По литературе Возрождения.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ 2 И 3 ГРУПП 1 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
  Вводное практическое занятие: характеристика курса и формы отчетности. Ауд.
  «Терминология к курсу «История зарубежная литературы Средних веков и Возрождения» Ауд.
  «Культура и литература Средневековья» Выставочный зал Дворца книги
  ««Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса» Ауд.
  «Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона» Ауд.
  «Своеобразие сонета эпохи Средневековья: Данте и др.» Ауд.
  Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы Средних веков» Ауд.
  «Своеобразие сонета Возрождения: Ф.Петрарка, П.Ронсар и У.Шекспир» Ауд.
  «Поэтика новеллы Дж.Боккаччо» Ауд.
  ««Венецианский купец» У.Шекспира: особенности поэтики» Ауд.
  «Культура и литература эпохи Возрождения» Выставочный зал Дворца книги
  «Трагедия У.Шекспира «Король Лир»» Ауд.
  «Испанский романс и его значение в мировой поэзии» Ауд.
  «Художественное своеобразие романа М.Сервантеса «Дон Кихот» Ауд.
  «Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот»» Выставочный зал Дворца книги
  Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы эпохи Возрождения» Ауд.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

П рактическое занятие № 1. Характеристика курса и основные формы отчетности.

Практическое занятие № 2. Терминология к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Периодизация Средневековья. Социально-исторические и основные культурные явления выделенных периодов.

2. Дать определение следующим терминам:

1)схоластика, дидактика, топос, кеннинг;

2)фантастика, синкретизм

3) сюзерен, вассал, клирик, бюргер, виллан, миннезанг, куртуазия, рыцарь;

1) эпос, сага, фаблио, шванк, новелла, моралитэ, миракль, мистерия, фарс, соти, утопия, эпопея;

2) скальд, скоп, друиды, филиды, жонглер, хуглар, шпильман, трубадур, трувер, миннезингер, вагант;

3) гуманизм, гуманист, Реформация, Реконкиста, инвеститура (инвестура).

Литература:

1. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2000.

3. Алексеев М., Жирмунский В., Мокульский С., Смирнов А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.

ЗАДАНИЯ:

1. Сделать развернутую таблицу, в которой отражено социально-историческое и культурное содержание периодов.

2. Составить терминологический словарь к курсу, по материалам которого планируется проводить мини - контрольные работы на лекциях.

Практическое занятие №3. Культура и литература Средневековья.

Внимание:

Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.

Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.

Практическое занятие № 4. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.

2. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».

3. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.

4. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.

Литература:

1. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

2. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.

Художественные тексты:

1. «Песнь о Нибелунгах».

2. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».

 

Практическое занятие № 5. Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Творческий портрет Ф.Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии.

2. «Большое завещание»:

- особенности построения, структура;

- своеобразие тематики;

- мотивная структура.

3. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен», «Жалобы прекрасной оружейницы», «Двойная баллада о любви».

4. Место творчества Ф.Вийона в контексте европейской поэзии.

Литература:

1. История французской литературы (учебник для филологических факультетов – любое издание).

2. Косиков Г. Франсуа Вийон. – М., 1984.

3. Мандельштам О. Франсуа Виллон. (по любому изданию)

Художественные тексты:

Вийон A. «Большое завещание».

Разработать понятия:

Баллада, завещание, бурлеск, бурлескная завещание, лирический герой, мотив.

Практическое занятие № 6. Своеобразие сонета эпохи Средневековья: лирическое наследие Данте.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).

2. Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника.

3. Концепция любви. Характерные особенности образов героини и лирического героя.

4. Анализ сонета «В ее очах…» и др. (Не менее трех, с разбивкой на инициативные группы)

Литература:

  1. Биобиблиографический словарь. Зарубежные писатели. В 2 т.т. – Т.1. – М., 1997.
  2. Голенищев-Кутузов И. Данте и Предвозрождение. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. – М., 1967.
  3. Елина Н. Данте. – М., 1965.
  4. История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.2. – М., 1984.

Разработать понятия:

Сонет, катрен, терцет, полустрофа, венок сонетов

 

Практическое занятие № 7. Итоговая контрольная работа по литературе Средних веков.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Определение термина.

2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Средних веков».

3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.

4. Наизусть.

РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:

  1. В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
  2. К контрольной работе по периоду Средневековья студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблица с примерами жанровых разновидностей лирики трубадуров.

 

Практическое занятие № 8. Своеобразие сонета Возрождения. Концепция любви.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

  1. Ф.Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).
  2. П.Ронсар. Особенности сонетного творчества П.Ронсара. Анализ одного сонета – по выбору студента.

Внимание: в работе над данным вопросом студенты группы делятся на 3 команды. Каждая готовит систему вопросов для анализа выбранного сонета.

3. У. Шекспир В. Особенности шекспировского сонета. Общая характеристика сборника. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).

 

Литература:

1. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

2. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).

3. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.

Практическое занятие № 9. Поэтика новеллы Дж.Боккаччо.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Место новеллы в творчестве Дж.Боккаччо и ее характерные особенности.

2. Тематический диапазон новелл «Декамерона».

3. Письменный анализ 2 новелл.

Литература:

1. История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.3. – М., 1984.

2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.

3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996.

4. Хлодовский Р. «Декамерон» Боккаччо: поэтика и стиль. – М.. 1963.

Художественные тексты:

Дж.Боккаччо. «Декамерон».

Разработать понятия:

Новелла, ренессансный реализм

Практическое занятие № 10. «Венецианский купец» У.Шекспира: особенности поэтики.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

  1. Место комедии в драматическом творчестве У.Шекспира.
  2. Характерные черты шекспировской комедии.
  3. «Венецианский купец»: система конфликтов и проблемно-тематическое своеобразие.
  4. Образ Шейлока и его значение в творчестве Шекспира и мировой литературе.

Литература:

1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.

2. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.

3. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.

 

Практическое занятие №11. Культура и литература эпохи Возрождения.

Внимание:

Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.

Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.

 

Практическое занятие № 12. Трагедия В.Шекспира «Король Лир».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.

2. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.

3. Образ короля Лира. Трагический путь познания.

4. Открытость финала и его значение в трагедии.

5. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.

Литература:

4. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.

5. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.

6. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.

Практическое занятие № 13. Испанский романс и его значение в мировой поэзии.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

  1. Романс как жанр литературы Средник веков и Возрождения.
  2. Испанские романсеро и их роль в развитии испанской поэзии эпохи Возрождения. Тематический диапазон, основные особенности.
  3. Лопе де Вега, Гонгора и др. как создатели испанского романса.

ВНИМАНИЕ: к семинарскому занятию группа готовит несколько докладов, отражающих творчество вышеупомянутых поэтов.

Литература:

1. Томашевский Н. Из истории испанского романса // Романсеро. – М., 1979.

2. История всемирной литературы. В 9 т.т. – Т.3. – М., 1984.

3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996.

4. Учебники по Истории испанской литературы

Разработать понятия:

Романс, романсеро.

 

 

Практическое занятие № 14. Роман М.Сервантеса «Дон Кихот».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.

2. Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе.

3. Испания 16-17 вв. и ее изображение в романе: народ, образ Санчо Панса.

4. Элементы пародии в романе. «Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.

Литература:

1. Державин Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.

2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.

3. Тургенева И.С. Гамлет и «Дон Кихот».

Разработать понятия:

Тип, пародия, ирония, плутовской роман.

 

Практическое занятие №15. Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот» Внимание:

Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.

Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.

 

Практическое занятие № 16. Итоговая контрольная работа

по литературе Возрождения.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Определение термина.

2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Возрождения».

3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.

4. Наизусть.

РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:

  1. В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
  2. К контрольной работе по периоду Возрождения студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблицы по периодизации Возрождения, отметка о сдаче всех стихотворений наизусть

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: