Реализация принципов дизайн-образования в деятельности «ВХУТЕМАСа»




Реформа художественно-технического образования, реализованная в деятельности ВХУТЕМАСа, предполагала отказ такой формы обучения художественным дисциплинам, которая базировалось на системе приёмов академизма, что мешало свободному подходу к решению творческих задач. Поэтому был сформулирован комплекс учебных целей:

Ø обеспечить науч­но-обоснованное преподавание, для чего были разработаны учебные программы, реализованные на практике;

Ø сформировать у студентов навыки решения как конкретных технических проблем, связанных с осваиваемой специальностью, так и художественно-формальных проблем, основой которых являются закономерности биологического и физиологического восприятия формы человеком;

Ø развивать новое отношение к форме, пространству, цвету.

Для достижения этих целей было необходимо основывать знания об искусстве на анализе и эксперимен­тальном изучении его свойств, качеств и композиционно-органи­зующих законов.

Именно такие идеи легли в основу курса пропедевтики, который основывался на использовании аналитического метода Н. Ладовского, реализованного впервые на архитектурном факультете. Н. Ладовский полагал, что архитектура должна отвечать фундаментальной потребности человека – ориентации в пространстве: «Пространство, а не камень – материал архитектуры». Занятия Н. Ладовского были рассчитаны на поиск соотношений между пространством и объёмом с помощью ортогональных проекций, а также – на создание макетов, каждый из которых решал определенную пространственную задачу.

Аналитический метод применялся и при изучении других дисциплин предварительного курса: «Объем», «Цвет», «Графика».

Занятия по графики в рамках предварительного курса вел А. Родченко. Он формировал у студентов способности создавать абстрактные композиции и на этой основе изучать контрасты объема и плоскости, а также передавать особенности фактуры различных материалов. Отличительным качеством учебного метода А. Родченко можно назвать линейность, отражавшую особый принцип формообразования.

А. Родченко разработал новые учебные программы для деревообрабатывающего и металлообрабатывающего факультетов. Здесь профилирующим предметом стало проектирование. Были внедрены в практику новые принципы проектирования, которые опирались не на стилизацию, а на учет функциональных требований, промышленной технологии, культурной ситуации. Методика проектирования, предложенная А. Родченко, предполагала все основные этапы, которые сейчас уже стали каноническими – от формулировки проектной задачи до создания работающего макета в натуральную величину. При этом особенно интересным есть то, что задания по проектированию были рассчитаны на развитие у студентов навыков как графического, так и промышленного дизайна. А. Родченко предлагал создавать и информационно-рекламные объекты (логотип, упаковку, рекламный плакат), и конкретные вещи, рассчитанные на массовое производство, причем здесь упор был сделан на многофункциональность вещи и возможности её трансформации (складной киоск-витрина, кресло-кровать и т.п.).

В учебной программе для металлообрабатывающего факультета «Материальное оформление вещи» А. Родченко предложил принцип «комплексности проектирования», то есть разработки не отдельных вещей, а набора предметов оборудования, имевших функциональную и социальную ценность в совместном применении.

Каждый из ведущих преподавателей ВХУТЕМАСа предлагал свою методику, внося нечто новое в уже определенные принципы проектирования.

В 1925 году на деревообрабатывающем факультете начал преподавание Л. Лисицкий. Он возглавил кафедру проектирования мебели и оформления интерьеров, участвуя в разработке проектов домов-коммун. Со студентами Л. Лисицкий создавал проекты встроенной мебели, как, например, кухню-шкаф, объект, который включал плиту, полки для посуды, разделочную поверхность, шкафчики и ёмкости для различных продуктов, место для ведра с отходами (все это размещалось в пространстве шкафа в форме параллелепипеда). Деятельность Л. Лисицкого в качестве педагога ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа была направлена на анализ художественных предпосылок стандартизации бытовой мебели. Если вспомнить, что проблема стандартного жилого дома разрабатывалась в данный период многие ведущими архитекторами-проектировщиками Запада, прежде всего, В. Гропиусом, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, то опыты Л. Лисицкого и его студентов оказываются созвучны европейской дизайнерской практике.

В 1928 году во ВХУТЕМАСе стал преподавать В. Татлин. Руководя мастерской на деревообрабатывающем факультете, он решал задачи, связанные с изучением проектных свойств различных материалов и условий возникновения эстетического эффекта от сопоставления фактур. Предмет, который ввел В. Татлин, имел название «культура материала» и, фактически, базировался на эргономических исследованиях самого педагога. В. Татлин в период работы во ВХУТЕИНе руководил деятельностью студентов по созданию рессорной мебели (примером чему может быть стул, сконструированный Н. Рогожиным под его руководством), фарфоровая посуда.

Деятельность ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа является ценной и результативной в первую очередь потому, что именно здесь были заложены основы профессии дизайнера, разработаны новые приёмы проектирования предметов и новые принципы обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: