Обзор экономической и нормативной литературы по учету и аудиту расчетов по налогам и сборам




 

Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено согласно объему функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов. А также в письме ФНС России от 24.01.2007 №ЩТ-6-23/35 [5] определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

При учете расчетов по налогам и платежам используется достаточное количество нормативно-правовых документов:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. П ринят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.№146-ФЗ С изменениями и дополнениями от 31.07.2014 г. № 238-ФЗ

Содержание: Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации [1]

НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты налогоплательщиками начиная с 2001 года, который имеет особенности с тем, что было в 2000 году. Она устанавливает порядок постановки на учет налогоплательщиков, основания освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, операции, не подлежащие налогообложению, особенности определения налоговой базы, суммы налога, предъявляемые продавцами покупателям, порядок отнесения сумм налога на затраты, налоговые вычеты, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, а также порядок возмещения налога.

Использование в работе: содержит ряд налогов, необходимых для учет расчетов по налогам и платежам.

2. Таможенный кодекс РФ.№ 106 (3220) от 3 июня 2003. С изменениями и дополнениями [3]

Содержание: Таможенный Кодекс РФ устанавливает особенности обложения НДС при перевозе товаров через таможенную границу РФ. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Использование в работе: для учета расчетом по налогам и платежам.

3 Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Электронный ресурс: https://vladrieltor.ru/gragdkodeks [2]

Содержание: разграничивает виды предприятий в зависимости от учредителей и других факторов, определяет формы организации бухгалтерского учета в зависимости от типа предприятия.

Использование в работе: содержит информацию по организации бухгалтерского учета в зависимости от типа предприятия.

4.Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" П ринят ГД ФС РФ 06.02.2011.№402-ФЗ С изменениями и дополнениями от 21.12.2013 г. №357. Содержание: определяет порядок организации бухгалтерского учета на предприятиях различных отраслей в РФ, регулирует организацию бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в РФ [4]

Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Использование в работе: содержит информацию организации бухгалтерского учета на предприятиях, определяет цель ведения бухгалтерского учета, правильность, план и порядок действий при составлении финансовой отчетности.

5.Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [12]

Содержание: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Использование в работе: для регистрации и перерегистрации предприятия

6.План счетов Российской федерации утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н С изменениями и дополнениями от 08.11.2010 N 142н [5].

Содержание: План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка)

Использование в работе: для учета расчетов по налогам и платежам.

7.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с последующими изменениями и дополнениями от 08.11.2010 № 144н [6].

Содержание: настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

Использование в работе: для учета расходов по налогам и платежам.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы предприятия» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)

Содержание: Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.

Использование в работе: применяется для учета расчетов доходов предприятия.

9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) [11]

Содержание: Данный приказ содержит информацию об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению.

Использование в работе: рассмотрены принципы плана счетов относительно учета расчетов по налогам и платежам.

10. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации» от 30.10.97 № 71а (ред. от 21.01.2003) [10]

Содержание: Представлены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации

Использование в работе: для первичного учета расчетов по налогам и платежам на предприятии.

11. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.10.2008 № 106н ред. от 11.03.2009 № 22н. [7]

Содержание: Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).

Использование в работе: для ведения учетной политики на предприятии.

12. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06 июля 1999г. № 43н ред. от 08.11.2010 [8]

Содержание: Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Использование в работе: для ведения и заполнения бухгалтерской отчетности предприятия.

Итак, нормативная база на рабочем месте может быть представлена ​​как в документальном, так и в электронном виде. Наличие такой базы в документальном виде обязательна, так как облегчает работу сотрудников бухгалтерии по учету расчетов по налогам и платежам.

Определение учета налогов и сборов в организации раскрывается в литературных источниках следующими авторами (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1.Раскрытие термина «Налоги и сборы» у разных авторов

Источник Определение
     
  Мурзина Е.А. [45] Налоги – обязательные и без эквивалентные платежи, взимаются государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня на основании соответствующих законов о налогах

Продолжение таблицы 1.1

     
  Абрамов А.Н. [43] Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и (или) муниципальных образований Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)
  Бабаев Ю.А. [14] Налог - систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и пошлины обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права.
  Бородина Е.И. [32] Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

 

 

Таким образом, по результатам таблицы 1.1. можно сделать вывод, что налоги и сборы рассматривают разные авторы с разных точек зрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: