Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогноз при недостатке информации. Их используют для определения возможных событий в будущем или для определения сроков достижения тех или иных событий в различных сферах деятельности.
Методы индивидуальных экспертных оценок:
1. Метод интервью – установление прямого контакта интервьюера с экспертом. Интервьюер задает вопросы по заранее разработанной программе о будущем развитии объекта.
2. Аналитический метод – заключается в самостоятельном исследовании экспертом тенденций развития объекта под влиянием различных факторов. Результат прогнозирования оформляется в виде докладной записки.
3. Сценарный метод – является расширенным аналитическим методом. В этом случае эксперт выстраивает подробный механизм перехода исследуемого объекта из настоящего состояния в будущее.
Преимущества:
Методы коллективных экспертных оценок:
1. Метод комиссии – состоит в проведении совещания, в ходе которого высказываются участниками различные точки зрения.
Недостатки:
- возможно психологическое давление со стороны более опытных экспертов и руководства;
- при принятии решения участники стремятся к компромиссу.
2. Метод мозгового штурма – заключается в свободном генерировании группы идей относительно будущего объекта.
Плюсы: дешевизна, высокая производительность, способность развитию творчества персонала.
3. Метод Дельфи – многотуровое анкетирование группы экспертов. После каждого тура оценки обобщаются, группируются и таким образом результаты предлагаются экспертам для последующего рассмотрения Особенности: анонимность, заочность характера.
4. Метод морфологического анализа – сводится к разработке морфологического ящика в виде матрицы, в ячейках которой размещаются характеристики объекта прогнозирования.
Вопрос Система формализованных методов макроэкономического прогнозирования
Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов
Метод экстраполяции заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития процесса к прогнозируемому периоду. Он основывается на сохранении в будущем сложившихся условий развития процесса. При использовании этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования
Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс
Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).
Балансовый метод применяется для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов
Вопрос СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В Российской Федерации к отраслям социальной сферы относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, туризм, отдых, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Цели и задачи развития этих отраслей, мероприятия по их достижению отражаются в различных плановых документах - федеральном, региональных и местных бюджетах, целевых программах и прогнозах развития социальной инфраструктуры. С 2005 г. начали разрабатываться приоритетные Национальные проекты, направленные на модернизацию и повышение эффективности функционирования отраслей социального комплекса.
Основными показателями стратегического планирования социальной сферы являются показатели, характеризующие сеть учреждений, их материально-техническую базу, численность и состав кадров, объемы предоставляемых услуг и уровень обеспеченности ими населения, бюджетного финансирования, вложений из других источников, эффективность использования ресурсов. В процессе плановых расчетов широко применяются разнообразные социальные стандарты.
МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА
Содержание этой категории раскрывается через понятия "условия, уровень и качество жизни". Под условиями жизни понимаются наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения - формы расселения, характер жилища, занятость, имущественная обеспеченность семей, развитие отраслей социальной сферы.
Уровень жизни характеризует достигнутый уровень потребления материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей населения в них.
Качество жизни, с одной стороны, дает оценку самому человеку (уровень здоровья, образования, культуры), а с другой - комфортности, удобства жизненных условий, состояния среды обитания людей.
Макропланирование уровня жизни в России осуществляется сегодня в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, концепций и стратегий долгосрочного развития, национальных проектов и целевых комплексных программ решения узловых coциальных проблем. При этом используются три группы показателей: синтетические (производство ВВП, ВНП, НД душу населения, общие и конечные доходы домашних хозяйств, рождаемость, смертность, естественный прирост, заболеваемость, уровень образования населения); натуральные показатели объема потребления конкретных благ; показатели дифференциации населения по доходам и потреблению.
В процессе расчетов показателей уровня жизни широко используются балансы денежных доходов и расходов населения. Они отражают все доходы в разрезе источников получения средств, все расходы по направлениям и все сбережения в разрезе различных форм.
14 вопрос МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫИ ЗАНЯТОСТИ
Планирование воспроизводства населения осуществляется на основе целевых установок долгосрочной Концепции демографической политики РФ, содержание которой определяется демографической ситуацией в стране. Различают три типа демографической ситуации - экстенсивного, интенсивного и суженного воспроизводства населения. Для первого (экстенсивного) типа характерны высокие уровни рождаемости, смертности и прироста населения, низкая степень миграции. Второй (интенсивный) тип характеризуется низкими уровнями рождаемости, смертности и прироста населения, высокой степенью миграции. Суженный тип выражается в резком снижении рождаемости, высоком уровне смертности, сокращении численности населения и хаотичной миграции.
Результаты демографических прогнозов используются для оценки трудового потенциала. В процессе его прогнозирования оперируют категориями "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "экономически активное население".
Под рабочей силой понимают совокупность физических и духовных сил человека, определяющих его способность к труду.
Трудовые ресурсы характеризуют массу населения страны, которая может работать. В их число включают трудоспособных жителей в дорабочем, рабочем и послерабочем возрасте.
К экономически активному населению относят занятых в производстве работников и безработных. Эта категория обеспечивает предложение рабочей силы и характеризует с количественной точки зрения трудовой потенциал. В качественном аспекте он представляет собой население, физически и профессионально пригодное к трудовой деятельности.
Для характеристики безработицы исчисляют долю безработных в численности экономически активного населения и продолжительность времени отсутствия работы.
Вопрос
НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний
Государственное регулирование НТП осуществляется на основе выбора целей, определения направлений, установления сроков создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов.
Важнейшими задачами государственного регулирования НТП являются: предвидение экономических и социальных последствий научных открытий; концентрация ресурсов на ведущих направлениях НТП, связанных с разработкой принципиально новой техники и технологии.
Государственное регулирование НТП осуществляется на всех уровнях управления - высшем, среднем и низшем - и сосредоточивается на решении ряда принципиальных вопросов.
Государственное регулирование НТП основывается на концепции основных направлений научно-технической политики Российской Федерации. Реализуется научно-техническая политика с помощью законодательных и нормативных документов, системы макроэкономических прогнозов, программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и др.
Вопрос
Инвестиции - это капитальные вложения, средства или затраты, которые используются для развития и расширения производства, тем самым принося выгоду, пользу или прибыль в конечном счете
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ вложение инвестиций, или инвестирование,и совокупностьпрактических действий по реализации инвестиций
Инвестиции позволяют решать следующие задачи:
- расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
- приобретение новых предприятий;
- диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.
Все инвестиции можно разделить на две основные группы:
1) Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий
2) Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.
Инструменты в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Налоговое регулирование является важнейшим элементом государственного регулирования инвестиционной деятельности. Налоговая система осуществляет две основные функции: регулирующую и фискальную[46. Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам
Финансово- кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов.
ВОПРОС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ — соотношение между затратами на производство основных фондов и получаемыми результатами
Вопрос Планирование доходов федерального бюджета
Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Остаток средств на конец предыдущего года тоже зачисляется в плановые доходы.
К налоговым доходам относятся:
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала2. Лицензионные и регистрационные сборы.3. Налоги на совокупный доход.4. Налоги на имущество.5. Платежи за пользование природными ресурсами.6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
7. Акцизы.8. Налог на добавленную стоимость
Неналоговые поступления:
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности
2. Дивиденды по акциям, находящиеся в госсобственности3. Доходы от реализации государственных запасов
4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников
6. Административные платежи и сборы
7. Штрафные санкции, возмещение ущерба
Планирование расходов федерального бюджета
Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации включает в себя:
1) государственное управление и местное самоуправление 2) судебная власть
3) международная деятельность 4) национальная оборона
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 7) промышленность, энергетика и строительная индустрия
8) сельское хозяйство и рыболовство
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, 10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
12) жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство
13) предупреждение последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 14) образование
15) культура и искусство 16) средства массовой информации
17) здравоохранение и физическая культура 18) социальная политика
19) обслуживание и погашение государственного долга
1 9 вопрос Экономический рост: содержание, типы, факторы
Долгосрочный экономический рост является одной из целей макроэкономической политики государства.
Экономический рост определяется двояко:
1) как поступательный прирост реального объема ВВЦ, ВНД или ЧНД за счет увеличения объемов используемых экономических ресурсов и (или) лучшего их использования без нарушения равновесия в краткосрочных периодах;
2) как реальный прирост ВВП (ВНД или ЧНД) на душу населения.
Различают три типа экономического роста:
— экстенсивный, осуществляемый путем увеличения объемов используемых в производственном процессе ресурсов;
— интенсивный, осуществляемый путем более эффективного, более производительного использования ресурсов на основе научно-технического прогресса и лучших форм организации производства;
— смешанный, соединяющий интенсивный и экстенсивный типы.
Для измерения экономического роста используют следующие показатели:
В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:
1. Коэффициент роста – отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода.
2. Темп роста – коэффициент роста, умноженный на 100%.
3. Темп прироста – темп роста минус 100%.