Структура учебно-методического комплекса дисциплины




Рабочая программа учебной дисциплины

Б1.В.ОД.15 Девиантология

 

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

 

Курс: 3,4

Форма обучения: заочная

 

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО: 324 часа

9 зачетных единицы

 

 

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015, № 1457

 

2. Разработчик (и) рабочей программы

доцент ППО Калягина Е.А.

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

 

___________________________ _____________________ _______________ ________________________

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ППО

 

25.08.2016 протокол № 1

 

Зав. кафедрой ППО __________________ Калягина Е.А.. (подпись) (ФИО)

 

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой ППО ____________ Калягина Е.А.

(подпись) (ФИО)

 

(дата)

 

 

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ______________________________________ протокол № ____ дата ___________________

 

Зав. кафедрой ______________________ ___________________________

(подпись) (ФИО)


1. Пояснительная записка

 

Цели и задачи дисциплины

Цель - овладение профессиональными компетенциями в области психологии девиантного поведения.

ОПК-12 способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПК-17 способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся

Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню сформированности компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины определяются следующими умениями и навыками:

Знать (З) знать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности З-1, ОПК-12

Уметь (У): уметь учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства У-1, ОПК-12, умение составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся У-2, ПК-17.

 

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Девиантология» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла.

Предшествующими дисциплинами логически и содержательно-методически взаимосвязанными с данной дисциплиной являются: «Психология развития», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Социальная педагогика».

 

 

1.4. Организационно-методический план (ОФО)

 

Вид учебной работы Кол-во часов № семестра (по учебному плану)
5-7
I. Аудиторная:    
лекции    
семинары    
…..практические занятия    
ИТОГО:    
II. Внеаудиторная:    
Рефераты +выступление с презентацией    
контрольные работы    
домашние контрольные работы    
Самоподготовка:в т.ч:    
самостоятельное изучение разделов    
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий    
подготовка к практическим занятиям,    
……подготовка к экзамену    
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины: 324 (9 Z) 324 (9 Z)

 

Организационно-методический план (ЗФО)

 

Вид учебной работы Кол-во часов № семестра (по учебному плану)
5-8
I. Аудиторная:    
лекции    
семинары    
…..практические занятия    
ИТОГО:    
II. Внеаудиторная:    
Рефераты +выступление с презентацией    
контрольные работы    
домашние контрольные работы    
Самоподготовка:в т.ч:    
самостоятельное изучение разделов    
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий    
подготовка к практическим занятиям,    
……подготовка к экзамену    
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) экзамен экзамен
Общая трудоемкость дисциплины: 324 (9 Z) 324 (9 Z)

 

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
  Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru  
  Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной*) Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): рек. УМО вузов России: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с. - (Высш. образование). (7); 2006(4), 2008(100)   Библиотека
       
2.2 Учебник(и) (дополнительные**) Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1)  
3 Практический элемент
       
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Девиантное поведение и его профилактика: учебно-методический комплекс дисциплины: Методические рекомендации по изучению дисциплины/ сост, Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия) Приложение к рабочей программе

 

2. Структура и содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины (ОФО)

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
1. Основы психологии девиантного поведения          
1.1. Введение в психологию девиантности          
1.2. Детерминация девиантного поведения          
1.3. Социальные факторы девиантного поведения          
1.4. Биологические предпосылки поведенческих девиаций          
1.5. Психологические механизмы девиантного поведения личности          
2. Характеристика основных видов девиантного поведения          
2.1. Аддиктивное поведение подростков и юношей          
2.2. Делинквентное поведение в подростковом возрасте          
2.3. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте          
2.4. Отклонения в сексуальном поведении подростков. Проституция несовершеннолетних          
3. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения          
3.1. Профилактика девиантного поведения          
3.2. Особенности построения профилактических программ в образовательных учреждениях          
3.3. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности          
ИТОГО          

 

Тематический план учебной дисциплины (ЗФО)

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
1. Основы психологии девиантного поведения          
1.1. Введение в психологию девиантности          
1.2. Детерминация девиантного поведения          
1.3. Биологические и социальные факторы девиантного поведения          
1.4. Психологические механизмы девиантного поведения личности          
2. Характеристика основных видов девиантного поведения          
2.1. Аддиктивное поведение подростков и юношей          
2.2. Делинквентное поведение в подростковом возрасте          
2.3. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте          
3. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения          
3.1. Профилактика девиантного поведения          
3.2. Особенности построения профилактических программ в образовательных учреждениях          
3.3. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности          
ИТОГО          

 

Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1.1. Введение в психологию девиантности

Становление девиантологии как науки. Понятие девиантного поведения. Социальная норма: понятие, свойства, классификация норм. Классификация типов девиантного поведения (по Мертону, Дубровиной И.В., Овчаровой Р.В.).

Тема 1.2. Детерминация девиантного поведения

Понятие «детерминация». Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности: внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно-биологические и конституционные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. Подростковый возраст как фактор, обусловливающий девиантное поведение.

Тема 1.3. Социальные факторы девиантного поведения

Концепция аномии Э.Дюркгейма. Взгляды Р. Мертона на девиантное поведение как на результат несогласованности между устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности. Теория стигматизации (Э. Лемерт, Г. Беккер). Теория дифференцированной ассоциации (Сазерленд). Отношение личности к социальным нормам (Г. Сайкс, Д. Матза).

Тема 1.4. Биологические предпосылки поведенческих девиаций

Теории, объясняющие девиантное поведение с точки зрения биологических причин. Биосоциологическая теория Ч. Ломброзо, У. Шелдона. Этологический подход К. Лоренца. Исследования психогенетики. Исследования экстраверсии и нейротизма (Петерсон). Установление связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека (У. Пирс).

Тема 1.5. Психологические механизмы девиантного поведения личности

Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению (В. Франкл). Клиентцентрированная психология К. Роджерса. Психодинамические аспекты девиантного поведения (З. Фрейд). Индивидуальная психология А. Адлера. Отклоняющееся поведение как результат научения (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Копинг-поведение как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций (Р. Лазарус).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: