Материалы к лекционным занятиям




Понятие «политическая элита». Классические теории элит. Основные теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.). Элиты в демократическом обществе: структура и функции. Классификации элит. Структура современной политической элиты. Система отбора в элиту: антрепренерская и гильдии.

Политическое лидерство: место в современной политике. Природа политического лидерства. Теории объясняющие сущность политического лидерства. Типология лидерства и политических лидеров.

Отличительные особенности международной политики. Эволюция международно-правовых систем. Роль и место международных организаций в системе межгосударственных отношений. Субъекты международной политики.

Геополитика. Становление геополитики как междисциплинарной области исследования. Основные подходы и представители. Геополитическое положение России: история и современность.

Краткое содержание лекции:

8.1 Политическая элита

Атрибутом политического порядка является соблюдение иерархии социальных рангов.

В жизни общества кроме экономического, социального и духовного неравенства существует и политическое, обусловленное мерой участия индивида в политических процессах.

Термин «элита» (фр. «лучшее», «отборное», «избранное»), еще в XVII- XVIII вв. обозначал товары высшего качества, лишь впоследствии стал применяться для обозначения высших слоев общества. Под элитой понимали, прежде всего, привилегированные сословия в феодальном обществе. Некоторые авторы (Конфуций, Макиавелли, Платон, Ницше и др.) указывали на наличие особого слоя, который обладает привилегированным доступом к политическим ресурсам. Термин «политическая элита» был введен в научный лексикон благодаря работам Моска, Михельса и Парето.

Политическая элита – это привилегированная социальная группа, занимающая руководящие позиции во властных структурах, обладающая высоким уровнем политического влияния и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элита является источником рекрутирования руководящих кадров в управлении.

Г. Моска (1858-1941) – выдающийся итальянский социолог и политолог. Основные работы: «История политических доктрин»(1893); «Основы политической науки»(1896). По его мнению: «Во всех обществах существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет емуматериальные средства поддержки»

Вместо понятия «элита» Моска оперировал понятием «правящий класс». Он предполагал, что правящий класс отличается высоким уровнем внутренней сплоченности и организованности. Помимо богатства и высокого прескриптивного социального статуса, представители этого класса отличаются привилегированным доступом к властным ресурсам. Именно эти свойства и позволяют «правящему классу» концентрировать в своих руках руководство обществом и государством, объединяя население в процессе трансформации государственной системы.

В своих работах Моска уделил большое внимание процессам изменения со­става и преемственности в развитии правящего класса. Он выделил демократическую и аристократическую тенденции в его развитии (с явным преобладанием последней), выражающей стремление группы управляющих стать наследственной и несменяемой. В результате автором был сделан вывод о том, что это ведет к «закрытию и кристаллизации», а в последующем и к вырождению элиты.

В. Парето (1848-1923) – выдающийся политолог и социолог. Основные труды: «Социальные системы» (1902) и «Трактат общей социологии» (1916). «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». «История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок».

По Парето элита – это те, кто обладает способностями и в силу этого приобретает властные возможности и саму власть. Вильфредо Парето делил элиту на правящую и оппозиционную (контрэлиту).

Основные признаки правящей политической элиты:

-прямо или опосредованно участвует в управлении;

-внутренняя сплоченность;

- стремится сохранить свое господство.

Неправящая (контрэлита)

- обладает влиянием на власть и необходимыми ресурсами и качествами

- отсутствие доступа к руководству, в силу определенного социального статуса и барьеров, существующих в обществе.

С точки зрения В. Парето в обществе происходит «циркуляция элит» Постоянно сменяют друг друга «львы» и «лисы». Представители этих двух типов элит отличаются рядом качеств.

«Лисы»:Изворотливые, хитрые и беспринципные, одновременно гибкие, использующие «мягкие» методы руководства (переговоры, уступки, лесть, убеждение, обман, манипуляции). «Лисы» эффективны в условиях нестабильности, в переходные периоды, т.к. обладают большими возможностями к адаптации. Общество, в котором преобладаю элиты – «лисы», отличается динамичностью, но с течением времени возможна серьезная дестабилизация политической системы.

«Львы»:Характеризуются чувством преданности государству, жесткие и решительные, консервативно настроенные, легко идут на применение силы в конфликтных ситуациях. Эффективно действуют в периоды стабильности политической системы, т.к. являются крайне консервативными. С точки зрения В. Парето, если преобладают львы, то общество относительно стабильно, но с течением времени это может привести к стагнации.

Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты и накоплению в ней негативных для общества элементов, которые препятствуют переходу в элитарные слои лучших представителей общества, а также развитию последнего.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты – к производству потенциально элитарных элементов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал «универсальным законом истории».

Р. Михельс (1876-1936) – уделил главное внимание описанию партийных элит. Выдвинув идею, что господство элиты определяется невозможностью прямого участия масс, в процессах управления и контроля. Таким образом, организация политических взаимодействий, включающая механизмы представительства интересов граждан, неизбежно выдвигает меньшинство на руководящие позиции. Как следствие, естественная динамика организационных процессов непременно ведет к вырождению правящих групп в олигархические объединения. Михельс выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его «железным законом олигархии». Если следовать этому закону - сами организационные условия в обществе предполагают существование властвующего меньшинства.

Элиты в демократическом обществе.

Й. Шумпетер полагал, что для элит в демократическом обществе характерно:

• существование конкуренции между кандидатами в элиту за доверие избирателей;

• элиты включают действительно «лучших» представителей общества;

• прямой зависимостью между «качеством» демократии и «качеством» правящей элиты;

• элиты могут сделать для утверждения демократии значительно больше, чем самые широкие, заинтересованные в этих ценностях слои населения.

Таким образом, Й. Шумпетер полагает, что политические элиты существуют при любом типе политического режима. Для демократии, в данном случае характерен плюрализм и транспарентность политической элиты. Отличительными чертами политической элиты в демократическом обществе являются: функциональность; относительная сплоченность элиты как группы; условность деления общества на элиту и массу; профессиональный характер правления элиты в демократическом обществе.

Структура и функции элиты. Во-первых, посредством элиты определяется политическая воля социальной группы или класса. Кроме того, она ответственна за выработку механизмов реализации этой воли. Во-вторых, элита определяет цели своей группы, класса, их программные документы. И в-третьих, элита – резерв управленческих кадров, институт осуществляющий рекрутирование и расстановку руководящих работников.

8.2 Типы элит

По способу обновления:

Закрытая – не допускающая в свои ряды представителей других классов. Формирующаяся методом кооптации.

Открытая – открыт доступ выходцам из всех социальных групп, при наличии определенных социальных «фильтров».

По ресурсам властвования (Индийский политолог П.Шаран):

Традиционная – основана на обычаях, религии, ритуалах. Состоит из представителей религиозных верхов, аристократии и военного руководства. Присутствует в развивающихся странах. Современная элита, опирающаяся на закон и формальные правила. Присутствует в экономически развитых государствах.

Современная элита состоит из четырех групп:

Высшей – руководители властных структур.

Средней – лица с определенным уровнем дохода, профессиональным статусом и образованием.

Маргинальной – отсутствует один из 3 показателей средней.

Административной – высший слой государственных служащих.

Система отбора в элиту.

Антрепренерская (предпринимательская) система характеризуется:

Принимает во внимание личные качества кандидата, умение располагать к себе людей.

Образование и компетенция не являются решающим аргументом в пользу кандидата.

Отсутствуют цензовые ограничения (образовательный, имущественный и иные цензы).

Высокий уровень транспоарентности.

Острая и жесткая конкуренция между кандидатами.

Малая предсказуемость поведения избранных кандидатов в составе элиты.

Высокая степень неоднородности кандидатов.

Система гильдий:

Медленный карьерный рост и продвижение кандидата по властной вертикали.

Множество формальных требований к потенциальному члену элиты.

Отбор кандидатов из определенных социальных групп или партий.

Система выборов носит закрытый характер.

Отбор кандидатов узким кругом лиц.

Консерватизм, воспроизводство одного типа руководителей.

Высокая степень предсказуемости.

Отсутствие открытой конфликтности.

Номенклатурная система (разновидность системы гильдий в странах с коммунистическим тоталитарным режимом) предполагает замещение ключевых должностей во всей иерархии власти только партийными организациями определенного уровня.

Структура политической элиты:

«селекторат» – это широкий круг политических активистов, который еще не диф­ференцирован на различные, более специализированные сегменты.

«потенциальные элиты», представляющие собой разрозненные элитарные группировки, еще только стремящиеся к власти и соответственно проясняющие свои идеологические приоритеты и позиции, формирующие в связи с этим «команды» отдельных лидеров.

«самодеятельные элиты» - проиграли выборы, но при этом остались в поле публичной политики.

«правящая политическая элита» - победившая на выборах элита, которая непосредственно осуществляет процесс управления и руководства обществом и государством.

«группывето», от которых зависит окончательное принятие решений. Ш. Линдблом считал, что такие группы оказывают решающее влияние на этот процесс за счет своего контроля за капиталом, а С. Файнер в качестве фактора влияния рас­сматривал ориентацию на поддержку профсоюзов и т.д.

«элиты в политике»,представляют собой разновидность неизбираемой элиты, состоящей из наиболее авторитетных представителей технической и гуманитарной интеллигенции, которые за счет своего авторитета помогают укреплению позиций как правящих, так и самодеятельных элит. Видные писатели, ученые, спортсмены, пред­ставители шоу-бизнеса.

«связанная группа»,представляет собой неформальное объединение политиков, оказывающее решающее влияние на принятие решений. Это анонимное сообщество может включать и чиновников, и лиц, не обладающих никаким формальным статусом в системе власти. Ядро данной группы всегда составляют обладатели высших властных полномочий в государстве.

8.3 Политическое лидерство

Лидер (от англ. Leader) – «ведущий», «руководящий». Вопрос о месте лидеров в политическом процессе является весьма дискуссионным. Спектр мнений весьма широк.

Н.Макиавелли: лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства.

Т.Карлейль (1795-1881): массы «убогие во всех отношениях», не способны нормально существовать без направляющего воздействия лидеров.

Р.У. Эмерсон (1803-1882): «Все глубокие прозрения – удел выдающихся индивидов».

Ф.Ницше (1844 – 1900): «Цель человечества, лежит в его высших представителях Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей»

Г.Тард(1843-1904): основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру.

Марксизм: ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами.

Б. Мацлих: отрицание исторической роли лидеров, «лидеры не имеют никакого значения».

Определения лидерства:

Ж. Блондель: лидерство – разновидность власти спецификой, которой является направленность сверху вниз; носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

Л. Даунтон: лидер – статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, руководящая должность.

Л. Эдингер: лидерство – влияние на людей обладающее определенными особенностями. А именно – постоянством; осуществлением воздействия на всю группу людей; приоритетом во влиянии; влиянием основанным на авторитете, либо признании правомерности руководства.

ДЖ. Опенгеймер, Н. Фролих: лидерство - особого рода предпринимательство (программы решения общественных задач и способы их реализации обмениваются на руководящие должности).

М.В. Ильин, Б.И. Коваль: лидерство символизирует общности и образец политического поведения группы.

8.4 Природа политического лидерства

Теория черт (объяснение феномена лидерства выдающимися качествами человека), ими может быть - острый ум, твердая воля и целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, компетентность и готовность брать на себя ответственность. Крайне необходимы, в современных условиях, такие качества как фото- и телегеничность, внешняя привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п. Разновидностью данной теории являетсяфакторно-аналитическая концепция. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.) развивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер — функция определенной ситуации. С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличностном общении и т.п

Теория конституентов (объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов) выдвигает цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты — последователи — активисты — лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. Взаимодействие лидера и его конституентов—обоюдонаправленное, двустороннее движение.

Основоположник психоанализа 3. Фрейд, считал, что в основе лидер­ства лежит подавленное либидо. Его последователи считают, что - обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Объяснить субъективные механизмы природы политического лидерства помогают психологические теории.

8.5Типология лидерства

Политических лидеров различают:

· по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные),

· масштабу деятельности (общенациональные и региональные),

· стилю поведения (авторитарные и демократические),

· характеру руководства (формальные и неформальные),

· отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты),

· ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.

Классическую типологию политического лидерства дал М.Вебер, который, в частности, выделил следующие типы:

Традиционный - означает, что люди занимают лидерское место в связи с действием определенных традиций и обычаев, господствующих в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;

рационально-легальный - лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических (бюрократических) процедур и механизмов (выборов);

харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения, которое некритически воспринимает этих лиц.

Американский ученый К. Ходжкинстон также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно:

· лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти;

· лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах пред­ставляемых ими граждан;

· лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти;

· лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.

Классификация, предложенная современной американской исследовательницей М. Херманн:лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов; лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего ок­ружения.

Богатая политическая практика способствует постоянному возникновению в разных странах новых типов политического лидерства. Особенно заметны новые очертания типов лидерства в переходных обществах, где еще только выкристаллизовываются новые связи и отношения в сфере власти.

8.6 Функции лидеров

Интегративная – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.

Ориентационная – выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества.

Инструментальная – осуществление политической программы, идеи путем принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

Мобилизационная – проведение преобразований в обществе путем инспирирования народного энтузиазма, симпатии к лидеру, либо созданием экономических стимулов.

Социального арбитража – гарантирование лидером соблюдения законности и порядка в обществе, защиты граждан от произвола бюрократии, нарушения прав и свобод граждан.

Функция легитимации политического порядка (в тоталитарных, авторитарных государствах) - прямое обожествление личности лидера.

8.7 Международные отношения и международная политика

Особенности международных отношений. Особой сферой политических отношений представляет собой международная политика. Ее специфика определяется большим разнообразием субъектов и институтов, вовлеченных в международные политические процессы. Государства, осуществляя свои функции, вынуждены выходить за пределы своих территорий в поисках ресурсов, отстаивать суверенитет, экономические права, обеспечивать безопасность граждан, согласовывать свои интересы с другими государствами и т.д.

Большую часть истории государств основным средством разрешения внешнеполитических задач была война, которая и в настоящее время рассматривается многими политиками как продолжение внешней политики государства иными средствами. Но с развитием международных отношений возникают такие механизмы как союзничество, экономическая конфронтация (таможенные и тарифные войны), протекторат, партнерство и т.д. В итоге сформировалась целостная сфера политических отношений.

Основное отличие международной политики: отсутствие единого легитимного центра принуждения, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех акторов международных отношений. Если во внутренней политике таким центром является государство, которое опирается на законы и нормы, то во внешней политике господствует принцип национального интереса. В последние столетия в мире предпринимались неоднократные попытки создать систему международного права. Любопытно, что подобные попытки предпринимались после крупных континентальных или мировых войн. В целом существовало четыре основных системы международно-правовых отношений:

1. Вестфальская система, которая включала международные договоры и принципы, принятые европейскими государствами по окончании Тридцатилетней войны (1618-1648).

2. Венская система, возникшая в результате революционных и наполеоновских войн (1789-1815)

3. Версальско-Вашингтонская система – просуществовавшая непродолжительное время после Первой мировой войны, которую на Западе называют Великой войной (1914-1918). Примечательно, что именно по результатам этой войны была предпринята создать организацию, предотвращающую агрессивные войны – Лигу Наций.

4. Ялтинско-Потсдамская система (современная), центром которой является ООН. Данная система возникла по результатам Второй мировой войны (1.09.1939 – 2.09.1945). В последнее время базовые принципы этой системы международных отношений, которая поддерживала хрупкий мир во второй половине XX века, подвергаются эрозии, что может привести к возникновению угрозы новой мировой войны.

Главным регулятором международных отношений является баланс сил между государствами (блоками государств), который ограничивает возможности всех государств по реализации своих национальных интересов. Зачастую это приводит к весьма вольному толкованию норм международного права. Это подводит к выводу об ограниченных возможностях международного права в современных внешнеполитических отношениях, что вызвано как неполнотой норм международного права, так и несоизмеримостью ресурсных возможностей государств. Как показывает практика, эффективность международного права на современном этапе всецело зависит от влияния наиболее мощных в военно-экономическом отношении государств.

Один из основных вопросов связанных с определением сущности международной политики заключается в том, насколько возможно осуществление международной политики на основе правовых и моральных норм. Так, в середине 70-х гг. в г. Хельсинки (Финляндия) европейскими государствами был подписан заключительный акт СБСЕ, в котором были зафиксированы основные принципы: уважение суверенитета; нерушимость послевоенных границ; принцип неприменения силы; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование конфликтов; уважение прав и свобод человека; равноправие народов и т.д. Однако распад ОВД привел к разрушению равновесия и возникновению дисбаланса. Это показало, что в основе международных отношений по-прежнему лежат национальные интересы, а прочность международного права – следствие сбалансированности военных и экономических потенциалов государств. В результате государства входящие в блок НАТО, предложили миру свои критерии урегулирования международных отношений на основе собственных идеологических стандартов. Риторика этих государств, в качестве обязательного аргумента,предполагает отсылку к мнению и воле международного сообщества, к ценностям демократии, что, впрочем, не мешает при необходимости игнорировать сами эти стандарты, ценности, нормы и т.д. (нарушение принципов территориальной целостности на Балканах, игнорирование прав этнических меньшинств на Кавказе, прямое нарушение прав человека в тюрьме на базе Гуантанамо и т.д.). В итоге, возникла доктрина ограниченного суверенитета, позволяющая, вмешиваться в дела суверенных государств не только в случае проведения ими агрессивной экспансионистской политики, но и в случае нарушения прав человека, применения вооруженной силы против мирного населения внутри страны. Недовольство многих стран вызвали не сами декларируемые ценности, а то, что право на соответствующие оценки было явочным порядком присвоено определенной группой стран, проигнорировавших международные институты, способные более взвешенно проводить подобную политику. В то же время, плюрализм государственных суверенитетов приводит к непредсказуемости, хаотичности и неуравновешенности международных отношений. Не случайно в этой политической области бытует неписаное правило: «у государства нет друзей и врагов, а есть только неизменные интересы».

Благодаря наличию государств, близких друг другу по своему политическому весу, строению экономических отношений или культуре, в сфере международной политики складываются системы международных отношений различного уровня. Это выливается в создание международных организаций, блоков, союзов и т.д. Эти организации имеют как глобальный характер, так и региональный. В этих международных системах отношения могут быть как равноправными, так и неравноправными. Следовательно, международные отношения являются неравновесными, неравноправными и неравномерными.

В современных международных отношениях ситуация усугубляется возросшей активностью неправительственных субъектов: социальные (национальные, конфессиональные, демографические) группы; транснациональные кампании; разнообразные корпоративные структуры и даже отдельные лица (в частности, бывшие политики, играющие посреднические роли в урегулировании конфликтов, экологическом движении и т.д.). По сути же эти группы, экспертные объединения, международные институты являются инструментами «непрямого» политического действия.

Поведение субъекта международной политики определяется целой совокупностью факторов: внутриполитические (обусловленные отношениями власти и общества), локальные (региональные) и глобальные(экологический кризис, распространение терроризма и др.). На уровне отдельных организаций (корпораций) или индивидов мотивация представляется еще более сложной.

В XX в. дискуссии о характеристиках мировой политики велись междуреалистами и идеалистами, традиционалистами и модернистами, государственниками-консерваторами и глобалистами.

Таблица 1

Реализм versus идеализм

  Политический реализм Политический идеализм
Представители К. фон Клаузевиц, Г. Моргентау, Дж. Кеннан, Дж. Болл, У. Ростоу, 3. Бжезинский Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук, Т. Мюррей
Основные характеристики теоретической позиции Целью всякого государства является реализация собственных национальных интересов. Господствует государственный «эгоизм». Международная политика – поле борьбы суверенных государств. В тоже время государства вынуждены действовать с осторожностью. Рассматривают мировые отношения через призму правовых и этических критериев. В основу международной политики должны быть положены принципы альтруизма и отказа от применения силы. Общая цель всех государств – мир, безопасность, стабильность.

 

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: