Доклад № 1. Пищевые добавки




И будущего»

Форма проведения: беседа с элементами обсужде­ния. Игровое состязание.

Цель:

• донести до учащихся информацию о различных
биологически активных веществах (БАДах), име­
ющих как положительное действие, так и опас­
ное влияние на организм человека;

• показать, что здоровье ребят зависит от знаний и
самостоятельного, обдуманного выбора, что упот­
реблять в пищу.

Подготовка

• Собрать заранее банки, этикетки от жвачек, чип­
сов, кетчупов, майонезов, различных напитков.

• Подготовить стенд «Есть или не есть? — Сделай
свой выбор!»

• Подготовиться к конкурсу «Экологически чистый
бутерброд».

• Подготовиться к конкурсу «Не красна изба угла­
ми, а красна пирогами».

• Сформировать две команды для участия в конкур­
се «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!»


Содержание классного часа

Часть первая. Информация к обсуждению (Выступления учащихся с краткими сообщениями)

Доклад № 1. Пищевые добавки

Современное производство продуктов питания не­мыслимо без пищевых добавок. Разрешенные к при­менению не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются.

Натуральные или аналогичные им синтетические добавки не имеют пищевой ценности и вводятся в продукты питания для придания им нужной консис­тенции, цвета, увеличения срока хранения и т.д.

В странах ЕС принята система цифровой кодифи­кации пищевых добавок: каждая из них обозначает­ся буквой «Е», что значит «европейская», соответ­ствующим цифровым индексом.

Красители. Находятся в диапазоне от 100 до 199, У людей с аллергической предрасположенностью при­чиной крапивницы, слезотечения, отеков, приступов астмы могут быть азотокрасители, имеющие обозна­чение Е102, 110, 122—124, 127—129 и 151. Эти ве­щества добавляют в кондитерские изделия, сыр, мар­гарин и другие продукты.

Консерванты. Увеличивают срок хранения продук­тов и кодируются номерами 200—299. С точки зре­ния вероятной провокации аллергической реакции наиболее безопасны сорбиновая (Е200—203) и мура­вьиная (Е236—238) кислоты.


А вот от бензойной кислоты и ее солей (Е210— 217), а также двуокиси серы (Е-220) и сульфитов (Е221—226, 239) людям с расположенностью к аллер­гии лучше отказаться.

Антиокислители. Защищают продукты от повреж­дающего действия кислорода и имеют индексы ЕЗОО— 399. Витамин С (ЕЗОО) не представляет опасности, но так называемые галлаты (Е311—313) могут стать при­чиной головной боли, кожных реакций. Вещества при­меняются в изготовлении бульонных кубиков, жева­тельной резинки, мороженого.

Стабилизаторы. Эти вещества (400—499), поддер­живают желеобразную консистенцию продуктов. Мно­гие из них являются производными метилцеллюлозы и употребленные в большом количестве вызывают рас­стройство желудочно-кишечного тракта.

Эмульгаторы. Используются для приготовления водно-жировых смесей, например майонеза, кремооб-разных пищевых продуктов (500—599). Чаще всего в качестве эмульгатора применяют натуральное веще­ство лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем, у кого аллергия на яйца.

Усилители вкуса и ароматизаторы. Глютамат (Е620), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты, бывает причиной не толь­ко аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.

Доклад № 2. Опаснейшие консерванты!

В связи с массовым наплывом импортных товаров в нашу страну считаем необходимым предупредить об одной серьезной опасности.

Для увеличения срока годности продуктов пита­ния в них добавляют так называемые консерванты.


 




На упаковке товара они обозначаются буквой В с со­ответствующим номером.

Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, ка­кие консерванты в нем использованы. Многие из них вредны (и очень) для здоровья; с такими добавками в развитых странах продавать продукты запрещено, поэтому производители сбывают эти продукты в дру­гих странах, где не столь строгое законодательство, защищающее потребителя, а покупатели не избало­ваны выбором продуктов или просто не знают о вред­ных добавках.

Приведем перечень наиболее опасных консерван­тов, вызывающих:

• злокачественные опухоли (рак): Е131, Е142, Е152,
Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, ЕЗЗО, Е447;

• заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221 —
Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341,
Е405, Е407—Е466;

•заболевания печени и почек: Е171—Е173, Е320— Е322.

А вот другие консерванты, употребление которых в пищу также запрещено в развитых странах: Е102— 105, Е110—111, Е120—127, Е130, Е141, Е150, Е180, Е212, Е215 —216, Е230—232, Е238, Е241, Е250, Е311—Е313, Е450, Е477.

Если на упаковке продукта отсутствует перечис­ление входящих в него пищевых добавок (а они все­гда используются!), это является грубейшим наруше­нием защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производи­тели посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки.

К сожалению, 80% импортных продуктов пита-


ния, сигарет и напитков содержат перечисленные вред­ные консерванты. Будьте бдительны!

О «родной» колбасе. Вредные консерванты (и кра­сители) содержит и такой многими любимый продукт, как колбаса. Любовь к колбасе — это чуть ли не об­щенациональная идея. Хотя колбаса — та, что мы едим, — является одним из самых вредных продук­тов для человека. (Обратите внимание, что кошки от­ворачиваются от многих сортов колбасы, особенно от вареных.)

Почему же колбаса так популярна? По-видимому, кроме убогого в целом ассортимента, предлагавшего­ся «плановым хозяйством», сыграла роль социальная структура нашего общества. Когда в большинстве сво­ем стала нормой работа и мужа, и жены, остро встал вопрос о быстром завтраке. К тому и свелось, что са­мое быстрое — кусок колбасы на кусок хлеба с мас­лом или на сковородку и залить яйцом. Тем более это пришлось по душе холостякам, не желающим утруж­дать себя приготовлением пищи. Нарезал — и сыт.

Жвачка: польза или вред? Практически вся про­даваемая в СНГ жевательная резинка содержит кон­серванты из вышеприведенного «черного» списка. Но кроме этого в последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших в смысле консер­вантов, ее сортов, продаваемых в Европе и США.

Несколько американских групп защиты потреби­телей вновь выступили с критикой вещества аспар-там, ссылаясь на новое исследование, указывающее на возможную связь между этим искусственным за­менителем сахара и опухолями головного мозга. Ас-партам используется в различных жевательных ре­зинках, не содержащих сахара.

Американский общественный институт питания и Центр за науку в общественных интересах призвали


 




правительство провести детальные испытания аспар-тама, в безопасности которого ранее уверяло государ­ственное ведомство по контролю за продуктами пита­ния и лекарствами (ВКППЛ).

Очередная волна интереса к этой теме возникла после опубликования результатов нового медицинского исследования в «Журнале невропатологии и экспери­ментальной неврологии». Автор исследования, док­тор Джон Олни из Вашингтонского университета в Сайт-Луисе, утверждает, что в США количество боль­ных раком головного мозга подскочило на 10% вско­ре после того, как аспартам был одобрен ВКППЛ для широкого использование в 1983г.

В исследовании говорится, что хотя нет прямого доказательства существования связи между аспарта-мом и увеличением количества заболеваний раком головного мозга, однако это увеличение вызывает по­дозрения, особенно в свете предыдущих исследований, в результате которых выяснилось, что у крыс, кото­рым давали аспартам, развивалось необычайно высо­кое число опухолей мозга.

Понятно, что ВКППЛ и компании-производители оспаривают эта утверждение. Пока нет окончатель­ного решения этого вопроса, потребителю приходит­ся самому решать, кому верить.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Игровая

Конкурс «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!»

Формируются две команды по 5 человек. Выбираются заранее двое ведущих (юноша и де­вушка).


Жюри: завуч, директор, классный руководитель, учитель биологии, родители.

Приглашаются гости: родители, учащиеся из па­раллельных классов.

Первое испытание — «Найди опасные БАДы» Ведущий: Приветствуем вас, дорогие едоки!

Ведущая: Слушай, а как-то поприличнее нельзя было обратиться?

Ведущий: Ну, тогда мясоеды и вегитарианцы, обжоры и чревоугодники!

Ведущая: Еще лучше придумал! Излишества — это смертный грех...

Ведущий: А как наш конкурс называется, ты забыла?

Ведущая: Да, конечно, помню «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!»

Ведущий: Понимаешь, все мы здесь собравшиеся — потребители пищи, то есть едоки! И пока челове­чество еще не придумало, как обходиться без пищи! Физиологи говорят, что человек и отлича­ется от животного тем, что любит покушать по-человечески.

Ведущая: Да, конечно, приличная, уважающая себя кошка не ест нашу вареную колбасу!

Ведущий: Действительно так, человек научился гото­вить пищу, сохранять ее, сдабривать различными специями и даже украшать! Я слышал, что пища, съеденная без аппетита, усваивается организмом только на 50%.

Ведущая: Ты совершенно прав, проблема питания очень важна. Тем более, что в наше время синтетичес-


кая пища стала очень популярной, дешевой и дос­тупной, а ее эффект не всегда благоприятен для

человека.

Ведущий: Абсолютно с тобой согласен. Но не кажется ли тебе, что наши рассуждения несколько затяну­лись?

Ведущая: Пора начинать соревнование, тем более, что команды готовы к предстоящим испытаниям.

Ведущий: Наше первое испытание называется «Найди опасные БАДы».

Ведущая: А все понимают, что это такое — БАДы?

Ведущий: Еще бы, наши докладчики сообщили столько ужасно интересного, что аж аппетит пропал, это нельзя — краситель, то не ешь — окислитель! БАДы — это и есть биологически активные добав­ки, которые отмечаются различными «Е» с циф­рами.

Ведущая: Итак, уважаемые участники, от каждой коман­ды выделите по два игрока и послушайте, что вам надо сделать, чтобы с честью выдержать первое испытание.

Условия 1-го конкурса: участникам команды раз­даются на столы упаковки от различных продуктов, напитков.

Задача — за пять минут выделить наиболее опас­ные «Е» и классифицировать их, т. е. определить, какие из них относятся к стабилизаторам, красите­лям, эмульгаторам, ароматизаторам. Конкурс оцени­вается в 10 баллов.

Ведущая: Итак, начали! Время пошло.

Ведущий: Вы прекрасно справились с этим заданием!


Ведущая: Второе испытание называется «Губа не дура...»

Ведущий: А кто знает продолжение этой русской по­словицы?

Ведущая: В этом продолжении и условия нашего сле­дующего испытания.

Ведущий: Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Ведущая: Прошу от каждой команды по два человека.

Условия 2-го конкурса: На столы ставятся блю­дечки со специями и сухими продуктами: солью, са­харом, перцем черным, красным, крахмалом, содой, ванилин, хмели-сунели и т.д. Игрокам завязывают глаза.

Задача: за пять минут определить продукты на ощупь и на вкус. Конкурс оценивается в 5 баллов.

Ведущий: Замечательно справились наши конкурсан­ты с этим испытанием!

Ведущая: Следующее, третье, испытание очень прият­ное. Нашим участникам заранее было дано домаш­нее задание приготовить блюдо для команды со­перника, используя различные специи. Рецепт при­готовления представить жюри.

Условия 3-го конкурса: Игрокам необходимо оп­ределить, какие компоненты были использованы в приготовлении представленного блюда. Поощритель­ный балл дается команде, которая угадает рецепт из­готовления данного блюда. Время на дегустацию — пять минут.

Ведущий: Прошу жюри также продегустировать пред­ложенные блюда и вынести свой вердикт по этому конкурсу. Он оценивается в 10 баллов.


 




Ведущая: Настало время посмотреть на слаженность действий и творческий подход участников коман­ды в решении проблемы века!

Ведущий: Ничего себе глобальное вступление... К чему такой пафос?

Ведущая: К нашему четвертому испытанию, а называ­ется он «Бутерброд-чемпион!»

Ведущий: И что в этом особенного, известны биг-мак, чизбургеры, хот-доги...

Ведущая: В том-то и вся суть нашего испытания — придумать свой неповторимый, экологически чис­тый, полезный бутерброд!

Условия 4-го конкурса: Команды заранее предос­тавляют необходимые продукты для бутербродов.

Задача: За десять минут приготовить оригиналь­ные бутерброды, назвать их рецептуру и доказать, что это действительно самый экологически чистый, по­лезный бутерброд! А главное—очень вкусный!

Жюри оценивает последний конкурс. Подводятся итоги. Участники состязания награждаются медаля­ми: «Супер-дегустатор», «Искусный кулинар».

Ведущий: У меня после этого конкурса слюнки даже потекли, как все красиво и аппетитно представи­ли наши ребята.

Ведущая: Готовясь к этой игре, мы предвидели такой эффект. Это естественная реакция организма. При виде красивого блюда, привлекающего запаха у человека выделяется желудочный сок, появляет­ся аппетит.

Мы приглашаем всех гостей на заключительную часть нашего праздника, которая называется «Не крас­на изба углами, а красна пирогами!».


В се участники соревнования и гости приглашают-

:я на чаепитие с пирогами, которые испекли сами

учащиеся.

Заключение

Учитель: Ребята, мы с вами не только выяснили, что такое биологически активные вещества, но и оз­накомились с вредным влиянием некоторых из них на организм человека. Конечно, рекламные кампании на жвачку, чипсы, приправы вызывают в нас жела­ние все попробовать. Надеюсь, что беседа, которую вы сегодня прослушали, поможет вам сделать правиль­ный выбор, ведь знания и правдивая информация о качестве продуктов — залог вашего здоровья!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: