Р – ОЧ – НИ – ГМ – ОЩ – ЦВ – ЭП – ОП – М – ОС – ВН.




2. Первичный психологический процесс в познании окружающего мира – ощущения.

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Эти предметы и явления реального мира называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называются раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и порождает ощущение.

Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трёх частей: 1) рецептор, или орган чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приёму только определённых видов воздействия (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определённым физическим и химическим агентам.

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств: глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определённое возбуждение. Рецепторы могут находится на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

Ощущенияобъективны, так как в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Английский физиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела:

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частях тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего – тактильная, т.е. осязательная) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (более 85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статистические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.

Свойства ощущений:

1) Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога, человеком не ощущаются.

2) Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Интервал между нижним и верхним порогами носит название диапазон чувствительности.

3) Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ещё ощущаются как различные.

4) Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10 – 15 раз выше дифференциального порога.

5) Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

6) Пространственный порог – минимальный размер едва ощутимого раздражителя.

7) Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация – изменение (повышение или понижение) чувствительности для приспособления к внешним условиям (к яркому свету, сильному запаху); сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.

Существенное значение для изучения изменения ощущений имеют два закона ощущений: закон Вебера – величина дифференциального порога ощущения пропорциональна интенсивности сигнала; закон Вебера – Фехнера – интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

3. Приём и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция», «перцептивный процесс»).

В результате ощущения у человека возникают знания об отдельных свойствах, качествах предметов, восприятие же создаёт целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений, зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятиепсихический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Выделяют четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент ( ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. В этом заключается закономерность субъективного восприятия. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Свойства восприятия: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Дефицит раздражителей, информации – сенсорная депривация, неблагоприятно сказывается на психике человека. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма, нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него возникают галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали различные нарушения восприятия, потерю способности ориентироваться в окружающем мире.

 

4. Для восприятия какого-либо явления или объекта необходимо, чтобы они смогли вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на них наши органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и игнорирование всего остального называется вниманием.

Без внимания невозможно восприятие, кроме того, оно включено во все остальные познавательные процессы, выступает как их необходимое условие, и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. Оно всегда связано с чем-либо, т.к. функционально является «вниманием к чему-либо».

Природа и сущность внимания вызывают серьёзные разногласия в психологической науке. Некоторые учёные считают его только стороной других психических процессов, а не самостоятельным процессом, но исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что внимание представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для человека устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Функции внимания:

· Отбор значимых, релевантных (соответствующих потребностям, данной деятельности) воздействий иигнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

· Удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определённого предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

· Регуляция и контроль протекания деятельности.

Свойства внимания:

  • Объём – то количество объектов, которое воспринимается одновременно. У взрослого человека объём внимания равен 4 – 6 единицам.
  • Концентрация внимания – степень сосредоточенности сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация обеспечивает углублённое изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Это свойство может успешно развиваться.
  • Распределение внимания – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
  • Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. На устойчивость влияют интерес и разнообразие выполняемых действий или впечатлений. Противоположное свойство – отвлекаемость.
  • Переключение внимания – перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания.

Виды внимания: природное и социально-обусловленное; непосредственное и опосредованное; непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; чувственное и интеллектуальное.

 

5. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге при смежном во времени воздействии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, являющийся предпосылкой сохранения.

Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

· По использованию специальных приёмов: непроизвольная и произвольная;

· По срокам сохранения информации: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, долговременная;

· По типу запоминаемого материала: двигательная, образная (подвиды – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, вербальная (словесно-логическая).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности запоминать даже у растений. В самом широком смысле память – механизм фиксации информации, приобретённой и используемой живым организмом. Человеческая память – это прежде всего накопление, закрепление и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому, память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

В настоящее время широко распространён термин мнемическая деятельностьактивная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.

Многочисленные исследования памяти привели к возможности выделения нескольких, наиболее значимых и детально проработанных, теорий и законов памяти.

Одна из первых психологических теорий (возникла в 17-ом веке), не потерявшая своего научного значения до настоящего времени, – ассоциативная теория. В её основе лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером и др. Память понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. Его суть в том, что забывание довольно точно сохранённой бессмысленной информации происходит вначале довольно быстро: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20% от общего числа первоначально выученных бессвязных слогов. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации (через 40 минут, затем, в первый день – 2 – 3 раза, во второй день – 1 – 2 повторения, в третий – седьмой день – по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7 – 10 дней). Кроме того, согласно ассоциативной теории, отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. В русле этой теории было также установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени. Но основной проблемой, которую не могла объяснить эта теория, явилась избирательность памяти.

В конце 19-го века на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. В её основе лежит понятие гештальта – целостной комплексной организации каких-либо элементов. Главная идея концепции памяти в русле этой теории состоит в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Но, данная теория не смогла объяснить проблему формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

Не смогли дать полный ответ на вопрос о генезисе памяти и представители двух других направлений психологических исследований: бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблемы памяти оказались очень близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Различия заключались в том, что бихевиористы подчёркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой З.Фрейда и его сторонников в исследовании памяти явилось то, что они объяснили роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов, потребностей в запоминании и забывании материала.

Примерно в то же время (в начале 20-го века) возникает смысловая теория памяти, в которой утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекстопределённых смысловых связей.

С началом развития кибернетики, всеобщей компьютеризацией и информатизацией появляются новые исследования памяти, т.к. они открывают новые перспективы в поиске новых оптимальных путей принятия, сохранения, переработки и воспроизведения информации машиной. В психологии появилась информационно-кибернетичская теория памяти, которая пытается объяснить процессы памяти с точки зрения кибернетики и информатики, поскольку человеческий мозг – тоже своего рода сложнейшая ЭВМ.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память рассматривается как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Особое внимание уделяется составу мнемических действий и операций, зависимости продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения) и другим проблемам (А.Н. Леонтьев, Пётр Иванович Зинченко, Анатолий Александрович Смирнов).

 

6. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия происходит за счёт мышления. Оно позволяет с помощью умозаключений раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Основной задачей мышления является раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Мышление – наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление является высшим познавательным процессом, представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. В элементарных формах оно имеется и у животных. Мышление можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, с активным преобразованием ситуации, в которой эта задача задана. В результате мышления могут быть получены идеи, мысли, понятия (понятие – обобщённое отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях).

Мышление – особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Навыки, способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды – человеческого общества. Совершенствование мышления, в частности, появление обобщённого, теоретического мышления в понятиях происходит в ходе общей культурной эволюции человечества.

Развитие мышления у ребёнка происходит постепенно, в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. В своём становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребёнка, когда оно имеет другую, чем у взрослых организацию. Суждения ребёнка единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении ими чего-либо всё сводится к частному, знакомому. Понятийное мышление – позволяет выходить человеку за пределы собственного опыта с использованием теоретических положений, путём формулировки совершенных понятий. Оно формируется постепенно, через ряд промежуточных стадий. Л.С. Выготский выделил 5 этапов в переходе к формированию понятий: 1- ый – ребёнку 2 – 3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребёнок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие. В этом проявляется синкретизм детского мышления (тенденция связывать всё со всем). На 2-ом этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. 3-ий этап проявляется в 6 – 8 лет, когда дети могут объединять группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. На 4- ом этапе, у подростков 9 – 12 лет, появляется понятийное мышление, однако ещё несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5 –ом этапе, в юношеском возрасте 14 – 18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.

Уровни развития мышления выступают одновременно и как его виды.

Виды мышления:

· Наглядно-действенное – такой вид мышления, при котором процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Это генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления которой можно наблюдать у ребёнка в конце первого – в начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью.

· Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции наглядно-образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Очень важная особенность этого вида мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

· Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Кроме того, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

К разрешению задачи мышление идёт с помощью многообразных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения.

Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, путём выявления сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения соответствующих элементов. Таким образом, можно отделить несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств (цвет, форма и пр.), абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей, закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идёт к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях – основных формах логического мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными; конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными или истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

7. В процессе отражения окружающего мира человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент, не только зрительно представляет то, что было с ним раньше, но и создаёт новые образы. Это происходит в результате функционирования воображения.

Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Оно всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-то сделать, человек представляет результат и то, как его можно достичь. Таким образом, способность человека заранее представлять конечный итог своего труда и процесс создания материальной вещи – одна из отличительных особенностей деятельности от активности животных.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей ещё не ведёт к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, становится средством их удержания, закрепления, изменения. В настоящее время ещё недостаточно изучена анатомо-физиологическая основа и механизмы воображения. Поэтому оно считается самым загадочным психическим процессом. Однако влияние воображения на организм и поведение человека изучено достаточно полно.

Функции воображения:

· Участие в проектировании и планировании деятельности;

· Участие в регулировании поведения и деятельности;

· Расширение границ сознания (напоминает о прошлом, открывает будущее и пр.);

Виды воображения: пассивное и активное. Пассивное делится произвольное и непроизвольное. Активное – на воссоздающее (репродуктивное), творческое (продуктивное) и антиципирующее.

Пассивное воображение – такой вид, с помощью которого образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В образах пассивного воображения « удовлетворяются » неудовлетворённые, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и вытеснение, редукцию (снижение, сокращение) отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Произвольное воображение проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических, художественных и другого рода проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты. Основные формы произвольного воображения – мечты, грёзы.

Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, так называемых изменённых состояниях сознания.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Оно всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определённой области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создаёт объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определённой категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами.

Воссоздающее воображение (репродуктивное) – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. В ходе воссоздающего воображения происходит рекомбинация, реконструкция пережитых восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение – необходимый компонент и снова всех видов творческой деятельности человека.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

 

8. Человек получает и передаёт огромное количество информации с помощью речи. Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Функции речи:

· Сигнификативная (обозначения) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

· Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда носителем их существенных признаков.

· Функция коммуникации реализуется при передаче информации и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Виды речи: внешняя (устная – монолог и диалог и письменная) и внутренняя.

  • Внешняя речь – произносимая и воспринимаемая на слух речь.
  • Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она развивается в процессе общения, монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Её содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении, а также она требует грамматически правильного построения предложений и фраз. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность ж


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: