Вопрос 25. Эффект замены и эффект дохода: случаи нормального товара, низкокачественного и Гиффена.




Когда меняются цены товаров, будет меняться и объем потребления этих товаров. Если цена снизится, то объем потребления будет расти, и наоборот. Общий эффект изменения количества потребляемого товара можно разложить на две составляющие: эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода возникает в следствии того, что изменение цены данного товара изменяет реальный доход потребителя (его покупательную способность), и он может купить больше или меньше данного товара или других товаров.

Эффект замещения возникает в результате независимого изменения цен, в результате потребление подешевевшего товара увеличивается. Рассмотрим, что происходит при снижении цены товара х с Рх1 до Рх2. Отрезок [x1;x2] представляет собой увеличение покупок товара х при цене Рх2, а потребление товара у снизится до у2. Эффект замещение представляет собой такое изменение потребления товара х, которое связано с изменением цены этого товара при условии, что степень удовлетворения потребителя (реальный доход) остается неизменным. Для отражения эффекта замещения на графике необходимо оставаться на кривой U1 и найти на этой кривой точку, в которой вспомогательная бюджетная линия, параллельная RT, касается кривой безразличия.
Аналогичное разложение общего эффекта от изменения цены товара на две части можно проанализировать и для случая повышения цены. Можно применить к данному анализу подход Слуцкого, который отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта замещения определяется выделением такого уровня дохода, который позволил бы потребителю приобрести тот же самый набор товаров, что и до повышения уровня цен, а не сохранить тот же самый уровень потребления (как по Хиксу). По Слуцкому вспомогательная бюджетная линия должна проходить только через точку оптимума. Вспомогательная бюджетная линия будет касаться более высокой кривой безразличия, чем U1.

 

Вопрос 6. Предложение отдельного продавца и рыночное предложение. Излишек продавца. Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя. Зависит от 5 фаткоров: Qis=f(Pi,Pj,Pre,T,Z), где Pi – цена данного товара Pj – цена других товаров Pre – цены на факторы производства (ресурсы) T – технологии Z – цели производителя Рыночное предложение – совокупность индивидуальных предложений данного товара. Функция рыночного предложения определяется как сумма функций индивидуальных предложений. Qis=f(Pi,Pj,Pre,T,Z,n,m), где Pi – цена данного товара Pj – цена других товаров Pre – цены на факторы производства (ресурсы) T – технологии Z – цели производителя n – число продавцов на рынке m – уровень монополизации продавцов ИЗЛИШЕК ПРОДАВЦА – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке. На рынке совершенной конкуренции излишек производителя будет равен нулю. На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превышению издержек производства.     Вопрос 9. Устойчивость равновесия. Равновесие по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу. Если рынок выходит из состояния равновесия под влиянием каких-либо факторов, то он автоматически через какое-то время возвращается в равновесное состояние (объем спроса = объем предложения). Анализ устойчивости равновесия может быть проведен на основании двух подходов: 1. Устойчивость по Л.Вальрасу. Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, то объем спроса будет меньше объема предложения (P1>P* => Qs>QD). В условиях товарного излишка цена снижается. Если цена на рынке будет меньше равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения (P2<P* => QD>Qs). В условиях дефицита товара возникает конкуренция среди покупателей, цены повышаются. Условия рыночного равновесия по Вальрасу: QD(P)=Qs(P) 2. Устойчивость по Маршаллу. Маршалл в своем анализе ввел новые понятия: Цена спроса– та максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить данный товар, но по более высокой цене он не сможет купить товар. Линия спроса D – совокупность цен покупателей. Цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель еще готов продать свой товар, по более низкой цене он продавать не сможет, так как понесет убыток от деятельности. Линия предложения S – совокупность цен предложения при разных количествах товара. Если продавцы выпустят на рынок объем товара меньше равновесного (Q1<Q*), то покупатель готов покупать по цене, больше равновесной. Исходя из этой ситуации, продавцы принимают решение об увеличении предложения на этом рынке. Если продавцы предложат объем товара больше равновесного (Q1>Q*), то продавцы могут продавать по более высокой цене, чем могут купить покупатели. Если цена предложения больше цены спроса (Ps>PD), то продавцы начинают уменьшать объем предложения. Условия рыночного равновесия по Маршаллу: PD(Q)=PS(Q) Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. Различие подходов к анализу устойчивого рыночного равновесия объясняется обратным расположением осей координат на графике спроса и предложения. Оба подхода доказывают устойчивость рыночного равновесия при условии, что линии спроса и предложения соответствуют законам спроса и предложения.   Вопрос 12. Перекрестная эластичность спроса по цене. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Перекрестная эластичность характеризует влияние изменения цены одного товара на изменение цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Кэлij= Если функция спроса задается в виде алгебраического выражения, то используют формулу производной Кэлij= § Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими(например, масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. § Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например, джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. § Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.     Вопрос 15. Гос регулирование рыночного ценообразования: фиксированные цены, «пол» и «потолок» цены. Предположим, государство устанавливает нижний предел цены (минимальную цену), который выше равновесной цены. В таком случае правительство должно предусмотреть способы управления образующимися излишками (квота на производство товара), государство может закупить излишнюю продукцию. Цель увеличения цен: поддержать уровень доходов поставщиков ресурсов и производителей (в сфере с/х, на рынках труда). Фиксированная цена, устанавливаемая государством, может быть ниже равновесной (введение потолка цены, максимальный уровень, выше которого цену установить нельзя). линия спроса D смещается влево-вниз в сторону уменьшения, тогда на рынке устанавливается новое равновесие при фиксированной цене и объеме Q*, но если линия D смещается еще больше влево-вниз, то получается ситуация затоваривания этим товаром низкого качества: цены ниже, товар предлагается, но его никто не покупает из-за низкого качества. В смешанной экономике государство регулирует цены на ряд товаров и услуг, устанавливая верхний и нижний пределы цен. Верхний предел цены или «потолок цены» – законодательно определенный максимум цены, который может быть установлен производителем (продавцом) товара или услуги. «Потолок цены» устанавливается с целью поддержания наименее обеспеченных потребителей товаров и услуг. «Потолок цены» может быть связанным и несвязанным. Связанный «потолок цены» (Pc) ниже равновесной цены (Pe), таким образом, он связывает рыночные силы, препятствуя восстановлению рыночного равновесия. Проблемой в данном случае может стать дефицит товара или услуги, если государство не примет мер по его исключению (стимулирование предложения посредством льготного налогообложения, ограничение спроса посредством распределения товара по талонам и т.д.) (рисунок №1), где D - кривая спроса, Q(s, e, d) - величина спроса в определенной точке, S - кривая предложения. Несвязанный «потолок цены» (Pс) устанавливается выше равновесной цены (Pe). В данном случае рыночные силы не связаны. Потребители (покупатели) не получают поддержку государства. Цель установления данного предела цены – поддержания наименее обеспеченных потребителей товаров и услуг – не выполняется (рис. 2). Нижний предел цен или «пол цены» – это минимум цены товаров и услуг, установленный законодательно. Он устанавливается с целью поддержания производителей определенных групп товаров и услуг. «Пол цены» может быть связанным и несвязанным. Связанный «пол цены» устанавливается выше равновесной цены. Он препятствует рыночным силам восстановить рыночное равновесие (рис. 3). Негативным последствием действий правительства может стать образование избытка товара или услуги. В данном случае необходимо стимулировать спрос (к примеру прибегая к государственным закупкам) или ограничивать предложение (установление норм производства).   Несвязанный «пол цены» устанавливается ниже равновесной цены. Он не выполняет функцию поддержания производителей (рис. 4). Негативным последствием может также стать развитие теневой экономики, снижение уровня жизни.     Вопрос 18. Принцип убывающей предельной полезности. Принятие потребителем решения о покупке товара. Принцип убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).С ростом потребления какого-то одного блага при неизменном объеме потребления всех остальных общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает более медленно. Первая производная функции общей полезности принимает положительное значение, но вторая производная будет отрицательна. Принцип убывающей предельной полезности объясняет нисходящий характер кривой спроса на то или иное благо: если каждая последующая единица блага обладает все меньшей предельной полезностью для покупателя, то он станет приобретать дополнительную единицу данного блага только при условии снижения его цены на рынке. Потребитель принимает решение о количестве покупаемого товара. P=MU закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается. Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в распоряжении потребителя. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении его цены. Как принимает решение потребитель при покупке следующих товаров: 1. Пусть потребитель располагает некоторым фиксированным ден доходом. 2. Стремится распределить свой доход при приобретении нескольких благ таким образом, чтобы обеспечить себе максимальную удовлетворенность. 3. Покупатель имеет четкую систему предпочтений потребительских товаров. 4. Он представляет, какую предельную полезность извлечет из каждой дополнительной единицы покупаемого блага. 5. Цены благ не зависят от того, в каком количестве покупает потребитель. При всех данных допущениях потребитель достигает максимального удовлетворения, если распределяет свой доход следующим образом: , где MUa, MUb – предельные полезности товаров A,B, Pa, Pb – рыночные цены товаров A,B, λ – характеризует предельную полезность денег. Это равенство означает, что последняя ден единица, затраченная на приобретение каждого блага должна приносить потребителю максимальную полезность.   Вопрос 20. Аксиомы ординалистского подхода к анализу спроса. Понятие и свойства кривой безразличия. Карта безразличия. Предельная норма замещения благ. Порядковая теория не требует от потребителя количественной оценки полезности различных благ. Важно только, чтобы потребитель смог сказать, какой товар или товарный набор для него предпочтительней, т.е. потребитель должен упорядочить все товарные наборы по их предпочтительности. Эта теория основана на следующих допущениях: 1.Аксиома полной упорядоченности товарных наборов. Потребитель может выставить все наборы по предпочтительности или безразличию. 2.Аксиома транзитивности. Если А предпочтительнее В, а В предпочтительнее С, то А предпочтительнее С. Если А безразлично В, а В предпочтительнее С, то А предпочтительнее С. 3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного товара больше, чем в наборе В, то набор А предпочтительнее набора В, т.е. увеличение предложения потребления другого товара улучшает набор, который выбирает покупатель. 4. В своих предположениях потребитель не зависит от предпочтений других потребителей. При анализе поведения потребителя используются кривые безразличия и карта безразличия. Кривая безразличия представляет собой множество точек, характеризующих различные комбинации товаров в двух наборах x и y, что потребителю безразлично какой из этих товаров выбрать. Если на всей плоскости расположить как можно больше кривых безразличия, то получится карта безразличия. Свойства: 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, является более предпочтительной для данного потребителя. 2. Кривые безразличия имеют отрицательные наклоны (сверху-вниз, слева-направо). 3. Кривые безразличия никогда не пересекаются, если речь идет об одних и тех же товарах x и y. 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров. 5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат, наклон кривой безразличия уменьшается по мере движения вниз. Все стандартные кривые безразличия не только имеют отрицательный наклон, но и вогнуты к началу координат карты безразличия. Степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим. Предельная норма замещения (MRS) товаром товара показывает количество товара , которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара , при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным. MRS = ΔQ2 / ΔQ1 Данное соотношение в силу убывающего характера стандартной кривой безразличия всегда отрицательно. Иногда для удобства перед правой частью вводят минус, что делает значение положительным, однако в большинстве случаев нас интересует абсолютное значение коэффициента. Если представить зависимость между количеством , и уровнем полезности в виде функции типа , то предельная норма замещения равна производной функции полезности: . Графически равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке. Принцип убывания MRS Очевидно, что степень замещения товара товаром не остается постоянной при движении вдоль кривой безразличия. При перемещении вниз по кривой предельная норма замещения уменьшается, так как остающиеся единицы товара приобретают в глазах потребителя бОльшую ценность, а дополнительные единицы товара приносят все меньшее добавочное удовлетворение (или предельную полезность если выражаться языком кардиналистской теории).   Предельная норма замещения и предельная полезность При движении вдоль кривой безразличия совокупная полезность остается неизменной, другими словами, потеря полезности от сокращения потребления товара компенсируется приобретением большего количества товара . Дополнительная полезность, приобретаемая, или теряемая потребителем, есть ни что иное как предельные полезности рассматриваемых товаров. Таким образом получаем: ΔQ2*MU2 = ΔQ1*MU1 то есть: -ΔQ2 / ΔQ1 = MU1 / MU2   Основные свойства MRS: § Предельная норма замещения товара Q2 товаром Q1 равна отношению их предельных полезностей, то есть MU1 к MU2. Отрицательный знак в выражении означает, что чем больше одного товара (Q1), тем меньше другого товара (Q2) должно быть в потребительском наборе, с тем чтобы совокупная полезность осталась неизменной. § Если любые две точки на кривой безразличия сливаются в одну, то MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке. § Предельная норма замещения имеет значение только при движении по кривой безразличия, но никогда — при перемещении между кривыми § Принцип убывания MRS не является универсальным и выполняется только для кривых безразличия стандартного вида.   Вопрос 26. Фирма и предприятие. Роль фирмы в эконом системе. Причины существования. Основная цель деятельности фирмы. Производство в микроэкономике понимается в широком смысле как не только создание материальных благ, но и услуг. К производству относится, например, выращивание и уборка урожая, его транспортировка, хранение, услуги врачей, учителей и т.д. Производство - любая деятельность по использованию ресурсов для получения материальных и нематериальных благ. Процесс превращения ресурсов в выпуск (продукт) происходит в фирмах, которые могут состоять из одного или нескольких предприятий. В анализе поведения фирм принимаем следующие допущения: 1. Рациональное поведение фирм. Фирмы принимают наилучшие для себя решения при имеющихся возможностях. 2. Все эконом ресурсы редки, ограничены, поэтому объем производства благ тоже ограничен. В микроэкономике фирмы рассматриваются как «черный ящик», т.е. не вдаются во внутренние подробности. Вспомним, что под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками: · юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны; · производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать; · финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход; · организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации. В отношении этих черт наблюдается практически полное единодушие среди экономистов - теоретиков фирмы. Следует отличать фирму - организационную структуру, обладающую вышеперечисленными характеристиками, от предприятия, первичного технологического образования, и союзов фирм, в которых происходит только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур. В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев. Получение максимальной прибыли - это конечная цель любойкоммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Причины возникновения фирм: 1.Адам Смит, а впоследствии - Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация позволила значительно снизить производственные издержки и увеличить производительность труда каждого работника. 2. Фрэнк Найт считал, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком. 3. Рональд Коуз считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.  
Вопрос 27. Понятие производственной функции. Технически эффективные и неэффективные варианты производства. Производственная функция характеризует зависимость между количеством производимого продукта Q и количеством используемых ресурсов x1,x2,..,xn. Q=f(x1,x2,..,xn). Чаще всего рассматривают двухфакторную производственную функцию, где L- количество труда, K- количество капитала. Q=f(L,K). Производственная функция представляет собой границу производственных возможностей фирмы при тех или иных экономических ресурсах. Все производственные возможности находятся под линией ТР. Хотя производственные функции различны для разных производств, все они обладают общими свойствами. 1. Существует предел увеличения объема производства, который может быть достигнут увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Это значит, что на фирме при заданном количестве станков и производственных помещений есть предел увеличения производства за счет привлечения дополнительного количества работников. 2. Существует определенная взаимодополняемость факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов. Например, эффективен труд работников, если они обеспечены всеми необходимыми орудиями труда. При отсутствии таких орудий объем выпуска может быть сокращен или увеличен при росте численности занятых. В данном случае происходит замена одного ресурса – капитала – другим – трудом. 3. Способ производства, предполагающий использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных ресурсов – не в большем количестве, считается технически более эффективным. Технически неэффективные способы не используются рациональными производителями. Однако одни и те же количества затраченных ресурсов могут обеспечивать разный выпуск продукции. Один и тот же выпуск Q может быть получен из разного количества ресурсов. В связи с этим различают технически эффективные и технически неэффективные варианты производства. Технически неэффективный вариант производства, если из данного набора производства можно получить больше продукта. Технически эффективный вариант производства, если при использовании данного ресурса нельзя получить больше продукта (обеспечение максимального выпуска). Производственная функция только для технически эффективного варианта.     Вопрос 31. Закон убывающей производительности переменного ресурса. В коротком периоде часть ресурсов фирмы является постоянной, а часть переменной, поэтому линией роста фирм служит прямая, параллельная оси переменного ресурса L. Вдоль этой прямой соотношение K/L уменьшается, так как на фиксированное количество К приходится все большее количество переменного ресурса L, поэтому в краткосрочном периоде рост выпуска продукции фирмы происходит при меняющейся пропорции K/L. При этом увеличение количества переменного ресурса рано или поздно приводит к сокращению предельного и среднего продуктов этого ресурса. Снижение предложения продукта переменного ресурса – закон убывающей производительности переменного ресурса: начиная с некоторого уровня использования переменного ресурса при его дальнейшем увеличении, предельный продукт этого ресурса убывает. Чтобы вдвое увеличить выпуск в краткосрочном периоде, требуется увеличение переменного ресурса более чем в 2 раза.     Вопрос 28. Понятие короткого и длительного периодов. Общий, средний и предельный продукты переменного ресурса: анализ их соотношений. Экстенсивный и интенсивный пределы применения постоянного ресурса. Для анализа производственной функции выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды. Короткий период – промежуток времени, недостаточный для того, чтобы фирма могла изменить объемы всех применяемых ресурсов, поэтому в краткосрочном периоде различают постоянные и переменные ресурсы (L-переменный ресурс, K-постоянный ресурс). В длительном периоде фирма может изменить количество всех ресурсов, поэтому все ресурсы будут переменными. Совокупный продукт TP — общий объем произведенной фирмой товаров и услуг за единицу времени. Средний продукт AP переменного ресурса – отношение общего выпуска к объему применяемого ресурса. APL= , APK= Графически средний продукт АР характеризуется тангенсом угла наклона луча, проведенного из начала координат к точке на линии. Предельный продукт MP — величина прироста совокупного продукта, при изменении используемого ресурса на единицу времени. Графически предельный продукт МР характеризуется тангенсом угла наклона касательной, проведенной к любой точке на линии. MPL= , MPK= . Предельный продукт труда (MPL) — показывает прирост совокупного продукта при увеличении количества труда на единицу. Есть взаимосвязи между линиями общего, среднего и предельного продукта (АР, МР, ТР). Таким образом, в наращивании применяемого ресурса L выделяют 2 стадии: 1. L от 0 до 4. Предельный продукт превышает средний (МР>AP) и точка пересечения на графике называется экстенсивным пределом участка переменного ресурса в производстве. 2. L от 4 до 7. Предельный продукт меньше среднего (МР<AP), средний продукт растет, но растет убывающими темпами. 7 – интенсивный предел применения переменного ресурса.   Вопрос 32. Производственная функция и технический прогресс. Типы технического прогресса и их графическое представление. Технический прогресс - это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее. Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции. Графически влияние НТП изображается сдвигом изокванты, характеризующий определенный объем выпуска. Кроме того, может измениться конфигурация изокванты. Сдвиг изокванты вниз может сопровождаться изменением ее наклона, что означает изменение соотношения применяемых ресурсов K/L. В связи с этим различают виды НТП: 1. Капиталоинтенсивный (трудосберегающий), если при движении вдоль линии с постоянным соотношением K/L норма технического замещения ресурсов MRTS снижается, т.е. происходит опережающее увеличение предельного продукта капитала по сравнению с предельным продуктом труда. При этом наклон изокванты по мере приближения к началу координат становится все более пологим относительно оси L. 2. Трудоинтенсивный, если при движении вдоль линии с постоянным соотношением K/L к началу координат MRTS возрастает. Это означает, что НТП сопровождает увеличение предельного продукта труда по сравнению с предельным продуктом капитала. Наклон изокванты по мере приближения к началу координат становится все более пологим относительно оси К. 3.Нейтральный, если он сопровождается пропорциональным увеличением предельного продукта труда и предельного продукта капитала так, что MRTS при движении к началу координат остается неизменной, а наклон изокванты не изменяется.   Вопрос 30. Понятие отдачи от масштаба. Ее виды. Однородность производственной функции. Линии роста производства. При неизменной технической базе выпуск можно увеличить за счет увеличения количества применяемых ресурсов. В длительном периоде можно увеличить применение всех видов ресурсов L и K. В этом случае возрастают масштабы производства. Для анализа понятия масштаба производства используется отдача от масштаба (эффект масштаба). 1. Постоянная отдача от масштаба характерна для такого производства, когда фирма с увеличением используемого количества факторов производства одновременно достигает более высоких результатов деятельности. Иными словами, соблюдается определенная пропорция, что позволяет расширить предложение на рынке, не увеличивая издержек. Если считать, что Q – первоначальный объем производства, тогда: Q1=k*Q0=Q1(K*k,L*k) 2. Возрастающая отдача от масштаба (Q1>Q0*k)может быть отмечена в том случае, когда результаты растут несоизмеримыми с затратами темпами. Иными словами, увеличивая затраты факторов производства и материальных ресурсов в несколько раз, фирма производит больший объем товаров и услуг (более чем в несколько раз) по сравнению с первоначальным, т. е. Q1 > nQ. Практической основой такого случая может явиться технологическая развитость организации, когда оборудование позволяет экономить ресурсы и затраты рабочей силы. Самые крупные фирмы могут создать специальные отделы рекламы, по работе с персоналом, отделы стратегического планирования и т. д. 3. Убывающая отдача от масштаба (Q1<Q0*k)возникает тогда, когда рост объемов производства, его конечный результат, увеличивается более низкими темпами, чем вовлекаемые ресурсы: т. е. Ql < nQ. Получается, фирма несет дополнительные издержки, что может быть связано как с неразвитостью технологий и несовершенным оборудованием, так и с нерациональным и неэффективным использованием факторов производства и иных ресурсов. Темп отдачи от масштаба может быть представлен с помощью однородности производственной функции. Производственная функция однородна,если при увеличении количества применяемых ресурсов в k раз, выпуск увеличился в kt раз, где t – показатель однородности функции. Q1(k*L,k*K)=ktQ0(L,K).Если это равенство не выполняется, то производственная функция неоднородна. Линия роста фирмы (изоклиналь):линия, определяющая совокупность оптималь­ных объемов производства фирмы как множество касаний карты изокост и изоквант. Изоклиналь показывает оптимальные объемы производства фирмы при разных про­изводственных мощностях.   Вопрос 29. Понятие изокванты. Предельная норма технического замещения ресурсов. Формы изоквант. Интенсивность применения ресурсов. Для анализа производственной функции в длительном периоде, когда все ресурсы являются переменными, используется понятие изокванты. Изокванта– кривая, точки которой характеризуют варианты производства одного и того же количества продукта Q при различных наборах ресурсов L,K. И продукт, и ресурсы рассматриваются как бесконечно делимые. В отличии от кривых безразличия, изокванты имеют положительную определенность, а все остальные свойства изоквант аналогичны свойствам кривых безразличия: 1. Изокванта, так же как и кривая безразличия, является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек. 2. Для любого заданного объема выпуска может быть проведена своя изокванта, отражающая различные комбинации экономических ресурсов, обеспечивающих производителю одинаковый объем производства (изокванты, описывающие данную производственную функцию, никогда не пересекаются). 3. Изокванты не имеют участков возрастания (Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого, так и второго ресурса). В теории производства изокванта представляет собой линию равного выпуска. Чем дальше от наклона координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет. Формы изоквант: 1. Полная взаимозаменяемость ресурсов. 2. Существует единственная комбинация ресурсов. 3. Сколько углов перелома, столько и способов управления ресурсами. Наклон изокванты характеризуется предельной нормой технического замещения ресурсов MRTSL,K.Предельная норма технического замещения ресурсов показывает, каким количеством капитала необходимо пожертвовать для того, чтобы увеличить применение труда на 1 единицу и при этом обеспечить тот же самый выпуск продукции (какое количество труда приходится на каждую единицу продукции при условии, что выпуск изменен, а выпуск неизменен). MRTSL,K определяется соотношением предельных продуктов этих ресурсов. MRTSL,K= Интенсивность применения различных ресурсовв производственном процессе характеризуется наклоном луча, проведенного из начала координат до интересующей нас точки на изокванте. Интенсивность применения ресурсов при способе Р1: . Способ Р1 более капиталоинтенсивный, чем Р2 (). Верхняя часть изокванты характеризует капиталоинтенсивный способ производства, а нижняя – трудоинтенсивный способ производства.  
Вопрос 33.Изокоста и ее уравнение. Оптимальная комбинация ресурсов и оптимальный путь роста. Стремление фирмы к эффективному производству побуждает ее к достижению максимально возможной выработки при заданных затратах на ресурсы, или, что же самое, к минимизации издержек при производстве заданного объема выпуска. Оптимальная комбинация ресурсов - Комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы, она лежит в точке касания изокосты и изокванты. MRS= . В теории производства оптимум предприятия определяется симметрично, а именно равенством предельной нормы технического замещения ресурсов К и L соотношению их цен. Если обозначить цену услуг капитала (арендную плату за час работы оборудования) г


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: