Почти детективная история




20 минут

1. Расскажите членам группы о целях игры: им предстоит разобраться в странной истории и восстановить истину. При этом разрешается задавать любые вопросы.

2. Группа сидит в кругу. Вы являетесь рассказчиком и затем отвечаете на вопросы. Можно поведать историю, представленную ниже, или придумать свою.

Рассказ

Время действия – первая половина 19 века. Один человек хотел устроиться на вакантное место на маленьком предприятии. Когда он пришел в шумное бюро, секретарша попросила его заполнить формуляр и ждать вызова.

Человек заполнил анкету, а потом стал ждать своей очереди вместе с четырьмя кандидатами, пришедшими раньше. Однако через пару минут он встал, вошел в комнату менеджеров и получил это место. Другие кандидаты, которые пришли перед ним, рассердились. Менеджер объяснил им, почему именно этот человек было оформлен.

Почему?

3. Теперь слушатели начинают задавать вопросы, докапываясь до истины. Однако вы имеете право отвечать только «да», «нет», «это не имеет значения», «пожалуйста, переформулируйте вопрос».

4. Если группа «застряла». Вы можете дать несколько подсказок (кстати, они могут заинтриговать игроков еще сильнее!):

· Возраст человека, его внешность, одежда и происхождение не играет никакой роли.

· Соискатели места заполнили формуляры тоже корректно.

· Все претенденты на вакантную должность были достаточно квалифицировано.

Вероятно и вам интересно, что же произошло на самом деле, время действия – первая половина 19 века. Человек устраивался на место телеграфиста. В общем шуме он разобрал сообщения, отстукиваемое азбукой Морзе. Оно гласило: «Если вы это поняли, идите прямо в мое бюро».

Таким образом менеджер хотел проверить профессиональные способности, собранность и внимательность кандидатов.

Замечание:

Игра способствует развитию логического мышления и учит рассматривать проблему с разных сторон.

 

Ревность.

Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решение проблем творчески.

Минут

1. При желании вы можете предварить это упражнение рассказом между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу).

Вертикальное - это традиционное, логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решение проблемы: если я не могу заснуть, то надо принять снотворное.

Латеральное мышление делает «прыжок» пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: если я не могу заснуть, я отмываю душевую и кухню до тех пор, пока не предпочту заснуть, нежели продолжать заниматься уборкой.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы по 4 – 5 человек. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут организовать творческую команду.

3. Прочтите группе вслух историю «Ревность», представленную ниже.

 

Рассказ

Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со своей прекрасной дочерью в роскошном но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влюбился в принцессу. Она ответила на его чувства, и принц попросил у королева руку ее прекрасно дочери.

Но королева были эгоистичной, ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек и она хотела оставить его для себя.

Королева была очень богата «даже дорожка ее сада была вымощена алмазами и рубинами, и она готова дать все своим богатства принцу, если он согласится жениться на ней.

Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание – провести свою жизнь с принцессой.

Однажды все твое гуляли по королевскому саду. Королева сказала: «пусть сама судьба все решит за нас»:.

Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин, затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись принц и принцесса все так и решили принять предложение королевы.

Королева нагнулась, чтобы поднять камни, однако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила два одинаковых камня в шкатулку.

Затем она предложила дочери не глядя вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.

 

4. Представьте себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что ты сделаешь?

Какой совет можно дать принцессы, которая страстно хочет выйти замуж за принца?

 

5. Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариантов того, как принцессе выйти из затруднительного положения.

6. На выполнение этого задания дается 10 минут.

«Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатулки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмотрим какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я алмаз или рубин».

7. Команды представляют на общем обсуждении найденное решение и группа пытается оценить каждое:

· Насколько перспективно данное предложение.

· Можно и сказать, что данный совет пример вертикального мышления.

· Можно ли сказать, что данный совет пример латерального мышления.

· Какое предложение были самым оригинальным или элегантным?

 

 

Шанхайцы

Минут

Это упражнение подходит для использования в группе, участники ко-торой еще не знакомы друг с другом. Оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом участники могут познакомиться без смущения, рассказать о себе и запомнить друг друга по именам.

 

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это уп­ражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей попол­няли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхай­цами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упраж­нения будет особенно важной.

 

Материалы

Вам потребуется веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу. Обычно это несколько метров.

 

1. Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все вста­ют в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает зак­ручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль», которую Вы плотно обматываете веревкой. Луч­ше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья «спирали» почув­ствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.

2. Теперь объясните группе задание: в этом положении участники долж­ны пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен предста­виться и рассказать о себе что-нибудь необычное.

 

3. Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лест­ниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

 

4. Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмот­ря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что будет говорить каждый из них.

 

После того как задание выполнено, все «освобожденные» возвраща­ются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

 

Замечания

Выберите такой маршрут движения, чтобы группа сочла его преодо­ление своим достижением. Проследите за тем, чтобы участники в тя­желой обуви не наступали на ноги другим.

 

Если Вы хотите сделать задание более сложным или смешным, пред­ложите группе в начале и в конце движения садиться на корточки. Правда, здесь все зависит от физических возможностей участников.

Измерим друг друга

Минут

Микрогруппы выстраиваются в ряд по следующим критериям:

• по количеству братьев и сестер у каждого,

• по числу видимых пуговиц на одежде,

• по ширине улыбки,

• по размеру обуви,

• по длине волос,

• по длине большого пальца руки (от второго сустава до кончика паль­ца),

• по росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх),

• по наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками.

 

1. Поделите участников на две команды по десять-двенадцать человек.

2. Объясните правила: например, команды должны встать так, чтобы име­ющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а об­ладатели наименьшего количества — позади.

3. Когда команда решит, что стоит правильно, ее участники должны встать руки по швам и крикнуть: «Сделано!» Прежде чем Вы объявите новый критерий построения, дайте построиться оставшейся команде. Проверьте, действительно ли первая команда построилась правильно.

Замечания

Это упражнение дает возможность участникам хорошо познакомить­ся и сблизиться, координируя свои действия в команде.

 

 

Оле Неле Нишиков»

10 минут

Это упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и посмеяться, оно особенно подходит для занятий в маленьких груп­пах. Если работа ведется в больших группах, их необходимо разбить на подгруппы по шесть-восемь человек. Чтобы создать необходимую атмос­феру, расскажите следующую историю: «Это старый кавказский ритуал. Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собира­ются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто-нибудь Оле Неле Нишиков. Самое главное при этом, что никто из пле­мени не должен смеяться, потому что пропажа вождя — это страшная беда».

1. Участники усаживаются в круг. Выберите кого-нибудь, кто начнет игру. Он должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Ты не видел Оле Неле Нишиков?» При этих словах нельзя улыбаться даже губами, а тем более смеяться.

2. Сосед справа отвечает установленной фразой: «Жаль, но я не видел его. Я спрошу моего соседа».

3. Он задает тот же вопрос соседу справа, не улыбаясь и не смеясь. Но при этом он может добавить что-то свое, чтобы вызвать смех у осталь­ных участников.

4. Тот, кто улыбнется или засмеется, выбывает из игры.

 

Скованные одной цепью

20 минут

 

Задача данного упражнения в том, чтобы группа численностью около пятнадцати человек, встав в шеренгу и прикасаясь друг к другу щи­колотками, прошла установленное расстояние. Эта задача сложнее, чем кажется на первый взгляд, но при должном старании и тренировке впол­не разрешима. Игроки обычно очень гордятся ее выполнением.

1. Вы чертите или приклеиваете две параллельные линии на полу на расстоянии шести метров друг от друга (это упражнение можно вы­полнять и в помещении, и на улице. Во втором случае Вы можете про­сто положить на землю две веревки, чтобы обозначить линию старта и линию финиша).

2. Вся группа (около пятнадцати человек) встает в шеренгу плечом к пле­чу и щиколотка к щиколотке. Задача — пройти расстояние в б м, не разрывая контакта у щиколотки ни на миг.

3. Участники стоят перед непростой коллективной задачей, поэтому Вы должны предоставить им достаточное время на решение этой пробле­мы. Но если Вы видите, что и через 15 минут у группы ничего не полу­чается, то имеет смысл ввести ограничение по времени. Скажите, что у группы есть еще две попытки, чтобы достичь цели. Это ограничение приведет либо к тому, что группа действительно сконцентрируется и успешно закончит упражнение, либо к тому, что признает свой про­игрыш. В любом случае активность группы возрастет.

4. Если группа очень большая, поделите ее на несколько команд. Тогда та команда, которой удалось справиться с задачей, может поделиться опытом с другими (в случае если для кого-то задача оказалась непо­сильной, а вы не располагаете достаточным временем, чтобы ждать, когда группа все-таки добьется успеха).

 

Замечания

Иногда группа додумывается до того, чтобы решить задачу следую­щим способом: два игрока начинают шагать, синхронизируя свой ход (что двоим, конечно, сделать легче, чем пятнадцати). Когда у них хорошо получается, к ним присоединяется третий, и они шагают уже втроем, затем вчетвером и т. д., до тех пор, пока вся команда не на­учится идти синхронно.

 

Не рассказывайте об этом методе сразу — предоставьте группе воз­можность самой его разработать. Тем более что стратегий для реше­ния этой задачи довольно много.

 

В конце все команды вместе подводят итоги — и здесь очень часто у участников возникает понимание специфики работы в команде, кото­рое весьма ценно для последующей работы с группой.

 

 

Сквозь игольное ушко

Минут

Цель этого упражнения — воспитать у членов группы доверие к себе и другим, действовать внимательно по отношению к окружающим, никоим образом не оскорбляя их чувств.

Отодвиньте стулья и столы к стенам, чтобы в комнате было достаточно места.

1. Попросите участников равномерно разойтись по комнате. Скажите, что Вы хотели бы предложить им несложный эксперимент, который, тем не менее способен резко поменять их отношение к кому-либо из груп­пы. Участники должны закрыть глаза.

2. Скажите группе, что Вы будете видеть каждого из них и будете сле­дить за тем, чтобы все соблюдали правила. Пусть игроки примут «позу безопасности»: руки на уровне груди, ладонями наружу (это необхо­димо, чтобы столкновение не привело к травме).

3. С закрытыми глазами игроки начинают медленно ходить по комнате и пытаются определить, что происходит вокруг: приближаются ли они к другим игрокам, идут к стене, туда, где находятся окна, столы и сту­лья, и т. д.

4. Каждый должен пытаться увернуться от столкновения с другими людь­ми. Чтобы это получилось, движения должны быть медленные и точ­ные (2-3 минуты).

5. Теперь попросите игроков открыть глаза и определить, соответствует ли их реальное местонахождение в комнате тому, которое они пред­ставляли себе с закрытыми глазами.

 

Это была подготовка. Теперь начинается собственно эксперимент. Группа становится в круг. Каждый снова закрывает глаза и ставит руки перед собой, принимая защитную позу. Задание состоит в том, чтобы все участники одновременно попытались достичь противоположной им стороны круга. Разумеется, что при этой попытке в центре круга очутятся сразу много людей. Задачей каждого становится пройти че­ рез эту толпу, не наступив никому на ноги и ни с кем не сталкиваясь. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается там, повернувшись лицом в центр круга и открыв глаза.

6. Когда группа выполнит это задание, можно повторить его. Упражне­ние считается успешно завершенным, только если все участники груп­пы выполнят задание без сильных столкновений друг с другом.

7. В конце упражнения задайте следующие вопросы:

 

• Что вы чувствовали во время упражнения?

• Насколько вы могли доверять другим членам группы?

• Выросло ли доверие членов группы друг к другу после выполнения этого задания?

• Были ли критические ситуации во время выполнения задания?

• Как вы ориентировались в пространстве?

• Как вы охарактеризуете успехи всей группы?

• Постоянно ли у вас были закрыты глаза или вы иногда открывали их?

• Пригодится ли вам опыт этого эксперимента в вашей профессио­нальной деятельности?

 

Образовать круг

Минут

Игра, которая хорошо подходит для разминки в начале занятия и тре­бует согласованности действий, концентрации и доверия.

1. Все участники ходят по комнате с закрытыми глазами, держа руки перед собой ладонями наружу. Скажите участникам, что разговари­вать запрещено.

2.Через некоторое время Вы говорите, что участники должны образо­вать круг, взявшись за руки.

3. Теперь скажите группе, чтобы все продолжали держать правильный круг, и в такой позиции по Вашему сигналу все с закрытыми глазами

' должны сесть на пол, не отпуская рук.

 

4. Теперь все открывают глаза и смотрят друг на друга. А Вы после этой разминки можете приступать непосредственно к занятию.

 

Все, некоторые, никто

Часа

Различия и сходства оживляют человеческие отношения. В детстве мы замечаем только наши отличия от других и считаем себя совер­шенно уникальными. Будучи подростками и молодыми людьми, мы стре­мимся к проявлению своей индивидуальности. Чем старше мы становимся, тем больше общего мы находим с другими, чувствуем возрастающую связь между нами и остальными людьми и стараемся найти баланс между своей индивидуальностью и интересами других. С возрастом мы становимся терпимее и все больше заинтересованы в том, чтобы сохранить хорошие отношения даже с непохожими на нас людьми. И одновременно появля­ется все больше возможностей развивать наши индивидуальные способ­ности и нашу уникальность — в профессии, в семье, в обществе.

 

Материалы

Каждому участнику для этого упражнения понадобятся три листа бу­маги: розового, зеленого и красного цвета.

 

1.Участник кладет перед собой листы бумаги и пишет на каждом из них в правом верхнем углу свое имя. На листе розового цвета он отвечает на вопрос: «В чем я похож на всех остальных людей?» На зеленом ли­сте он отвечает на вопрос: «В чем я похож на некоторых людей?» И на­конец на красном листе: «В чем я совершенно уникален и не похож ни на кого?» (Укажите, пожалуйста, на то, что каждый пишет столько, сколько он хочет.)

2. Когда участники справились с этой задачей, проведите небольшой обмен впечатлениями:

 

• Какой круг вопросов вызвал наибольшие трудности?

• На какую тему я смог написать больше всего ответов?

• Задавал ли я себе когда-нибудь подобные вопросы?

 

 

Отставьте столы в стороны, чтобы удобнее было двигаться. Каждый из Участников берет розовый лист с характеристикой того, чем он похож на других людей. Скажите следующее: «Члены нашей группы в этот момент представляют собой все человечество. Вообразите себе, что его представители собрались здесь во всем своем многообразии. По-

ходите по комнате и побеседуйте с каждым. Поговорите о том, что написано у вас на розовом листе. Когда вы найдете кого-нибудь, кто не обладает указанным вами качеством, отметьте для себя, что вы ошиблись и указанные качества присущи не всем. Было бы совершен­но невероятно, если бы другие люди написали в точности то же, что и вы, но они могут подтвердить, что имели в виду то же самое. Может случиться так, что ни одна ваша запись не совпадет с записями других участников. В этом случае оторвите от розового листа уголок.

4. Участники ходят по комнате и беседуют с как можно большим числом других участников (30 минут).

5. Все собираются вместе и делятся впечатлениями:

 

• Кому пришлось подкорректировать свой текст?

• Кто оторвал от своего листа уголок?

• Что общего вы нашли у себя с другими участниками?

 

6. Теперь участники берут зеленый лист, где написано то, что объединя­ет их только с некоторыми людьми. Все снова начинают ходить по комнате и разговаривать друг с другом. Каждый пытается найти в груп­пе людей, которые написали то же, что и он. Когда такие люди найде­ны, образовавшаяся группка усаживается в стороне и пытается найти еще больше связующих моментов между собой. К ней могут присое­диняться и другие участники (30 минут).

7. После этого следует обсуждение:

 

• Сколько похожих на меня людей мне удалось найти?

• Сколько групп единомышленников образовалось?

• Каким образом я понял, к какой группе принадлежу?

• Была ли работа с зеленым листом бумаги сложнее/проще работы с розовым листом?

 

8. Теперь каждый берет красный лист бумаги, в котором описано то, что отличает данного человека от всех остальных людей. Все снова ходят по комнате, разговаривают друг с другом. Если кто-то встретил человека, у которого на листе значится то же самое, оба должны прояснить это обстоятельство (например, выяснить, имеют ли они в виду одно и то же) и в случае совпадения отметить для себя, что они записали не уникальное свое свойство (30 минут).

 

9. Заключительный обмен мнениями и впечатлениями:

• Почему было так сложно описать свои уникальные свойства?

• Кто удовлетворен описанием своей уникальности?

• В каких ситуациях я чувствовал свою уникальность?

• Насколько важна для меня моя уникальность?

• Насколько важно для меня то общее, что связывает меня с другими людьми?

• В чем проявляется многообразие характеров в нашей группе?

• Насколько группа терпима к этому многообразию?

• В какой момент упражнения я чувствовал себя лучше всего?

• Когда я испытывал смешанные чувства?

• Что привнес в группу я?

• Есть ли серьезные разногласия и конфликты в нашей группе? Какие они?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: