Методические указания по выполнению практического задания




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Инновации в образовании

РАЗДЕЛ 2.

Инновационный менеджмент в образовании

(Реферат)

При изучении дисциплины «Инновация в образовании» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме реферата.

Реферат – это обзор точек зрения различных авторов по рассматриваемой теме (проблеме).

 

При подготовке реферата следует придерживаться следующей структуры:

 

Оглавление

2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы каждого произведения. Провести их сопоставление. Высказать собственную точку зрения и обосновать ее (объем 5 – 7 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в реферате (объем 1 – 2 с).

5. Список реферируемой литературы. Привести исходные данные реферируемых произведений (автор(ы), название, где опубликован, в каком году).

 

Перечень тем рефератов по дисциплине «Инновация в образовании» (раздел 2):

 

1. Цели и принципы построения инновационного содержания образования (на различных ступенях образования: дошкольного, школьного, профессионального).

2. Дидактические теории формирования инновационного содержания образования в высшей школе.

3. Авторские методики и авторские школы в отечественной и мировой образовательной практике (примеры).

4. Современные инновационные учебные заведения (примеры).

5. Инновационные методы обучения, их классификация.

6. Современные (инновационные) модификации обучения в сотрудничестве.

7. Современные (инновационные) модификации метода проектов, кейс-метода.

8. Современные (инновационные) модификации кейс-метода.

9. Характеристика современных педагогических технологий.

10. Соотношение понятий «метод обучения» и «технология обучения».

11. Современные (инновационные) модификации игровых, тренинговых технологий в образовательном процессе.

12. Проблематика витагенного обучения. Современные (инновационные) модификации витагенного обучения.

13. Технология развития критического мышления. Современные (инновационные) модификации данной технологии.

14. Эвристические технологии обучения. Современные (инновационные) модификации данной технологии.

15. Основы ТРИЗ и их дидактическое использование в инновационных образовательных системах.

16. Технология модерации. Современные (инновационные) модификации данной технологии.

17. Технология коллективной мыследеятельности. Современные (инновационные) модификации данной технологии.

18. Технология концентрированного обучения. Современные (инновационные) модификации данной технологии.

19. Новые (инновационные) подходы к организации самостоятельной работы (самообразовательной деятельности) обучающихся (школьников, студентов).

20. Мониторинг качества в инновационном обучении. Новые подходы к контрольно-оценочному компоненту образовательного процесса (в дошкольном, школьном, профессиональном образовании – можно выбрать уровень образования).

21. Проблема тестирования в педагогической инноватике.

22. Технологии создания фонда оценочных средств.

23. «Портфель образовательных достижений» в педагогическом процессе.

24. Методика разработки и оформления инновационного образовательного проекта.

25. Диагностика и моделирование инновационной образовательной среды.

26. Особенности педагогического общения в системе инновационного образования.

27. Новые подходы к организации и активизации учебно-исследовательской работы (научно-исследовательской деятельности) обучающихся (студентов, школьников).

28. Инновационные технологии обучения в условиях информатизации образования. «Компьютерная революция» конца ХХ века и проникновение информационных технологий в образование. Последствия информатизации образования.

29. Информационная компетентность преподавателя как условие эффективного использования в профессиональной деятельности информационных ресурсов и формирования информационно-образовательного пространства.

30. Моделирование учебных занятий с использованием информационных средств обучения.

31. Дистанционное образование и глобальный рынок образовательных услуг. Сущность дистанционных образовательных технологий.

32. Интернет-образование как средство социализации лиц с особыми нуждами.

33. Индивидуальная образовательная траектория и ее психолого-педагогическое обеспечение. Тьюторство и консалтинг в образовании.

34. Система учебно-методического обеспечения (СУМО) как условие инновационного обучения. Роль и новое качество учебно-методической документации, современных дидактических материалов, изданий в обновлении обучения.

35. Педагогическая характеристика инноваций в методике воспитания. Специфика реализация инновационных методов в современном воспитании.

36. Понятие о компетенции и компетентостном подходе в современном образовании.

37. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения и профессионального воспитания студенческой молодежи.

38. Разработка нового содержания высшего образования, моделирование будущей деятельности выпускника высшей школы.

39. Анализ преемственных связей общеобразовательной школы, вуза и последипломного повышения квалификации. Инновационные подходы к обеспечению данных связей.

40. Полемика об инновационных путях развития непрерывного образования.

41. Система послевузовского образования в России и за рубежом.

42. Инновационные методы в системе образования взрослых.

43. Теоретические основы управления инновационными процессами в образовании. Нововведение (инновация) как объект управления. Планирование, организация и ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.

44. Основные подходы к планированию инновационной деятельности, требования к разработке плана действий. Технологии планирования инновационного процесса.

45. Методы управления изменениями в ходе реализации инновационных проектов в образовании. Механизмы управления инновационными процессами.

46. Особенности управления персоналом в условиях инновационной деятельности. Мотивация инновационной деятельности.

47. Модели инновационной деятельности преподавателя.

48. Психолого-педагогические барьеры в инновационной деятельности педагога. Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности.

49. Диагностика продуктивности инновационной деятельности педагогического коллектива.

50. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании. Принципы анализа эффективности инновационной деятельности в образовании. Система показателей эффективности инновационной деятельности.

51. Освоение и внедрение инновационного опыта в образовании.

52. Конфликты участников инновационного образовательного процесса. Способы разрешения конфликтов. Проблема определения эффективности педагогических инноваций.

53. Маркетинг педагогических инноваций современной высшей школы.

54. Инновационный самоменеджмент преподавателя вуза (учителя школы). Критерии эффективности инновационной деятельности преподавателя вуза (учителя школы).

55. Управление рисками в инновационной деятельности. Анализ особенностей принятия решений в управлении инновациями.

56. Конкуренция и интеграция национальных (в том числе инновационных) образовательных систем.

57. Отечественные и зарубежные системы оценки качества образования.

58. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. Инициация нововведения: «сверху», «собственная инициатива», «снизу».

59. Управленческая деятельность по обеспечению развития непрерывного образования и инновационных процессов. Понятие инновационного климата и факторы, его определяющие. Анализ причин противодействия инновациям.

60. Проблема лидерства в инновационной организации. Инновационный лидер и его индивидуальные особенности.

61. Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости организации как коллективного субъекта.

62. Управление и самоуправление в инновационной образовательной организации. Кадровый потенциал инновационных процессов: проблемы его формирования, развития и оценки.

63. Инновационный и стратегический менеджмент в системе управления инновационными учреждениями образования. Стратегический менеджмент как ресурс управления в меняющейся среде. Стратегический менеджмент в образовательной организации.

64. Определение новшества, нововведения и инновации в менеджменте. Объект и предмет инновационного менеджмента. Понятия жизненного цикла инновации и инновационного процесса; их основные этапы. Влияние конкуренции на рынок инноваций.

65. Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в инновационном менеджменте. Роль государственной поддержки в инновационной деятельности.

66. Понятие и основные этапы осуществления инновационного проекта. Методы выбора оптимального инновационного проекта.

67. Понятия риска и неопределенности при оценке инновационных проектов. Коммерциализация инновационного проекта.

68. Анализ особенностей принятия решений в управлении инновациями.

 

 

Общий объем реферата составляет 10 – 12 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.

 

Основными критериями оценки реферата являются:

· оригинальность текста (не ниже 75%);

· степень отражения реферируемого текста;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;

· качество оформления реферата.

 

Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.

Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:

 

Сумма баллов Оценка
85-100 Отлично/зачтено
75-84 Хорошо/зачтено
65-74 Удовлетворительно/зачтено
1-64 Неудовлетворительно/незачтено
  не аттестован

 

В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.

Методические указания по выполнению практического задания

к РАЗДЕЛУ 2.

«Инновационный менеджмент в образовании»

(Эссе)

 

При изучении дисциплины «Инновация в образовании» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме эссе.

Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме).

 

При подготовке эссе следует придерживаться следующей структуры:

 

Оглавление

2. Введение. Во введении дать обоснование выбора темы, раскрыть проблематику выбранной темы (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Привести и аргументировать основные тезисы по проблеме. (объем 4 – 6 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по проблеме, заявленной в эссе (объем 1 – 2 с).

 

Перечень тем эссе по дисциплине по дисциплине «Инновация в образовании» (раздел 2):

 

1. Если бы я был министром образования и науки РФ, то …

2. Если бы я был руководителем Департамента образования города, то …

3. Если бы я был ректором вуза, то …

4. Если бы я был директором колледжа, то …

5. Предложите Ваше видение сущности понятия (на выбор): «инновационная культура руководителя учреждения образования», или «инновационная культура педагога», или «инновационная компетентность руководителя учреждения образования», или «инновационная компетентность педагога».

6. Мое мнение по проблемам: а) насколько существенен гендерный аспект в преподавательской (в том числе и инновационной) деятельности; б) насколько существенен возрастной аспект в преподавательской (в том числе и иновационной) деятельности.

7. Мое мнение (представление) о самоменеджменте педагога-новатора.

8. Ваше мнение по поводу ответа на вопрос: «Какие модели менеджмента качества образования (в том числе и инновационные модели) получили наибольшее распространение в российских вузах, а какие в зарубежных вузах? Какие отличия и чем они, по Вашему мнению, обусловлены?»

9. Ваше мнение по поводу ответа на вопрос: «Какие модели менеджмента качества образования (в том числе и инновационные модели) получили наибольшее распространение в российских ссузах (колледжах), а какие в зарубежных колледжах? Какие отличия и чем они, по Вашему мнению, обусловлены?»

10. Ваше мнение по поводу ответа на вопрос: «Какие модели менеджмента качества образования (в том числе и инновационные модели) получили наибольшее распространение в российских школах, а какие в зарубежных? Какие отличия и чем они, по Вашему мнению, обусловлены?»

11. Ваше мнение по поводу ответа на вопрос: «Какие модели менеджмента качества образования (в том числе и инновационные модели) получили наибольшее распространение в российских детских садах, а какие в зарубежных? Какие отличия и чем они, по Вашему мнению, обусловлены?»

12. Мой ответ на вопрос: Какие инновационные модели высшего образования востребованы в современной Европе (можно заменить на США, Японию, Австралию, Китай и др.), а какие в РФ?

13. Мои предложения по реформированию системы высшего образования в России.

14. Мое мнение о соотношении понятий «метод обучения» и «технология обучения». Какие методы и технологии обучения в вузе применяли мои преподаватели, когда я был студентом вуза (учился по программе бакалавриата, специалитета).

15. Мое мнение по проблемам: устарела ли классно-урочная система в школе и нужна ли новая система организации учебного процесса в современной школе.

16. Мой ответ на вопрос: Какие инновационные модели школьного образования востребованы в современной Европе (можно заменить на США, Японию, Австралию, Китай и др.), а какие в РФ?

17. Мои предложения по реформированию системы школьного образования в России.

18. Если бы я был директором школы, то …

19. Мои предложения по реформированию системы дошкольного образования в России.

20. Мое мнение по проблеме: по каким критериям можно судить о качестве школьного образования?

21. Согласны ли Вы с утверждением: «Можно быть успешным преподавателем вуза (ссуза), не зная теорию педагогической инноватики, не зная систему научно-методических подходов к профессиональной деятельности преподавателя»? Поясните ответ.

22. Каково Ваше личное отношение к дистанционным формам профессионального образования? Каковы достоинства и недостатки дистанционных форм профессионального образования?

23. Согласны ли Вы с утверждением: «Лучшие руководители учреждения (образования) осуществляют профессиональную деятельность с опорой на свою интуицию и анализ конкретной ситуации, а не на знание теории менеджмента (в том числе инновационного и стратегического менеджмента». Поясните ответ.

24. Мое мнение по проблеме: по каким критериям можно судить о качестве высшего образования?

25. По какому пути, по Вашему мнению, пойдет развитие педагогической науки и образования в мире: интеграция (глобализация, интернационализация) или же обособление и развитие национальных систем образования?

Общий объем эссе составляет 8 – 10 с формата А4, включая титульный лист размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.

 

Примерными критериями оценки эссе являются:

· оригинальность текста (не ниже 75%);

· уровень аргументации, способность отстаивать свою точку зрения;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении;

· качество оформления эссе.

 

Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.

Педагогический работник оценивает реферат по стобалльной шкале оценок:

 

Сумма баллов Оценка
85-100 Отлично/зачтено
75-84 Хорошо/зачтено
65-74 Удовлетворительно/зачтено
1-64 Неудовлетворительно/незачтено
  не аттестован

 

В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.

(кейс-задание)

 

При изучении дисциплины «Инновация в образовании» предусмотрено выполнение практического задания. Практическое задание выполняется в форме кейс-задания.

Кейс-задание – это учебная конкретная ситуация, специально разрабатываемая на основе фактического материала с целью последующего разбора. В ходе разбора ситуации студент учится проводить анализ и принимать управленческие решения. Особенностью кейс-задания является отсутствие однозначного решения проблемы.

 

При подготовке отчета по кейс-заданию следует придерживаться следующей структуры:

 

Оглавление

2. Введение. Во введении дать краткую характеристику рассматриваемой ситуации (объем 1 – 2 с).

3. Основная часть. Предложить и аргументировать основные предлагаемые управленческие решения в рассматриваемой ситуации. Рассмотреть альтернативные варианты и провести их сопоставление (объем 4 – 6 с).

4. Заключение. Сделать общие выводы по ситуации (объем 1 – 2 с).

 

Примерный перечень кейс-заданий к разделу 1:

Кейс-задание №1. Прочитайте материал о различных моделях обучения, выделенных и обоснованных психологом М.А. Холодной. По какой модели вы хотели бы обучаться в качестве студента (магистранта)? По какой модели вы хотели бы работать в качестве преподавателя вуза?

Приведем краткую характеристику моделей обучения, выделенных и обоснованных психологом М.А. Холодной с учетом психологических механизмов умственного развития обучающихся:

- «свободная модель» (в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива обучаемого);

- «личностная модель» (основной целью реализации модели является общее развитие обучаемого, в том числе развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей; обучение ведется на высоком уровне сложности, однако при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников);

- «развивающая модель» (в центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности обучаемого как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации, с тем, чтобы обеспечить появление новых качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач и т.д.);

- «активизирующая модель» (направлена на повышение уровня познавательной активности обучающихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства);

- «формирующая модель» (предполагает, что интеллектуального развития обучаемого необходимо осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников);

- «обогащающая модель» (представляет собой систему обучения, целью которой является актуализация и наращивание индивидуального ментального интеллектуального опыта учащихся на основе психологических механизмов интеллектуального развития личности. Основой данной педагогической технологии являются обучающие задания, которые характеризуются неопределенностью исходных данных, многовариантностью методов решения).

 

Кейс-задание №2. Существует множество подходов к определению структуры процесса обучения в вузе (ссузе). Приведем один из вариантов:

1 этап (компонент) обучения–получение информации, постановка учебной задачи перед студентами и изложение новых знаний или самостоятельная работа студентов по их приобретению (40% учебного времени).

2 этап (компонент)–освоение информации, закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике (40% учебного времени).

3 этап (компонент) – контроль усвоения информации (5-10% учеб. времени).

4 этап – коррекция процесса усвоения знаний и формирования умений применять их на практике (10-15% учеб. времени).

Разработайте свою авторскую (оригинальную) структуру процесса обучения в вузе (ссузе), основываясь на Вашем студенческом опыте, ИЛИ модифицируйте выше приведенную структуру.

 

Кейс-задание №3. Разработайте и обоснуйте не менее 2-х вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для исследований на темы: «Готовность педагогического персонала (школы, ссуза, вуза, другого образовательного учреждения) к инновационной деятельности», «Оценка деловых, профессиональных и личных качеств педагогического персонала, руководителей инновационной образовательной организации».

 

Кейс-задание №4. Преподаватель вуза (ссуза) для качественного выполнения своей профессиональной деятельности должен в совершенстве владеть технологиями визуализации учебной информации, а также инфотелекоммуникационными технологиями, мультимедиатехнологиями. Перечислите и конкретизируйте дидактические, психолого-педагогические, эргономические требования к применению в учебном процессе вуза (ссуза) выше названных технологий. Приведите пример наиболее удачного использования данных технологий или в Вашей деятельности, или в работе Вашего коллеги (или в работе Вашего преподавателя вуза, ссуза) и др.

 

Кейс-задание №5. Прочитайте принципы нейропедагогики, сформулированные учеными из США. Согласны ли вы с содержанием данных принципов? В процессе вашей учебы (в школе, ссузе, вузе) педагоги реализовывали данные принципы? Ваше отношение (как потенциального преподавателя) к принципам нейропедагогики.

Салли Блейк, Мурат Чошанов, Эль Пасо, Стивен Пейп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: