Специфика китайского конституционного регулирования правового статуса личности.




Правовой статус человека в КНР зависит от двух обстоя­тельств.

Первым из них является то, к какой категории относит­ся данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формаль­но не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический при­ем обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.

Вторым важным обстоятельством для определения стату­са является то, на какой территории проживает данное лицо, поскольку правовой статус жителей особых административных районов значительно, а особых экономических зон по ряду параметров отличается от общего статуса граждан. Реализа­ция принципа "одно государство — две системы" не могла не сказаться на статусе человека и гражданина. Тем не менее Конституция в частях второй и третьей ст. 33, устанавливая равенство граждан перед законом, указывает, что каждый граж­данин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять предусмот­ренные Конституцией и законами обязанности.

Конституционное регулирование прав и свобод в КНР от­личается рядом особенностей как по сравнению с западными конституциями (что вполне понятно), так и по сравнению с классической социалистической моделью. Можно выявить сле­дующие особенности:

— в конституционном перечне отсутствует ряд важней­ших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на кон­ституционный уровень (право на жизнь, свобода мысли и др.);

— политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государственного пра­ва "материальных гарантий", в отличие от наделенных такими "гарантиями" формулировок, скажем, социально-экономических прав (причем особенно подробно урегулировано право на труд);

— на ряд конституционных формулировок (например, упоминавшейся выше ст. 38 о защите чести и достоинства граж­дан) наложили свой отпечаток последствия "культурной рево­люции", — периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц;

— в Конституции имеются нормы о правовом статусе ки­тайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Наличие данных норм показывает, какое большое значение придается в КНР связям с китайской диаспорой;

— в конституционной характеристике права собственности (и наследования) акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это право также записано не во второй главе, регулирующей статус граждан, а в гл. 1 "Общие положения";

— для Конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. Большая часть этих обя­занностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает социалистические реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность "охранять честь и интересы Родины" наряду с ее безопасностью представляет собой по существу запрет любой оппозиции, ибо носителем чести и интересов является высшая власть Родины.

Необходимо отметить, что в китайской литературе дает­ся иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оцен­ке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апел­ляция к представлениям китайского народа, которые и вопло­щены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунис­тической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интере­сов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основы­ваются на длительном опыте. В соответствии с этими пред­ставлениями в Китае были разработаны соответствующие за­коны и политические установки". С официальной точки зрения три характерные черты от­личают правовой статус человека в КНР: 1) широкий охват населения ("права человека являются достоянием не меньшин­ства, не отдельных классов и прослоек, а всех граждан Ки­тая"); 2) справедливость ("в условиях социалистического строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидиро­ваны эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имуществен­ным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) ре­альность ("права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в Конституции и законах")*. Даже оставив на совести авторов последнее выска­зывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за харак­терные черты правового статуса человека в КНР, является общепризнанными нормами, и страны, в которых они не при­знаются, представляют собой редкое исключение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: