Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования




Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (11-я сессия). Вступление в силу: 22 мая 1962 года.
Статья 1

1. В настоящей Конвенции выражение <дискриминация> охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования... ч

 

 

Законодательные основы функционирования сферы образования России Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия. Основные правила взаимодействия установлены следующими документами: • Конституцией Российской Федерации;

• Законом Российской Федерации „Об образовании“ [1]; • Гражданским кодексом Российской Федерации; • другими законодательными и нормативными актами. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43 провозглашает (цитируем):

1. Каждый имеет право на образование; 4 Общая характеристика сферы образования

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Почему эти положения Конституции цитируются дословно? Они устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними. В практической жизни об этом зачастую забывают или опираются на недостаточно четкие определения конституционных гарантий в области образования. В дальнейшем мы сможем убедиться в этом при рассмотрении отдельных экономических проблем. На уровне конституционных положений важно запомнить следующее.

1. Не все образование в России должно предоставляться и предоставляется бесплатно. Бесплатным является дошколь- ное, основное общее и среднее профессиональное образование. Общедоступность и бесплатность образования этих уровней обеспечивается государством: государством создана сеть госу- дарственных образовательных учреждений и обеспечивается их функционирование. 2. Не все образование равнодоступно для всех граждан. Высшее образование может быть получено на конкурсной ос- нове, т.е. предполагается, что количество „бесплатных“ мест 5 2.2.Законодательные основы сферы образования в высших учебных заведениях должно быть (получается, что именно должно быть, поскольку в Конституции заложен прин- цип конкурсной доступности) меньше численности лиц, же- лающих занять эти места. Формально говоря, это положение Конституции будет выполняться, если все желающие будут поступать на одно бесплатное место. Разумеется, это допуще- ние носит иллюстративный характер, но существо отношений конкурсности показывает очень наглядно. 3. В сфере высшего образования бесплатными являются только те места, обучение на которых обеспечено государ- ством из общественных ресурсов (государственного бюджета) и на которые студенты поступили на конкурсной основе. Ино- гда возникают вопросы частного свойства, связанные с по- ступлением на обучение без конкурса (целевые места, поступ- ление без экзаменов и т.п.). Это можно рассматривать как ис- ключение из общего правила, но можно представить это таким образом, что государство проводит часть конкурсного отбора само, заранее объявляя условия доступа к части учебных мест. Таким образом, можно считать, что государственные га- рантии в области образования носят ограниченный характер. Следует также отметить, что конституционные нормы не касаются такого образования, как начальное профессиональ- ное. По каким соображениям это сделано — можно только до- гадываться. Очевидно это связано с тем, что профессиональ- ная подготовка является своего рода „довеском“ к общему образованию, связана с рынком труда и должна являться в значительной мере заботой либо экономики в лице работода- теля, либо самого человека, либо обоих этих субъектов вме- сте. Особенность этого уровня образования состоит в том, что наряду с профессией учащиеся получают и общее образова- ние на бесплатной основе (как и предусмотрено конституци- ей). На практике и профессиональные навыки также даются учащимся этого уровня образования бесплатно. А вот среднее профессиональное образование, т.е. следующий уровень про- 6 Общая характеристика сферы образования фессионального образования, должен быть и общедоступным и бесплатным. Конституционные положения конкретизируются в положе- ниях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Рос- сийской Федерации „Об образовании“ [1]. Принятие Закона было очень важным шагом в становле- нии правового пространства, определяющего порядок функ- ционирования системы образования в условиях рыночной эко- номики 1. Положения Закона были и остаются предметом дис- куссий и анализа, по результатам которых в него вносятся из- менения и дополнения. 13 января 1996 г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также пре- терпела существенные изменения. В дальнейшем, по всей ви- димости, текст будет меняться и дальше. Закон „Об образовании“ с точки зрения экономики важен следующими своими положениями: • в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других; • был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения — это юридическое лицо, некоммерческая организация в форме учреждения (в по- следней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществ- лять и иные некоммерческие организации), осуществля- ющая образовательный процесс; • установлены пределы компетенции по уровням управле- ния образованием и определен круг функций и задач, 1Законы об образовании принимались и раньше. Например, Закон Союза ССР „Об утверждении основ законодательства Союза ССР и со- юзных республик о народном образовании, принятый на шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г. — „Ведомости Верховного Совета СССР“, 1973, № 30, ст. 392. 7 2.2.Законодательные основы сферы образования реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне; • определены экономические отношения в сфере образова- ния: введено понятие „непредпринимательской деятель- ности“ в сфере образования, определено содержание эко- номической автономии образовательного учреждения, от- ношения собственности в системе образования, обозна- чена необходимость налоговых льгот для образователь- ных учреждений. Хочется обратить внимание на исполь- зование термина „обозначение необходимости налоговых льгот“. Более подробно эта особенность будет рассмат- риваться при рассмотрении темы „Налогообложение“; • Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в воз- можностях осуществления образовательной деятельно- сти, закрепив, правда, и некоторые существенные отли- чия: негосударственные образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право по- лучать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такой возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имею- щих государственную аккредитацию; • государственные и муниципальные образовательные учре- ждения получили право осуществлять приносящую до- ходы деятельность, причем не только в сфере образова- ния и науки, но и по другим направлениям. Безусловно важным фактом явилось и определение набо- ра государственных гарантий приоритетности сферы образо- вания. Это обстоятельство трудно оценить однозначно: • с одной стороны, государство взяло на себя определен- ные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно; • с другой стороны — эти обязательства стабильно не вы- 8 Общая характеристика сферы образования полнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене уста- новленных льгот и обязательств, что порождало соци- альную напряженность в системе, и, в итоге, в большин- стве своем эти гарантии были отменены. Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи глав- ным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, вы- деляет ряд особенностей для некоммерческих организаций. О них мы поговорим несколько позже. Важно отметить, что Ко- декс допускает наличие таких особенностей у различных ви- дов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование „законодательными и иными нормативны- ми актами“ (статья 120, пункт 3). Это положение имеет очень большое значение для системы образования. Деятельность государственных и муниципальных образо- вательных учреждений регулируется также следующими нор- мативными документами: • типовыми положениями об образовательных учрежде- ниях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосудар- ственных образовательных учреждений типовые поло- жения об образовательных учреждениях выполняют функ- ции примерных; • разрабатываемыми на их основе уставами этих образо- вательных учреждений; • иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образо- вания. Отдельно следует выделить законодательные и норматив- ные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую оче- редь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчет- 9 2.3.Понятия сферы образования ности и т.д. На некоторых из них мы будем останавливаться при рассмотрении отдельных вопросов курса. Вся совокупность действующих законодательных и норма- тивных актов определяет условия функционирования обра- зования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практи- ческой деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет. Подводя итоги обзора законодательных основ функциони- рования системы образования, допустимо сделать следующие выводы: • условия функционирования сферы образования опреде- лены законодательно и, следовательно, изменить их мож- но также только законодательно; • конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодатель- ной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.

 

 

5 Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

 

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

 

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

 

 


Гарантии и права граждан РФ в области образования:

а) возможность получения образования на территории РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии. Возможные ограничения могут быть установлены законом;

б) получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных учреждениях в пределах ГОСТов, если данное образование получается впервые. (Например: 2 высшее образование – платное);

в) для граждан с отклонениями в развитии создаются условия специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушенного развития, социальной адаптации;

г) гражданам, проявляющих выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе предоставление специальных стипендий.

 

 

6 Национальный проект «Образование»: основные направления, итоги, перспективы.

 

О проекте «Образование»

Цели:

· продвижение ориентиров государственной образовательной политики;

· содействие становлению институтов гражданского общества;

· становление современного менеджмента в системе образования;

· поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;

1. Формирование сета национальных университетов

Задачи:

· создание в России университетских центров мирового уровня;

· повышение качества образования за счет концентрации ресурсов,

· подготовка управленческих кадров нового поколения

Пути решения:

· создание двух новых университетов (Южный федеральный округ, Сибирский федеральный округ), а также открытие двух бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге

Предусматривается, что в каждом университете будет обучаться не менее 25-30 тыс. человек, а в бизнес-школе -до 1000 человек.

На создание каждого университета из средств федерального бюджета выделяется около 3 млрд. рублей на строительство и оснащение одной бизнес-школы- 1,5 млрд. руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: