Памятка для учащихся.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)
Последовательность работы над любой допущенной ошибкой
1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
2. Определи, на какое правило допущена ошибка.
3. Повтори данное правило.
4. Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
5. Прочитай внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке.
№ | Название орфограммы | Как проработать ошибку. Алгоритм | |||||||||||||||||||||||||||||
1. | Большая буква в начале предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: В ыпал пушистый снег. Д ети рады. | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | Знаки препинания в конце предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Делай так: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку? | |||||||||||||||||||||||||||||
3. | Пропуск, замена, искажение буквы. | Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение. Кон ь/ ки, кон ь/ ки, кон ь/ ки. | |||||||||||||||||||||||||||||
4. | Слоги. | Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные. У /ч и /т е ль. | |||||||||||||||||||||||||||||
5. | Перенос слова. | Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке. Напиши слово и покажи все способы переноса. Бе-рёза, берё-за. Груп-па. | |||||||||||||||||||||||||||||
6. | Гласные после шипящих. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Делай так: малы ши, каранда ши, е жи, ро ща, ту ча. | |||||||||||||||||||||||||||||
7. | Сочетание чк, чн, нщ, щн. | Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. | |||||||||||||||||||||||||||||
8. | Ударение. | Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфавит, азбука, портфель. | |||||||||||||||||||||||||||||
9. | Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (а, о, е, и, я). | Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне. Гр о за – гр о зы. | |||||||||||||||||||||||||||||
10. | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова) | Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места. У/ч е /ник, у/ч е /ник, у/ч е /ник. | |||||||||||||||||||||||||||||
11. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни. Гри б -гри бы, гла з ки-гла за. | |||||||||||||||||||||||||||||
12. | Непроизносимые согласные в корне слова. | Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму. Звёз д ный – звез да, звез до чка. | |||||||||||||||||||||||||||||
13. | Большая буква в именах собственных. | Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Т аня, С аша, А ндрей. М осква, Я рославль, Н овгород. | |||||||||||||||||||||||||||||
14. | Двойные согласные в слове. | Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило. Кла сс, ру сс кий, иску сс тво. То нн а, дли нн ый, лу нн ый. | |||||||||||||||||||||||||||||
15. | Ь – показатель мягкости. | Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Делай так: Е ль, ма льч ик, ко ньк и. | |||||||||||||||||||||||||||||
16. | Разделительный мягкий знак. | Запомни! Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я. Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило. Лист ья, волч ьи, в ью га. | |||||||||||||||||||||||||||||
17. | Разделительный «Ъ». | Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму. Под ъе хал, об ъя вление, с ъе л. | |||||||||||||||||||||||||||||
18. | Гласные и согласные в приставках. | Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, потянули | |||||||||||||||||||||||||||||
19. | Правописание приставки со словом. | Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Делай так: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом. | |||||||||||||||||||||||||||||
20. | Правописание суффиксов. | Запомни!Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
-ёнок-, -онок- После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-. -ик-, -ек- Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс -ик-. Замоч е к – замо чк и Корабл и к – корабл ик и -ив-, -ев- Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-. -лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И. Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом. Делай так: лип о вый, дуб о вый, клен о вый
| |||||||||||||||||||||||||||||
21. | Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях. | Запомни!Под ударением пиши букву - о, без ударения - Е.
| |||||||||||||||||||||||||||||
22. | Правописание Ыили И после Ц. | Запомни! Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция. цитировать, операционная, дисциплина. Буква Ыпосле Ц пишется: • в окончаниях и суффиксах: Сини цы н, щип цы; • в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок. Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило. | |||||||||||||||||||||||||||||
23. | Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел). | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел. Делай так: к _ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Делай так: Лодка отплыла от берега. | |||||||||||||||||||||||||||||
24. | Соединительные гласные в сложных словах (о, е). | Выпиши слово правильно. Выделикорни. Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму. Делай так: вод о воз, сам о лёт. | |||||||||||||||||||||||||||||
25. | Предлог с местоимением (орфограмма - пробел). | Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму. Делай так: унас, ко мне, стобой. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. | |||||||||||||||||||||||||||||
26. | Разбор слов по составу. | Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме. Поездка, ….., …. | |||||||||||||||||||||||||||||
27. | «Не» с глаголом. | Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно. Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: непришёл, невыучил, не _ знал. | |||||||||||||||||||||||||||||
28. | Правописание «ь» после шипящих. | Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи. 1. Определи часть речи. 2. Если существительное, то определи склонение: 1 скл. - ту ч (мн.ч., р.п.) 2 скл. – шала ш 3 скл -ь но чь 3. Если краткое прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипу ч, колю ч 4. Если глагол,то "ь" всегда пишется:съе шь, купае шь ся, сбере чь 5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзни чь, насте жь, про чь Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило. Но чь (ж.р. 3 скл.),…, ….. Мя ч (м.р. 2 скл.), …, ….. | |||||||||||||||||||||||||||||
29. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание. Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.) | |||||||||||||||||||||||||||||
30. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж. Озером (как им?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.) | |||||||||||||||||||||||||||||
31. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание. Пиш е т (пис а ть) – 1спр., (-е,-ут,-ют) | |||||||||||||||||||||||||||||
32. | Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму. Делай так: пишеш ь, решаеш ь, читаеш ь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.) Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак. | |||||||||||||||||||||||||||||
33. | Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. | Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть.Оформи орфограмму. Слыш а л (слыш а ть). | |||||||||||||||||||||||||||||
34. | -ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени, неопределенной формы. | Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: Маша (что дела ет?) горди тся – глаг., н.в., 3л., ед.ч. Надо (что делат ь?) радова ться – глаг., н.ф. | |||||||||||||||||||||||||||||
35. | Разбор предложения. | Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Делай так: пред. сущ. гл. прил. сущ. Вгнезде сиделмаленький орленок. (Пов., невоскл., прост., распр.) | |||||||||||||||||||||||||||||
36. | Однородные члены предложения. | Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему. Делай так: Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. Ветер (что сделал?) сорвал, разметал. [− =, = ]. | |||||||||||||||||||||||||||||
37. | Сложное предложение. | Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Делай так: В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.
[− =],[− =]. | |||||||||||||||||||||||||||||
38. | Предложения с прямой речью. | Запиши правильно предложение. Составь схему. "А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. " П?” - а. | |||||||||||||||||||||||||||||
39. | Слова на неизученные правила. | 1. Пропиши всю строчку слово, в котором ошибся. 2. Подчеркни место ошибки. 3. Постарайся запомнить правописание этого слова. Л о к о м о тив. | |||||||||||||||||||||||||||||
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю! |