Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникации — жизненно важное звено между руководителем и подчиненными, они являются инструментом внутрисистемной координации, помогают получать информацию на всех уровнях управления. Исследования различных организационных структур показывают, что коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением членов группы. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и воли руководителя.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.
Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, сложный круг (или всеканальная).
лицо, находящееся в центре «колеса»,имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.
Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей.
кружок
В сетях типа «круг» члены группы могут коммуницировать только с тем, кто расположен рядом с ними.
Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети (сложный круг), которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями
Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации.
Виды управления.
Управление можно определить как целенаправленное влияние субъекта на объект. Описание системы управления включает: Выделение субъекта и объекта управления и их границ; Выявление или постановка целей управления; Определение способов влияния субъекта на объект с целью достижения поставленных целей; Представления порядка взаимодействия субъекта и объекта в ходе исполнения цикла управления. Виды управления: Техническое - управление рукотворными объектами (автомобилем, прокатным станом), его основная характеристика – строго рационально, в пределах заданного алгоритма; Естественное – его объектом являются процессы, протекающие в природе (развитие растений, движение водных потоков); Социальное – его объектом являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.). Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Т.о. социальное управление не может быть чисто рациональным (в этом - его важнейшее отличие от технического управления). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов (субординация, контроль, стимулирование и проч.) Классификация социального управления: По объекту человечество, регионы, отдельные страны, группа организаций, организация, её часть (подразделение), группа людей, индивид. По сфере государственное, коммерческое, политическое, управление творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т.д. По методам воздействия на объекты - административно-командное (внешнее/ навязанное); - демократическое управление (внутреннее/инициативное); - самоуправление. По содержанию общее управление, управление организацией технологических процессов, людьми, информацией, рыночным поведением, финансовыми потоками и т.д. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность - текущее; - перспективное По способу осуществления управленческого воздействия - личное; - доверительное (через посредников, по документам). По методу выработки управленческих решений - научное /решения принимаются на основе специальных исследований; - эмпирическое /исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений. По обусловленности принимаемых решений - ситуационное /с учетом складывающегося положения дел; - стратегическое /реализующее заранее запланированные преобразования. По способу взаимодействия со средой - адаптивное /приспосабливающееся к ней; - конкурентное /навязывающее собственную линию поведения. По направленности - ориентированное на процесс: предполагает выполнение работы строго предписанными способами, решение проблем по мере их возникновения, акцент на экономию затрат, тотальный контроль; - ориентированное на результат: требует избегать проблем и увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой; - опережающее управление: направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение. Любое управление сводится к принятию решений, их реализации и контролю над ними. Этапы цикла управления: Сбор и анализ информации для выработки решения Выработка решения Реализация решения Учет результатов реализации решения Оценка и контроль результатов реализации Анализ и выявление существенных факторов, повлиявших на решение и результаты его реализации Регулирование существенных факторов доступными инструментами Как построить систему управления? Описать компанию (организацию) и ее место во внешней среде Выделить субъект и объект, цели и способы влияния субъекта на объект Создать упорядоченную целенаправленную систему влияния При описании каналов взаимодействия субъекта и объекта в ходе реализации цикла управления их относят к прямым и обратным связям. Прямые связи – обеспечивают воздействие субъекта на объект. Обратные связи – обеспечивают получение субъектом информации об объекте и результатах воздействия субъекта на объект. Управление плохо работает без обратных связей.