Статья посвящается 100-летию смерти Л.Н. Толстого Актуальны ли педагогические идеи Л.Н.Толстого для современного человека?




Монасевич Зоя Леонидовна
старший преподаватель
Владимирский Государственный
Гуманитарный Университет

Задумав написать статью про Л.Н. Толстого к 100-летию его смерти, я стала размышлять о чём главном хочется написать в ней. Обсуждая с людьми, мне стали говорить, что надо отдать дань, что Толстой устарел, что опыт его школы и наш учительский опыт прожит и не настолько ценен (я 10 лет работала в городе Томске в школе «Эврика-развитие» в классах Свободной педагогики Толстого). Меня стали мучить сомнения о нужности этой статьи. Но что-то держало мысль и не давало отречься от замысла этой статьи. И я поняла что.

Сейчас все больше и больше людей хотят самореализоваться, задумываются над тем «Кто я?», «Зачем пришёл в этот мир?», «Что я хочу сделать в этой жизни?». Им говорят: «Карьера, семья, деньги, престиж и т.д.» Как услышать себя, где твоё, где твой путь?

Этими вопросами мучился и Л.Н.Толстой. И стал мечтать о школе, где «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбуждённый жизнью». Но, читая раньше эти слова, я и многие люди, с которыми я обсуждала это, думали, что Толстой пишет только про учеников. Ведь до сих пор такая школа, где ученик может свободно задавать вопросы, искать на них ответы в школе вместе с учителем и одноклассниками, оформлять их в какой-то продукт-открытие-завершение является мечтой не только для времён Толстого, но и мечтой нашего времени. Чаще всего ребёнок уже в начале 1 класса понимает, что его вопросам, мыслям, открытиям в школе нет места.

Мы (учителя классов Свободной педагогики Толстого) в своей работе детским вопросам придавали большое значение, останавливая урок под детский вопрос, переорганизовывая урок, ища несколько вариантов ответов на них, постепенно выделяя отдельное для них время, разворачивая детские образовательные проекты на материале этих вопросов и давая возможность детям представить результаты своих проектов. (Подробнее про это можно почитать на сайте «Первое Сентября» Фестиваль Педагогических идей «Открытый урок» в статье Монасевич З.Л., Малахова И.В. «От детского вопроса к образовательному проекту младшего школьника» 2010г.)

Но рассказывая учителям про этот наш опыт, меня удивляло, что он не берётся, а если и берётся, то дети не выходят на бытийные вопросы, как в наших классах. Почему?

Я стала перечитывать статьи Л.Н.Толстого, и меня озарило, ведь мы, как и Толстой в своей педагогической практике, находились тоже в состоянии своего внутреннего вопроса.

Толстой пишет «не философом-воспитателем и открывателем новой педагогической теории должен быть каждый преподаватель, но добросовестным и трудолюбивым наблюдателем, в известной степени умеющий сообщать свои наблюдения». Многие скажут, что как же строить свои наблюдения без опоры на какую-нибудь теорию. Да ещё Толстой пишет «что единственная система, которую я имел, состояла в том, чтобы не иметь никакой системы». Как же работать, не опираясь ни на какую систему, ни на какой метод, ни на какой авторитет?

Тут-то и изюминка. Если учитель живёт и работает в состоянии своего внутреннего вопроса, значит он начинает наблюдать, искать, пробовать разные методики, сверяясь в правильности своего поиска только со своим внутреннем ощущением ответа на свой вопрос. Никакой авторитет не ответит на твой внутренний вопрос в твоей конкретной ситуации, ответ ты можешь только найти сам. Здесь учитель должен доверять своему внутреннему поиску, своим внутренним ориентирам. Когда, наблюдая, учитель приходит к своим выводам, то тогда, если надо, может соотнести их с теоретическими научными исследованиями, находя свои культурные контексты. Это другой ход, если смотреть как обычно действуют учителя: педагог сначала изучает теоретические основания системы, а потом в своей практике работает, исходя из этих оснований, доверяя кому-то, а не себе. Доверяя своим наблюдениям, учитель может основательно относиться к различным научным взглядам, а не на веру принимать их.

Идя по пути вопроса, учитель будет предоставлять место, создавать условия и давать возможность детям для появления их вопросов, их образовательной активности, доверяя детскому пути поиска ответов.

Легко заметить таких учителей, педагогов в любой школе, системе — вокруг них вертятся дети, они увлечены чем-то (туризм, моделирование, опыты, выпуски газет, театр и т.д.), у педагога и детей горят глаза, когда они совместно что-то делают, и хочется включится, узнать про их дело, сразу видно, что здесь что-то живое настоящее. Но заметьте, таких учителей в школах немного, которые не по обязанности и принуждению с послушанием удерживают детей, а на совместной увлечённости по поводу учебного материала, на совместном поиске. А только такое увлечённое взаимодействие по поводу учебного материала есть освоение форм культурного поведения (Л.С. Выгодский «История развития высших психических функций»).

Толстой пишет: «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперёд образования». Тогда учитель передает не только информацию, о которой может спрашивать ученик, но и состояние поиска, состояние учения. Если учитель сам в поиске, если он сам, заходя в класс, учится, что-то открывает для себя в момент взаимодействия с учеником, то и ученику переходит это состояние. Поэтому и дети станут задавать вопросы, искать вместе с учителем ответы. А если учитель функционирует в пределах любой из методик и приходит передавать готовые знания, готовую информацию, а хуже того учит исследовательской или проектной деятельности, сам не находясь в ней, то учитель ни себя, ни ребёнка не воспринимает как позитивного творческого человека, да и дискредитирует учение, исследование, проект, как деятельность, в которой человек получает творческое удовольствие и открывает для себя новые смыслы.

Л.Н. Толстой задает позитивный облик ребёнка «Идеал наш сзади, а не впереди», которому изначально присуща образовательная потребность, широкие познавательные возможности. Он критикует школу, которая «учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить». Создание в школе атмосферы поиска вопросов и ответов на них дает возможность детям удобно учиться, а учителю переходить из функционирующего в творческого, и в конкретном классе преодолевать «вечное стремление педагогики устроить дело так, чтобы, какой бы ни был учитель и ученик, метод бы был один и тот же».

«Наука есть только обобщение частностей. Ум человеческий тогда только понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. Частность же он допускает на веру. Религия есть обобщение, принятое на веру. Задача педагогики есть, следовательно, наведение ума на обобщение, предложение уму в такое время и в такой форме таких частностей, из которых легко делаются обобщения. Есть обобщения, общие всем, через которые каждый должен пройти, есть другие, которые нельзя предвидеть. Этими-то неожиданными обобщениями обогащается наука.» Поэтому Л.Н.Толстой создает свою «Азбуку», «Русские книги для чтения», «Арифметику», «Грамматику для сельских школ», где нет правил и выводов, а есть много материала для самостоятельного ученического наблюдения и выхода на самостоятельный вывод или закономерность. При таком подходе к учебному материалу и учитель находится в поиске сути предлагаемых знаний, разоформления их, чтоб предложить материал, не навязав своих выводов и обобщений до детского открытия. Мы в след за Толстым думали тоже над таким материалом, с которым ребёнок работает не потому что надо и так сказал учитель, а потому что зацепило, заинтересовало, хочется. (Фрагменты его вы можете посмотреть в статье Монасевич З.Л. «Некоторые задания для смысловой работы по русскому языку для учеников начальных классов» на сайте «Первого сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 учебный год)

Тогда вопрос о домашнем задание тоже пересматривается. Вот как это описано у Толстого: «Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера.» Здесь нет бессмысленной обязаловки как для ученика, так и для учителя (так положено, все задают, все делают). Мы рассматривает домашнюю работу как возможность продлить по желанию то удовольствие от учения, которое было в классе на уроках. Выбор ребёнком формы и типа домашней работы указывает учителю на место учебного материала, который ребёнку интересен, который он сам без посторонней помощи может выполнить. Выполнение же ребёнком домашнего задания показывает учителю на степень самостоятельности в удержании и исполнении выбранного задания. (Подробнее о нашей работе с домашним заданием можете почитать в статье Монасевич З.Л. «Введение в безотметочные формы оценивания у первоклассников» на сайте «Первого сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебный год)

Многие спросят: «А как же отработка навыков?» А здесь обратимся к педагогической практике Л.Н. Толстого в Яснополянской школе. В ней Толстой увидел, что для обучения письму, чтению и арифметике в свободном режиме, когда «бывают споры из-за того, что один написал так, а другой иначе, и весьма скоро диктующий начинает задумываться, как сказать, и начинает понимать, что есть в речи две вещи: форма и содержание». И открывая с детьми от форму, то содержание, Толстой опирался только на то основание, насколько «складно и понятно». Постепенно занятия в Яснополянской школе разделились на чтение механическое и постепенное, написание сочинений и каллиграфию с грамматикой.

Поэтому как в культуре, так и в действиях человека имеются две стороны: смысловая (идеальная, содержательная, мотивационная) и техническая (прагматическая, формальная, операционная).

В современной школе технической стороне уделяется много внимания и времени. Для нас техническое освоение навыка происходит только после того, как ребёнок уловил смысл данного навыка. Например, занимается каллиграфией после того, как написанный текст товарищи не смогли прочитать. Тренировочная работа не ограничивалась ни временем, не ритмом, ни темпом. После содержательной смысловой работы возникали материалы- помощники, таблицы, инструкции, правила, которыми ребёнок мог пользоваться, тренируясь. Тренировочная линия одной стороной (внутренней) осваивает технику, а внешней — готовится к следующему шагу в осмысление через представленность.

Оформляясь, смысловая сторона переходит в техническую линию, а освоение технической, толкает человека на поиски новых смыслов, идей, перспектив, статусов, удержание которых требует технической оснащённости.

«Главное средство для приобретения знаний есть непосредственное отношение к явлениям жизни. Непосредственное отношение к явлениям жизни требует полной свободы. Школа, учитель, книга суть такие же явления жизни, как и родительский дом, работа, лес и небо. Для того чтобы в школе приобреталось наибольшее число знаний, пусть отношения учеников к школе и учителю, к книге будут так же свободны, как и отношения этих учеников к природе и ко всем жизненным явлениям.» «Единственный критериум педагогики есть свобода, единственный метод есть опыт.» Доверяя Толстому, мы позволили детям свободно проявлять себя к предложенному взаимодействию с учебным материалом и учителем. Мы искали содержательной встречи с учениками, когда учебный материал зацепил, заинтересовал, побудил к учебным действиям. Диагностикой действий учителя в поиске форм включения детей в учебную деятельность становилось детское принятие или отказ от предложенного взаимодействия с учителем или материалом. Отказ расценивается нами не как негативное явление. Отказ показывает нам что-то, что не позволяет состоятся содержательному общению между учителем и учеником. Именно отказ ориентирует учителя на дальнейшие поиски. Принятия заданий не всегда расценивается нами как положительный факт, т.к. может быть желанием угодить учителю, а не стремлением следовать своему образовательному интересу. Чтобы этого избежать, учитель обустраивает выбор между заданиями, формами работы и видами взаимодействия, т.е. ребёнок может выбрать работать одному, в паре с одноклассником, в группе или с учителем; открывать новое или отрабатывать открытое; готовить свою работу, собирая информацию, оформляя её или представлять свою работу классу; выбирать между различными заданиями и материалами по уровню сложности, по типу организованности, по разным предметным знаниям.

Если замысел школы это поиск вопросов и ответов на них, т.е. встреча со своими образовательными потребностями, то и не может быть какой-то одной системы или методики, т.к. в жизнь как ученика, так и учителя выдвигаются всё новые и новые вопросы, перспективы, возможности с решением стоящих вопросов и задач. А,значит, на следующем этапе средства предыдущего не будут работать и надо искать новые (новую методику, способы) и так далее. А предыдущий опыт проживания от поиска вопроса через то, как на него ответить, до получения удовольствия от получения ответа или сделанного продукта становится положительной основой для свободного и творческого поиска следующих вопросов и образовательных потребностей. Через простые учебные действия, которые ребёнок выбирает сам, ученик получает положительный опыт и начинает всё чётче ощущать свои образовательные потребности, всё больше доверять себе, нести ответственность за свой выбор, видеть результат своей выбранной работы, проживать в полноте каждое выбранное действие (например, написание букв, сочинение своего рассказа, решение примеров), а, значит, с удовольствием двигаться к следующим своим образовательным желаниям. При создании школы, о которой мечтал Л.Н. Толстой, есть возможность ребёнку к осознанному, инициативному учению, к осмысленному овладению учебным поведением. Да и учитель, проживая в учебном содержательном взаимодействии с учеником, решает насущные свои вопросы и двигается к следующим, находя всё новые и новые интересы и перспективы в своей педагогической деятельности.

Думаю, что Л.Н. Толстой до сих пор своими педагогическими идеями и опытом наводит на размышления, споры наших современников. Но бесспорно это взгляд Толстого на глубинную природу человека, его вера в позитивное начало человека.

Литература Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинения в 90 томах. Том 8.
Педагогические заметки и материалы.
Вступление.
О народном образовании.
Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: