Скульптура Шумера и Аккада.




Царские гробницы в Уре.

 

Близ г. Ура в XIX веке археолои раскопали т.н. «царские могилы», относящиеся к началу 3-го тысячелетия до н.э. Это время 1-й династии царей Ура.

Это подземные гробницы- шахты имели по 1-3 комнаты из камня или кирпича. Ритуал погребения требовал человеческих жертв, число которых колебалось от 3 до 74 человек.

Примеры:

1) Гробница царя по имени Мескаламдут «добрый гений страны». Сам он лежал в деревянном гробу Имя его было высечено на золотом светильнике, на посуде из золота и серебра, камня и керамики. Был найден золотой шлем, по форме напоминающий сложную прическу.

2) Гробница царицы Шуб-Ад: Ее сопровождали 10 богато одетых женщин с арфами в руках. Скелет царицы был усыпан драгоценностями, на голове венки из золотых листьев и цветов. Поверх скелета был наброшена накидка, сплетенная из бисера красного, синего и золотого. На ее плече лежала печать из лазурита, на которой было высечено Шуб-Ад, госпожа». Множество вещей из золота, лазурита.

3) В другой гробнице были найдены скелеты 6 быков, запряженных в повозки с серебряными кольцами в ноздрях, 9 скелетов женщин в красных одеяниях, в золотых головных уборах, воины в шлемах и с медными воинскими доспехами. Всего здесь было захоронено более 60 человеческих жертв, сопровождавших покойного в могилу. Множество золотых и серебряных вещей. Но самая главная находка – арфа, украшенная золотом, инкрустированная синим лазуритом и раковиной. Бык – символ бога Луны, изображен реалистически. Грозный облик. Под подбородком плакетка, где изображен герой, сражающийся с двумя быками. Это Гильгамеш. Образ Гильгамеша встречается всюду в искусстве Двуречья..Много фантастических животных изображено на этой плакетке.

Т.о. захоронения царей Месопотамии свидетельствуют о характере верований, о посмертной жизни, требующей особых обрядов.

 


Архитектура Двуречья.

 

Памятники архитектуры - дворцы, жилые дома, небольшие храмы из кирпича-сырца сохранились плохо из-за сырого климата.

Жилые дома строили из тростника. Храмы и дворцы - из сырцового кирпича. Из-за разлива рек Тигр и Евфрат дома и храмы строили на возвышенных местах. Туда вела ступенчатая лестница. Города, дворцы царей и храмы были окружены крепостными стенами.

Примеры архитектурных сооружений – развалины храмов Белый храм и Красный храм. Для них характерна декоративность. Колонны были украшены орнаментом – т.н. «гвоздями» красного, черного и белого цвета из обожженной глины.

Храмы посвящались богам.

Наиболее типичный храм - зиккурат. Наиболее знаменитый зиккурат Вавилонская башня.

Зиккурат в Уре

Посвящен Богу Луны Наннаре. Построен в 22 веке до н.э.

Зиккурат - трехступенчатый храм из сырцового кирпича. Снаружи и потолки обмазаны глиной. Длина и ширина 65х43 м. Высота 20 м. Первоначально возможно была 60 м. Три ступени-террасы раскрашивали в три цвета – как три мира. Нижняя самая высокая часть – черный цвет (покрыт битумом). 2-я терраса – переходный средний мир, обожженный красный кирпич. Третья терраса белого цвета. (побелена) – это верхний мир. Выше наверху – жилище Бога синего цвета. Это небесный мир. Стены покрывал слой синего глазурованного кирпича. К жилищу бога вела средняя лестница со 100 ступенями. По бокам два марша лестниц, сходящиеся на верхней площадке- это символ соединения бога Луны Наннары и Богини Солнца Нингал. Выполняли в храме обряды, посвященные богам.


Скульптура Шумера и Аккада.

 

Скульптура Шумера.

 

Наиболее ранняя скульптура относится к 29-24 вв до н.э. эпохе раннединастического Шумера.

Скульпторы создавали изображения богов, правителей (царей) и адорантов, т.е. фигуры людей, молящихся перед божеством, а также скульптуры быков, львов и других животных.

Характерны условность, монументальность и декоративность.

Например, небольшие скульптуры правителей Курлиля и Эбих Иля. Внешний облик выполнен условно, хотя изображены реальные люди. Переданы этнические черты шумерийца – крупный нос, тонкие губы, высокий лоб. Нет портретного сходства. Пропорции укорочены, позы спокойные. Выражение молитвы.

Изображены фронтально (взгляд спереди), были рассчитаны на стену.

На спине Курлиля было высечено его имя.

Скульптура Эбих Иля высечена из белого и голубого камня.

Глаза инкрустировали, передавали прическу, бороду.

 

Скульптура Позднего Шумера (22-20 вв до н.э).

При правителе Гудеа возвышается г. Лагаша. Идет интенсивное строительство.

Скульптура Гудеа из диорита. Высота чуть больше 1 м. – укороченные пропорции. Лицо портретно. На голове шапочка из овечьей шерсти, на плечи накинут плащ.

 

Скульптура адорантов. для храмов размер 35-40 см. выполнялась из известняка, песчаника, бронзы и возможно, из дерева. Изображались молящиеся на коленях перед божеством. В широко открытых глазах и улыбке передается мольба.

 

Рельефы на стелах из известняка имели сюжетные композиции на темы победы над врагами, закладка храма и т.д. Пример: Стела коршунов из Лагаша посвящена победе царя Эннатума в войне. Стела имеет высоту 75 см.

Эннатум изображается в виде победителя-вождя. Его войско шагает, попирая ногами тела врагов. На лицевой стороне – Нингирсу, верховный бог Лагаша. Держит сеть с побежденными врагами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: