Объект и предмет этнологии




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

Т. А. Замиралова, С. Б. Крих

 

Этнология

 

Конспект лекций

 

Томск

Издательство ОмГТУ

 

УДК 39(075)

ББК 63.5 я73

З 26

 

Рецензенты:

Н.А. Томилов, академик АГН, РАЕН доктористорических наук,
профессор ОмГУ;

Н.М. Генова, кандидат философских наук, профессор ОмГУ

 

Замиралова, Т.А.

З 26 Этнология: консп. лекций / Т.А. Замиралова, С.Б. Крих. – Омск: Изд-во

ОмГТУ, 2008. – 52 с.

 

Конспект лекций кратко излагает основные темы и проблемы этнологии. Курс ориентирован на студентов ОмГТУ, прежде всего, на студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», поэтому в лекциях сделан акцент на связь этнологии с социологией. Материал предназначен для студентов дистанционной формы обучения специальности 040104 – социальная работа.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета.

УДК 39(075)

ББК 63.5 я73

© Омский государственный

технический университет, 2008

 

 

Редактор О.В. Есаулов

Компьютерная верстка Т.А. Бурдель

 

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

 

Сводный темплан 2008 г.

Подписано в печать 15.07.08. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Уч. изд.л. 3,25. Усл.-печ. л. 3,25.

Тираж 100 экз. Заказ 519.

_____________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

Типография ОмГТУ

 
 


Лекция 1. Этнология как наука

Объект и предмет этнологии

Этнология – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру. Название науки образовано от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (наука, система знания). Древние греки применяли понятие «этнос» по отношению ко всем другим народам, отличавшимся от них по языку и обычаям. До XIX в. понятие «этнология» употреблялось в Европе при описании жизни различных народов, но ещё не означало особой науки. Французский учёный Жан Жак Ампер, разработав в 1830 г. общую классификацию «антропологических» (в смысле, посвящённых человеку) наук, выделил среди них и этнологию. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии; в России наука формируется с середины XIX в. под названием этнографии.

Объектом этнологии можно считать любые историко-культурные общности людей, где этнический фактор выступает системообразующим; основным объектом науки являются этносы.[1]

Своеобразие любой науки определяется её предметом изучения и собственными методами исследования этого предмета. Вместе со становлением этнологии менялось и представление о её предмете. В XIX в. европейцы, осознав степень своего технического развития и общественного прогресса, представляли остальные народы, в основном им подчинённые через колониальную систему, как более отсталые, стоящие на значительно более ранней ступени развития. Так возникло представление о «примитивных» или «первобытных» народах. Их изучение было призвано показать европейцам более ранние стадии развития общества и подтвердить идеи общественной эволюции и прогресса. Примитивные народы и их культуры стали главными объектами этнологии на этом этапе.

На рубеже XIX и XX вв. этнология становится университетской наукой, и её начинают преподавать как учебную дисциплину. Новое поколение учёных-теоретиков меняет представления о предмете науки. Было подвергнуто критике разделение народов на примитивные и цивилизованные. Первобытные народы, согласно мнению современных исследователей, не относятся к более ранней стадии развития человечества, прошли такой же долгий путь развития, как и цивилизованные, но отличаются иным отношением к окружающему миру и другой формой приспособления к природе. Считать примитивные народы менее культурными или, тем более, «бескультурными», совершенно неправильно: в мире не существует первозданного человека, любое общество представляет собой форму культуры со своими достижениями и особенностями.

События XX в. заставили учёных с большим вниманием обратиться к изучению современных этнических общностей и этнических процессов. Диаспоры мигрантов в Европе и Северной Америке, проблемы расовой сегрегации и этнических конфликтов показали, что этнология является актуальной наукой и для современности. Борьба с расовыми и националистическими теориями, в целом этнический фактор в современной политике также способствовали расширению предметной области этнологии. Использование методов и наработок других наук (социологии, психологии, экономики, политологии) позволило добиваться более убедительных результатов при изучении специфических проблем.

Тем самым, современная этнология понимает свой предмет достаточно широко – это изучение характерных черт этноса и этнических групп, этнического измерения субкультур и любых социальных групп, кроме того, изучение традиционных культур.

Методы этнологии

Как наука, тесно связанная с историей, этнология имеет и непосредственно содержательную часть, касающуюся описания жизни и обычаев народов прошлого и современности – этнографию. При этнографической работе важно умение работать с источниками – материалами, дающими возможность построить научное исследование. Поверхностное и часто невнимательное отношение к источникам в XIX в. привело к тому, что в научный оборот вводились факты, появление которых было результатом заблуждения и непрофессионализма первых этнографов: так, прибывшие на Гавайи миссионеры обнаружили там пуналуальную семью, в которой несколько мужчин сожительствовали с несколькими женщинами; вскоре выяснилось, что все эти сведения были неправильными. Чтобы избежать подобных ошибок, этнология XX в. разработала методы работы с материалом и предложила классификацию источников.

Существуют следующие виды этнографических источников: полевые материалы; письменные источники, материальные источники.

Полевые материалы собираются в экспедициях: стационарных (базирующихся в одном поселении в течение «этнографического года»[2] или, более короткого, полевого сезона), проводимых с целью получить комплексное исследование; в маршрутных (проводимых для подробного изучения конкретной проблемы по разработанному маршруту от одного поселения к другому); маршрутно-кустовых (передвижение по маршруту в сочетании со стационарным проживанием).

 

Методы сбора полевых материалов: непосредственное наблюдение; вызываемое наблюдение (например, исследователь просит информатора спеть старинную песню или продемонстрировать какой-либо обряд); метод фиксации информации (снимаются планы домов, проводится фото- и видеосъёмка, фиксируется покрой одежды и т.д.); метод свободной беседы (исследователь расспрашивает информатора о событиях, обычаях прошлого); метод интервьюирования, при котором этнографы беседует с респондентом по заранее заданной теме, и метод анкетирования, когда информация по интересующей исследователя теме собирается при помощи стандартизированных вопросов.

К письменным источникам относятся: архивные материалы, административные документы, статистические данные, демографические исследования, записки путешественников.

Материальные источники – следы материальной культуры, отыскиваемые или хранящиеся у населения, собираемые в музеях, характеризующие бытовую культуру изучаемого населения.

Методы науки – способы изучения предмета. К научно-исследовательским методам этнологии относятся:

– сравнительно-исторический метод. Он является более широким вариантом метода «пережитков», используемого в этнологии с XIX в. Данный метод помогает при реконструкции исторических эпох, для чего используются материалы современности, свидетельствующие о прошлом, при этом сравниваются факты из жизни разных народов, но одной исторической эпохи. Сравнительно-исторический метод играет большую роль в реконструкции истории первобытно-общинной культуры;

– метод типологического анализа широко применялся диффузионистами для выделения культурных кругов (см. Лекция 2). С помощью этого метода культурные явления разбиваются на определённые типологические группы, устанавливается взаимосвязь между культурными явлениями, бытующими у разных народов;

– комплексный метод, выдвинутый Д.Н. Анучиным, заключается в использовании данных антропологии, этнологии и археологии для получения большего количества информации и всестороннего изучения предмета исследования;

– картографирование – пространственное определение расселения народов, распространения культурных явлений. Ярким примером применения этого метода является составление этнических карт с показателями плотности населения. Часто используется в сочетании с типологическим методом;

– метод количественного анализа заключается в том, что на основе большого количества данных (например, анкет, демографических показателей
и пр.) проводится анализ явления; метод особенно действенен при изучении современности. Позволяет привлечь в качестве источника также и документацию; хорошо сочетается с картографированием;

– системный метод – исходит из необходимости рассмотрения явления как целостной системы с определённой структурой и внешними связями. Играет интегрирующую роль, позволяя объединять результаты работы на основании вышеперечисленных методов;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: