т Е В Д Х Д Б И Т Х Г К О К Л М Н К Е Л ЫС Н Л С А К Е К Х

Е В С К Х Д Р К М Б Е Г К З Р У Ц В Х Е И С Т Л В К Л Щ Ю Г

Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В ЫЛ Я Б Ж С Н А У Х С Р К Л М А

В З Г Л П О А ЫФ Э Х Ь М В К Л Н М Ч К Л Р Т К С В Х Е И В

Л К Т Ч Т Л Х Д В Р Н К А С В И Д З Г В К Л Т К Ш В Е С Н А

И С Е К Н У Х Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О

Г Р И Н П М А Е К С В Ц В П К М И Н О Р Т Л З Ю Х Т Э Р Н М

У Н Г Ш З Д М Х О Б Р М П С Х В Ф А У М С Н К Т И Л Д З Х Б

Т К В У З Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф Х Б И К Л А

И С Ш О В Х К О Л Б А Н О В С П Л И Ш Р А Л Г О С Т Д И Б К

П В С Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф

С Т М Л Н О Л К С В Х Е М В А И М С К А Л Д Г Т Е В Д Х Д Б

Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Х С Р К Л М О Р С Т У Ш

 


Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных не зачеркнутых знаков или зачеркнутых

неправильно).

 

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются по формуле:

A = Z / t,где

А –темп выполнения,

Z – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t –время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 

Построить «кривую истощаемости»

Устойчивость (А)

Время (мин.)

 

1. Продуктивность -количество просмотренных знаков в целом.

Продуктивность (В)

Балл Количество знаков (взрослые) Балл Количество знаков (взрослые)
1. - 14. 3160 – 3320
2. - 15. 3320 – 3480
3. <1560 16. 3480 – 3640
4. 1560 – 1720 17. 3640 – 3800
5. 1720 – 1880 18. 3800 – 3960
6. 1880 – 2042 19. 3960 – 4120
7. 2042 – 2200 20. 4120 – 4280
8. 2200 – 2360 21. 4280 – 4440
9. 2360 – 2520 22. 4440 – 4600
10. 2520 – 2680 23. 4600 – 4760
11. 2680 – 2840 24. > 4760
12. 2840 – 3000 25. -
13. 3000 – 3160    

2. Точность К = (М/Н) x 100 %,где:.

М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

Точность (С)

Балл Взрослые, % Балл Взрослые, %  
1. < 81.9 14. -  
2. 81,9 – 83,0 15. 94,9 – 96,0  
3. 83,0 – 84,1 16. -  
4. 84,1 – 85,1 17. 96,0 – 97,0  
5. 85,1 – 86,2 18. -  
6. 86,2 – 87,3 19. 97,0 – 98,1  
7. 87,3 – 88,4 20. -  
8. 88,4 – 89,5 21. 98,1 – 99,2  
9. 89,5 – 90,6 22. -  
10. 90,6 – 91,6 23. >99,2  
11. 91,6 – 92,7 24. -  
12. 92,7 – 93,8 25. -  
13. 93,8- 94,9 26. -  

 

3. Интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.

По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

ШО Устойчивость внимания взрослых ШО Устойчивость внимания взрослых
  42 – 43   25 – 26
  -   23 – 24
       
  39 – 40   20 – 21
  37 – 38   18 – 19
  35 – 36    
  33 – 34   -
  -    
  30 – 32   -
  27 – 29   12 – 15

 

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Тест: Таблицы Шульте

Методика может быть использована для обследования детей и взрослых. Единственное ограничение к проведению методики – знание ребенком цифр и умения считать в пределах нескольких десятков.

Для проведения обследования необходимо следующее оборудование:

- пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25;

- секундомер;

- указка.

Обследуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться» Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом обследуемого вертикально на расстоянии 7-75 см от него и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

Пока обследуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда обследуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы экспериментатор предлагает без всяких дополнительных инструкций отыскать числа на 2-5 таблицах.

Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:

1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указание и называние ряда цифр в таблицах;

2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.


Бланки для испытуемого

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         

 

         
         
         
         
         

 


По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Концентрация внимания (нормальная, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному; недостаточная – если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное).

Устойчивость внимания (устойчиво – если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех – пяти таблиц; неустойчиво – если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу).

время 1 таблица 2 таблица 3 таблица 4 таблица 5 таблица
Норма до 40-50 сек          

 

Вычислите эффективность работы (ЭР) по формуле:

ЭР= (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5

ЭР= _______________________

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет и более 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

 

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 /ЭР

ПУ=__________________________

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

 

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР=Т1/ЭР

ВР=_______________________

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: