Тема: Введение в социологию управления




 

План

 

  1. Развитие наук «социология» и «управление» как базы возникновения дисциплины
  2. Развитие управленческих концепций и значение социального фактора в управлении
  3. Объект и предмет исследования социологии управления, ее место в системе научных знаний
  4. Содержательная структура социологии управления

 

1.

 

Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. Чтобы понять (выявить) предпосылки (причины) возникновения (становления) научной дисциплины социология управления, необходимо рассмотреть развитие дисциплин, лежащих в её основе.

Социология – это наука об обществе, общественных отношениях. Первоначально термин «общество» обозначал нечто вроде того, что сегодня мы называем «компанией», т.е. общество рассматривалось как некоторое количество людей (группа лиц), объединённых общими интересами.

С течением времени понятие «общество» несколько изменило свое содержание. Понятие общество, стало трактоваться как объединение людей, имеющее закреплённую совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) её членов.

Открытие первых социологов заключалось в том, что они выяснили – экономическими и политическими отношениями управляют не только люди, но в этом участвуют также и незримые социальные связи, представляющие собой – социальные отношения между людьми. Задача социологии состояла в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения, их влияние на общество, с целью выявления законов, управляющих обществом.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - начале XX в. Английское слово «менеджмент», тесно связано с понятием управление, и возникло в связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало умение (рачительно) вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а также с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Однако с изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, содержание понятия «менеджмент» трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определению сущности управления:

функция, вид деятельности по руководству людьми;

наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид деятельности;

процесс; четыре основных действия, или функции, составляют процесс управления: планирование, организация, мотивация (руководство исполнением), контролирование;

• как собирательное от менеджеров - определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Люди, управляющие организацией;

• орган или аппарат управления;

искусство (практика) выполнения работы.

Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чем сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления -руководство людьми, координация их деятельности для достижения цели.

Таким образом, социология управления, как новая отрасль человеческих знаний, возникает на стыке менеджмента и социологии и рассматривает процесс становления, функционирования, и развития определенной сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей общности людей; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведения в системах и процессах управления.

 

2.

 

Период времени от доиндустриального до постиндустриального общества может быть разделен на четыре доминирующие управленческих системы:

Управление путем участия в деятельности – эта управленческая концепция, характеризуется системой производства, базирующейся на трудовых гильдиях. (Каждый мастер был учителем и моделью, с которого брали пример подмастерья, и в высокой степени контролировал учеников; производство было основано на индивидуальном дизайне и ручной работе; завершенные изделия представляли собой пример мастерства, имели очень высокое качество и долговечность; способность ремесленника производить высококачественные вещи и услуги обычно вознаграждалась как деньгами, так и всеобщим признанием.)

Управление посредством директив. К началуXX в. произошла замена ручной работы на механизированный труд. Возникли крупные фабрики, создавшие потребность в развитии эффективных методов управления большими организационными системами и потребность в эффективных методах, способствующих росту производительности труда. (Бюрократическая концепция Вебера, школа научного управления Тейлора)

Управление по результатам – эта управленческая концепция, характеризуется системой производства, базирующейся на принципе высокой автоматизации производства, при этом огромная роль уделяется человеческому фактору.

Управление посредством методов – принципы менеджмента акцентировали внимание на гуманизации рабочей среды и были реализованы в концепции социотехнических систем.

 

Управление посредством директив

Немецкий социолог М. Вебер разработал бюрократическую концепцию организационной структуры и предложил следующие принципы:

1. Иерархическая система построения организации. (Иерархия приказа основана на легальной власти, предписанной позиции личности в системе соподчинения. Каждый нижестоящий служащий подчиняется вышестоящему и отвечает не только за свои действия, но и за всех подчиненных ему лиц.)

2. Специализация и разделение труда по функциям.

3.Четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов.

4. Система продвижения и пребывания в должности основывается на умениях и опыте и измеряется стандартами.

5. Система коммуникаций как в организации, так и вне ее характеризуется ориентацией на написанные правила.

Ф. Тейлором была разработана эффективная методика увеличения производительности труда и создание системы наилучшей подготовки рабочих, обеспечивающая возможность выполнить любую поставленную перед ними задачу.

 

Управление по результатам Схема

В 1924 г. Э. Мейо (австралиец, большую часть жизни работал в Гарвардском университете) изучал взаимосвязи между физическими условиями труда (освещенностью, температурой и т.п.) и продолжительностью и производительностью труда. Он обнаружил, что рабочие экспериментальной группы, мнения которых были оценены, стали работать лучше. Мейо заключил, что человеческий фактор имеет очень большое влияние на производительность. Его исследования дали начало развитию поведенческих наук, направленных на изучение процесса повышения производительности труда и организационной эффективности путем акцента на человеческом аспекте организации.

 

3.

 

Социология управления – исторический результат развития общей социологии и менеджмента, поэтому понимание объекта и предмета исследования социологии управления целесообразнее начинать, отталкиваясь от границ данных наук.В качестве объекта исследования выступают отношения людей возникающие в процессе управления, и отношения, порождающие и направляющие управленческие воздействия.

Общим во всех социологических исследованиях является то, что исследуемые процессы и явления имеют схожую природу, механизм образования и общую цель – единение общества. Предметом исследования социологии управления являются социальные системы с иерархическим принципом организации.

В числе особо значимых проблем, обусловивших возникновение социологии управления в качестве самостоятельной научной дисциплины, можно отметить следующие:

•Общесоциальные. Глобальные противоречия в общественном развитии: столкновение прогрессивных и регрессивных тенденций; необходимость общественной интеграции при фактически растущей разобщенности общества, необходимость еще большей интенсификации общественного производства при растущей бездуховности и т.д. Эта группа проблем относится к междисциплинарным и стимулирует развитие науки в целом.

• Социально-политические. Противоречия государственных интересов общественным; политико-правовых норм морально-нравственным идеалам; прав и свобод личности государственным ограничениям.

•Социально-экономические. Проблемы по поводу структуры собственности, распределения доходов и т. п.

•Социально-психологические. Проблемы взаимоотношений человека, коллектива и общества в процессе деятельности.

Социология управления заимствует методологию социальных исследований общей социологии и объект исследования управленческих наук, представляя собой раздел общей социологии, выделившийся в самостоятельную научную дисциплину под воздействием, с одной стороны, социальной значимости управленческих процессов, с другой - накопленным общей социологией объемом знаний в области управления.

Социология управления относится к комплексу социологических дисциплин, таких как социология труда, социология отдельных профессий, социология организаций и т. д.

Наиболее близкими социологии управления являются социология труда и социология организаций. Труд, деятельность предполагает управление, и управление коллективом является важным разделом социологии труда.

Социология труда дает ценный материал при решении проблемы согласования интересов каждого работника с руководящими целями коллектива.

Социология организаций позволяет использовать знания о закономерностях развития организованных коллективов, их целях и стратегии.

Социология управления учитывает выводы общей теории управления о законах и закономерностях развития управленческих процессов. Также используются знания естественных наук о природе человека. Но при этом социология управления имеет собственный предмет изучения и опирается на свой инструментарий познания.

Экономика, теория систем, правоведение и, конечно, менеджмент также решают проблемы управления. Эти науки дают многообразную информацию о предмете самих социальных отношений,их организации, о методах управления, применяемых в обществе.

В ответ социология управления способна определить прямой и косвенный социальные эффекты используемых на практике средств; оптимизировать результаты управленческих воздействий за счет более полного учета социальных, межличностных особенностей. Социология управления может существенно обогатить понимание общественных процессов за счет знаний о закономерностях социального управления, социальных возможностях и границах при постановке и реализации управленческих решений и других зависимостях.

 

4.

 

Социология управления является научно-практической дисциплиной. Предметом ее изучения являются различные социальные явления и структуры, а также люди как индивиды.

Существует социологическое представление о человеческом способе проживания своей жизни. Это представление основано на том, что членам общества необходимо соотносить свои жизни с другими, поскольку влиятельные социальные силы и реально существующие институты постоянно воздействуют на людей. В то же время необходимо отметить, что эти силы и институты являются все-таки только социальными силами и институтами, т.е. они созданы людьми, продолжают существовать благодаря людям и отмирают, когда люди перестают ими пользоваться.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и изучении следующих взаимосвязанных компонентов:

1. Социология управления изучает органы управления с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций.

2. Другая группа проблем, изучаемых социологией управления, включает постановку и реализацию социальных целей управления с точки зрения социальных критериев; анализ социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследование и разработку системы учета интересов, мнений и предложений людей.

3. К социологии управления относится также исследование проблем целенаправленного воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, так как соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления.

4. Важным компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, является проблема внутригруппового регулирования и социальная самоорганизация в отдельных группах и на предприятии в целом.

Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Социология управления рассматривает такие актуальные проблемы, как:

• организационная культура;

• система власти и отношения руководства-подчинения;

• социальная структура организации;

• взаимосвязь формальной и неформальной структур;

• социальные группы, статусы и роли;

• формирование групп в системе управления по социологическим признакам;

• соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;

• участие исполнителейв выработке общих решений;

• оценка руководителей;

• организационные конфликты;

• адаптация персонала;

• управленческое консультирование;

• социальное планирование;

• сокращение персонала;

• дискриминация по признакам пола, возраста, образования и т. д.;

• удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;

• социальная ответственность;

• и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: