Формирование экономического механизма управления отходами




Порядок разработки проектной документации и проведения экологической экспертизы

Проведение гос-ой эколог-й экспертизы возложено на Мин. прир-х ресурсов и ООС РБ. В министерстве функционирует специальная инспекция гос. эколог. экспертизы проектов. На уровне областных комитетов также осуществляется эколог. экспертиза проектов.

Выделяют 7 этапов разработки и согласования проектной и предпроектной документации:

1. заказчик декларирует свои намерения о намечаемой хоз деят-ти;

2. подготовка документов обосновывающих место размещения объекта с эколог-ми условиями;

3. проведение проектно-изыскательных работ;

4. согласование пректной документации с осн-ми органами местного упр-яи выдача технических условий на пректирование;

5. проведение гос эколог экспертизы проекта на предмет выполн-я требований природоохранного законодат-ва;

6. строит-во объекта;

7. сдача законченного объекта в эксплуатацию.

Срок проведения гос эколог экспертизы не должен превышать 2 месяцев со дня предоставления всех необх-х документов.

Заключение государственной экологической экспертизы - документ, содержащий информацию о результатах проведения экспертизы, включая выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также выводы по целесообразности (нецелесообразности) их реализации.

Экологический паспорт проекта

Эколог паспорт проекта явл обязат-м приложением к заключению гос эколог экспертизы. Он разраб-ся заказчиком. Состоит из след разделов:

1. общая часть;

2. данные о площадке размещения объекта;

3. охрана и рац использ-е водных ресурсов, к-ые вкл-ют водоснабжение. Здесь содержатся сведения: наименование источника водоснабжения, уд расход по проекту, водозаборные объекты, объем воды по проекту для водопотребления и т.д. В разделе «канализация и очистка сточных вод» рассчитываются: уд кол-во сточных вод на 1 служащего и ед осн прод-ции, общий объем сточных вод и т.д.;

4. удаление, обезвреживание и утилизация животноводческих стоков;

5. охрана атмосф воздуха (хар-ка категории опасности пред-тия, рассчит-ся кол-во вредных в-в от проектируемой стационарности источников, вид потребляемого топлива и т.д.);

6. утилизация отходов (учит-ся виды и объемы отходов пр-ва, коммунальных и твердых бытовых отходов);

В приложении паспорта содержатся план-схема расположения объекта, табл параметров выброса в атмосферу, ген план объекта с инженерными сетями и очистными сооружениями.

В год рассматриваются около 6500 разл проектов. Из них 1% не проходит эколог экспертизу.

Формирование экономического механизма управления отходами

При разработке эффективных подходов к контролю и управлению отходами одной из важнейших задач является создание механизмов финансирования соответствующих мероприятий как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Организационно-правовая система финансирования природоохранной деятельности в РБ в её существующих рамках не предоставляет возможностей для реализации сколько-нибудь масштабных проектов, направленных на предотвращение или сокращение и переработку отходов. В связи с этим ведется активный поиск путей совершенствования экономических инструментов обращения с отходами. В рамках обобщения соответствующих наработок формируется следующая комбинация таких инструментов:

▪ сборы за размещение отходов;

▪ сборы за образование опасных отходов;

▪ платежи за транспортировку отходов;

▪ платежи за использование сырья и материалов;

▪ штрафы за нарушение законодательства;

▪ налоговые льготы.

В формировании экономического механизма финансирования мероприятий в области управления процессами размещения промышленных отходов основные усилия целесообразно сосредоточить на усовершенствовании и реформировании существующих тарифов и сборов, взимаемых с промышленных предприятий. Основным элементом этого реформирования могут стать:

а) увеличение размера платежей;

б) расширение базы налогообложения за счет охвата платежами накопившихся объемов отходов;

в) введение элементов прогрессивно растущих во времени размеров платы;

г) ужесточение нормативного контроля образования отходов и упорядочение установления соответствующих лимитов;

д) соответствующее ужесточение штрафных санкций.

Этот комплекс мероприятий должен естественно дополняться тщательно продуманными схемами субсидирования предприятий.

Существенное повышение размера платежей возможно при условии, что будет четко продекларировано намерение направить полученные средства на решение проблемы отходов. В подтверждение этого можно привести не только зарубежный, но и отечественный опыт.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: