Новое царство (ок. 1554 – ок. 1075 до н.э.): XVIII–XX династии.




Кругосвет.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. – IV в. до н.э.

Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искаженного египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» («Черная земля») по цвету черноземной почвы в Нильской долине в противоположность «Красной земле» (пустыня).

География и природные условия.

Египет расположен на северо-востоке африканского континента и связан с Передней Азией Суэцким перешейком. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила. С севера Египет ограничивался Средиземным морем, с запада – Ливийским плоскогорьем, с востока – Аравийским (Восточным) нагорьем, с юга – 1-м нильским порогом. Он распадался на Верхний (собственно Нильская долина) и Нижний Египет (область Дельты, широкого устья Нила из нескольких рукавов, своей формой напоминающего треугольник).

Нильская долина представляла собой длинный и узкий оазис (от 1 до 20 км в ширину), запертый с обеих сторон двумя горными цепями и малодоступный на юге (у 1-го порога горные цепи непосредственно подходили к реке); он был открытым только на северо-востоке. Это обусловило относительную замкнутость и самостоятельность древнеегипетской цивилизации.

Нил («Большая река»), самая длинная река мира (6671 км), образуется из слияния Белого Нила, вытекающего из озер Тропической Африки, и Голубого Нила, берущего начало в озере Тана на Эфиопском нагорье; в своем течении он проходит шесть порогов и разветвленным устьем впадает в Средиземное море. Ежегодные разливы, начинающиеся в середине июля и достигающие пика осенью, после весеннего отступления оставляют на нильских берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. Нил – главная транспортная артерия, связывающая все части долины между собой и со Средиземным морем. В условиях почти полного отсутствия дождей (за исключением Дельты) он является единственным источником влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли свою реку и называли Египет «даром Нила».

Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Неравномерность разливов (то недостаточный подъем воды, то наводнение, равно грозившие урожаю) вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды (ее отвод в отдаленные и возвышенные места, сооружение плотин, устройство запасных резервуаров, осушение болот с помощью каналов). «Большая река», требовавшая объединенных усилий всего населения Нильской долины, оказалась главным фактором создания общеегипетской государственности.

Другим важным природным фактором развития древнеегипетской цивилизации стала пустыня. С одной стороны, она способствовала ее замкнутости, препятствуя контактам с соседними народами, и несла ей постоянную угрозу, насылая враждебные племена и песчаные бури; египтянам приходилось все время бороться с ней, создавая преграды наступающим пескам и отвоевывая у нее необходимые для земледелия территории. С другой, формирующийся над пустыней столб теплого воздуха обеспечивал на протяжении большей части года доступ в долину северного ветра со Средиземного моря, который обогащал ее солями, питающими растения, и поддерживал влажный и умеренный климат; лишь в апреле и мае на Египет обрушивался иссушающий юго-восточный ветер хамсин.

Растительный и животный мир Египта был достаточно разнообразным. Культивировали ячмень и эммер (вид пшеницы), лен и кунжут, из овощей – огурцы, лук-порей и чеснок. В заводях собирали лотос и папирус. В долине росли финиковая и кокосовая пальма, гранатовое дерево, смоковница, древовидная акация, сикомор, в Дельте – виноградная лоза и фруктовые деревья. Однако строительного леса практически не было; его доставляли из Финикии, богатой кедром и дубом.

Воды Нила изобиловал рыбой, его заросли – дичью. Дикая фауна была представлена львами, гепардами, пантерами, шакалами, газелями, лисами, жирафами, бегемотами, крокодилами, носорогами; часть видов исчезла в результате интенсивной охоты и изменений климата. Из домашних животных держали быков, коров, овец, коз, свиней, ослов, собак, позже мулов и лошадей; из домашней птицы – уток и гусей, позже кур. Разводили пчел.

Египет не был богат полезными ископаемыми. Главным достоянием его недр являлись разнообразные породы камня (гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк, песчаник). Многие металлы отсутствовали, что обусловило экспансию египтян в южном и северо-восточном направлениях: на Синайском п-ве их привлекали медные рудники, в Нубии и на Аравийском нагорье – залежи золота и серебра. Египет и соседние области не располагали запасами олова и железа, что задержало наступление бронзового и железного века на территории нильской долины

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Этнический состав.

Египетский этнос возник в результате смешения ряда семитских и хамитских племен. Этот антропологический тип отличался крепким телосложением, средним ростом, смуглой кожей, скуластым лицом с выпуклыми «негритянскими» губами, продолговатым черепом и черными гладкими волосами.

ИСТОРИЯ

Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).

Долина Нила была освоена человеком еще в эпоху палеолита. Стоянки первобытных охотников и собирателей обнаружены в Верхнем Египте и в Фаюмском оазисе. В эпоху верхнего палеолита (20–10 тыс. до н.э.) они расселились по всей долине. В то время климат был более влажным и прохладным, чем ныне; обширные территории вокруг Нила, имевшего ряд притоков, покрывали трава и кустарники. На них обитало большое количество диких животных, охота на которых оставалась главным занятием местных племен, ведших кочевой образ жизни. Однако прекращение ледникового периода и значительное потепление привели к опустыниванию этого района, завершившегося к началу неолита (новокаменного века). Окрестные племена, преимущественно хамитского происхождения, были вынуждены постепенно отступать к сужавшейся полосе пригодной для жизни земли вдоль берегов Нила. Рост населения в сочетании с сокращением животных и растительных ресурсов заставил охотников и собирателей искать новые способы добывания пищи. Наличие плодородной почвы, дикорастущих злаков и поддающихся приручению животных способствовал возникновению, начиная с конца 6 тыс. до н.э., земледелия и скотоводства.

Неолитические племена 5 тыс. до н.э. (меримдская и эль-омарская культуры в Дельте, фаюмская и тасийская в Верхнем Египте) еще не знают меди и продолжают пользоваться каменными орудиями. Они разводят мелкий (иногда даже крупный) рогатый скот и занимаются примитивным земледелием, предпринимая первые попытки орошения почвы; тем не менее главным источником их существования продолжают оставаться охота и рыболовство.

В конце 5 – начале 4 тыс. до н.э. долина Нила вступает в эпоху энеолита (медного века). Предметы из меди (бусы, проколки) обнаруживается уже у бадарийцев, обитавших в Верхнем Египте в конце 5 тыс. до н.э. Бадарийцы достигают больших успехов в скотоводстве, перейдя к разведению крупного рогатого скота. Возрастает роль земледелия, появляются небольшие оросительные каналы. Однако охота и рыболовство сохраняют свою важность.

Первый додинастический период (первая половина 4 тыс. до н.э.). В начале 4 тыс. до н.э. оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим у племен нильской долины (амратская и негадская культуры). Происходит значительный рост населения – число и размеры поселений увеличиваются, они обносятся стенами. Расширяется сфера использования меди (не только для украшений, но и для орудий труда); появляются предметы из золота. Социальная дифференциация пока еще лишь намечается.

Второй додинастический (герзейский) период (35–33 вв. до н.э.). В середине 4 тыс. до н.э. Египет вступает в период развитого медного века. Эта эпоха называется также герзейской (от деревни Герзе, возле которой было раскопано энеолитическое поселение). Герзейцы окончательно переходят к оседлости; ведущую роль в их жизни играют скотоводство и земледелие, прогресс которых приводит к возникновению имущественного неравенства; основным богатством считается скот. Земледельческая община из родовой трансформируется в соседскую; в ней происходит социальная дифференциация. Выделяется слой «знатных», формирующийся из военной верхушки (защитники племени – вождь, самые сильные воины), имущественной элиты (наиболее состоятельные и предприимчивые общинники), служителей культа. Этот слой доминирует над основной массой земледельцев и скотоводов. Захваченные в результате постоянных военный столкновений пленные образуют пока еще небольшую категорию рабов.

Насущная нужда в поддержании и расширении локальных ирригационных систем способствовала объединению общин в более крупные образования. Независимо от того, каким путем оно происходило (насильственным или мирным), одна из общин неизбежно занимала господствующие позиции по отношению к остальным; именно ее поселение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединения, а ее элита узурпировала ведущие политические, военные и жреческие функции. Постепенно процесс объединения привел к появлению к концу 34 в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые оказались первыми протогосударствами Древнего Египта. В 33 в. до н.э. усилившаяся потребность в создании общеегипетской ирригационной системы обусловила тенденцию к политическому объединению всей нильской долины. Результатом борьбы номов за политическое преобладание стало возникновение двух государств – нижнеегипетского со столицей в Буто и верхнеегипетского со столицей в Нехене (Иераконполь). Ведущим культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.

Раннее царство (32–29 вв. до н.э.): «Нулевая», I и II династии. Нижнеегипетское и верхнеегипетское царство вели постоянные войны за контроль над пограничными территориями. Военная конфронтация завершилась разгромом Нижнего Египта верхнеегипетским царем Нармером ок. 3200 до н.э. и созданием единой Египетской державы. Нармер объединил красную корону Нижнего и белую корону Верхнего Египта. Династия Нармера («Нулевая») стала первой правящей общеегипетской династией. Ее сменила I династия, происходившая из верхнеегипетского города Тин (близ Абидоса). Ее родоначальник Мина (Гор-Боец) в целях сплочения государства основал на границе Нижнего и Верхнего Египта новую столицу – Мемфис. Правление I династии стало периодом относительной внутригосударственной стабильности, что позволило одному из ее представителей Джеру осуществить ряд успешных походов за пределы Египта. Постепенно был установлен контроль над Синайским п-вом. Однако в правление II династии усилилось сепаратистское движение в Нижнем Египте. Стремясь подавить его, цари прибегали как к репрессиям (кровавое подавление восстания в Дельте царем Хасехемуи), так и к политике примирения (некоторые цари демонстративно принимают имя Сета или одновременно Сета и Гора). По-видимому, к концу правления II династии Нижний Египет был окончательно покорен. Древнее царство (28–13 вв. до н.э.): III–VI династии. Сформировавшаяся к 28 в. до н.э. социальная система представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял царь, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Гора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало. Материальной основой монархической власти являлось обширное царское хозяйство («дом царя»), состоявшее из огромных поместий, разбросанных по всей долине Нила. Само его имя было священным, и его запрещалось произносить; поэтому его называли фараоном – «пер-о» («великий дом»).

Ниже фараона находилась аристократия, в обязанность которой вменялось обслуживать фараона-бога (придворные), помогать ему управлять Египтом и исполнять его волю (чиновники), почитать его самого и его родственников-небожителей (жрецы). Как правило, представители знати одновременно исполняли все три функции. Принадлежность к высшему слою носила наследственный характер. В составе знати выделяются две основные группы – столичная сановная аристократия и правители номов (номархи), – между которыми не было четкой грани: часто номархи занимали должности в центральном аппарате, а высшие чиновники управляли отдельными областями. Вельможи имели крупные земельные владения, состоявшие из «личного дома» (земля и имущество, передававшиеся по наследству или приобретенные), и условного держания, предоставляемого фараоном на время исполнения ими определенных должностей. В качестве жрецов они получали контроль над обширными храмовыми хозяйствами. Поместья, принадлежавшие вельможам и храмам, облагались налогами и повинностями; в редких случаях фараон за особые заслуги освобождал от них сановника или храм.

Нижний слой состоял из крестьян-общинников (нисутиу, хентиуше) и работников поместий (мерет, хемуу). Нисутиу сидели на земле, обладали орудиями труда и личным имуществом, платили налоги и несли повинности в пользу государства. Хемуу исполняли различные работы в царских, храмовых или частных хозяйствах, используя орудия труда и сырье с господского двора и получая за свой труд одежду и пропитание; жили в «селениях» при поместьях. Хемуу были организованы в рабочие отряды, руководители которых считались государственными служащими. Рабочие отряды храмовых и частных хозяйств использовались также и для выполнения государственных повинностей (строительство пирамид, ирригационных сооружений, дорог, транспортировка грузов и т.д.). Положение хемуу мало отличалось от положения самой низкой социальной категории египетского общества – рабов (бак), состоявших в основном из военнопленных (государство отрицательно относилось к обращению в рабство коренных египтян). В этот период они еще не образовывали значительного социального слоя, и их роль в экономике и обществе была скромной.

Главная функция древнеегипетского государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. Она находилась в ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном. Центральную администрацию возглавлял верховный сановник (чати), направлявший деятельность исполнительных и судебных институтов; в то же время из сферы его ведения была изъята армия. Ему подчинялись различные ведомства: по надзору за ирригационной системой, скотом, ремесленниками, по организации общественных работ и сбору налогов, «шесть великих дворов» (судебные инстанции). Каждое из них делилось на два подразделения – для Верхнего и для Нижнего Египта. Особое военное ведомство («дом оружия») отвечало в случае необходимости за созыв общеегипетского ополчения и за систему крепостей, разбросанных по всей стране; армия состояла из отрядов египтян-пехотинцев, вооруженных луками и стрелами, и вспомогательных наемных отрядов («мирные нубийцы»). Номовая администрация, возглавлявшаяся номархами, копировала структуру центрального. Ей подчинялись советы (джаджат, кенбет), управлявшие поселениями-общинами; они следили за локальными ирригационными системами и вершили суд.

В правление III династии (28 в. до н.э.), основанной фараоном Джосером, происходит усиление государственной централизации и укрепление царской власти: создается единая ирригационная система, расширяется бюрократический аппарат, проводится активная внешняя политика, устанавливается особый культ фараона-бога (гигантские гробницы – пирамиды). Фараоны стремятся встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. Прежде всего они пытаются установить контроль над номовым управлением, ликвидировав наследственную власть номархов. Однако добиться этого удается только IV династии (28–27 вв. до н.э.), при которой фараоновский абсолютизм достигает своего пика, особенно в правление Снофру, Хуфу (Хеопса), Джедефра, Хафра (Хефрена) и Менкауры (Микерина): утверждается практика назначения номархов центральной властью и их постоянного перемещения из нома в ном, ведущие должности в центральном аппарате оказываются в руках представителей царствующего дома. Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизуются огромные трудовые и материальные ресурсы. Во внешней политике нарастает агрессивность; окончательно определяются три ее основных направления – южное (Нубия), северо-восточное (Синай, Палестина) и западное (Ливия). Как правило, походы носят грабительский характер (захват пленных и полезных ископаемых); в то же время Египет стремится установить систематический контроль над рядом территорий для их хозяйственного освоения (Синай, Нубия).

Строительство пирамид и внешнеполитическая экспансия приводят к перенапряжению сил египетского общества и к политическому кризису, в результате которого IV династию сменяет V (26–15 вв. до н.э.); ее основатель – фараон Усеркаф. Ее представители сокращают масштабы строительства пирамид и делают уступки столичной знати (высшие должности перестают быть монополией царствующего дома). В целях сплочения общества культу бога Ра придается общегосударственный характер (утверждается концепция происхождения фараонов от Ра). Стабилизация внутриполитического положения позволяет возобновить активную внешнюю политику: продолжаются грабительские походы в Азию и Ливию, на юге египтяне доходят до третьего порога, организуются экспедиции на юг Красного моря (Пунт) и в Финикию.

Внешнеполитическую агрессию продолжают и первые фараоны VI династии (25 – середина 23 в. до н.э.) – Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II. Однако при них возрастает могущество номовой знати, прежде всего в Верхнем Египте; должности номархов вновь становятся наследственными; представители ряда номарших родов занимают высокие посты в центральном аппарате управления и вступают в родственные отношения с правящим домом (номархи Тины). Номархов хоронят уже не подле царских усыпальниц, а в номах; их гробницы становятся все более роскошными. Центральная власть постепенно слабеет, ее экономические возможности сокращаются: распространяется практика иммунитетных пожалований, номархи постепенно устанавливают контроль над царскими хозяйствами. При последних фараонах VI династии царская власть приходит в полный упадок. Политический кризис середины 23 в. до н.э. приводит к ее падению и фактическому распаду государства на самостоятельные княжества.

Главная функция древнеегипетского государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. Она находилась в ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном. Центральную администрацию возглавлял верховный сановник (чати), направлявший деятельность исполнительных и судебных институтов; в то же время из сферы его ведения была изъята армия. Ему подчинялись различные ведомства: по надзору за ирригационной системой, скотом, ремесленниками, по организации общественных работ и сбору налогов, «шесть великих дворов» (судебные инстанции). Каждое из них делилось на два подразделения – для Верхнего и для Нижнего Египта. Особое военное ведомство («дом оружия») отвечало в случае необходимости за созыв общеегипетского ополчения и за систему крепостей, разбросанных по всей стране; армия состояла из отрядов египтян-пехотинцев, вооруженных луками и стрелами, и вспомогательных наемных отрядов («мирные нубийцы»). Номовая администрация, возглавлявшаяся номархами, копировала структуру центрального. Ей подчинялись советы (джаджат, кенбет), управлявшие поселениями-общинами; они следили за локальными ирригационными системами и вершили суд.

В правление III династии (28 в. до н.э.), основанной фараоном Джосером, происходит усиление государственной централизации и укрепление царской власти: создается единая ирригационная система, расширяется бюрократический аппарат, проводится активная внешняя политика, устанавливается особый культ фараона-бога (гигантские гробницы – пирамиды). Фараоны стремятся встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. Прежде всего они пытаются установить контроль над номовым управлением, ликвидировав наследственную власть номархов. Однако добиться этого удается только IV династии (28–27 вв. до н.э.), при которой фараоновский абсолютизм достигает своего пика, особенно в правление Снофру, Хуфу (Хеопса), Джедефра, Хафра (Хефрена) и Менкауры (Микерина): утверждается практика назначения номархов центральной властью и их постоянного перемещения из нома в ном, ведущие должности в центральном аппарате оказываются в руках представителей царствующего дома. Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизуются огромные трудовые и материальные ресурсы. Во внешней политике нарастает агрессивность; окончательно определяются три ее основных направления – южное (Нубия), северо-восточное (Синай, Палестина) и западное (Ливия). Как правило, походы носят грабительский характер (захват пленных и полезных ископаемых); в то же время Египет стремится установить систематический контроль над рядом территорий для их хозяйственного освоения (Синай, Нубия).

Строительство пирамид и внешнеполитическая экспансия приводят к перенапряжению сил египетского общества и к политическому кризису, в результате которого IV династию сменяет V (26–15 вв. до н.э.); ее основатель – фараон Усеркаф. Ее представители сокращают масштабы строительства пирамид и делают уступки столичной знати (высшие должности перестают быть монополией царствующего дома). В целях сплочения общества культу бога Ра придается общегосударственный характер (утверждается концепция происхождения фараонов от Ра). Стабилизация внутриполитического положения позволяет возобновить активную внешнюю политику: продолжаются грабительские походы в Азию и Ливию, на юге египтяне доходят до третьего порога, организуются экспедиции на юг Красного моря (Пунт) и в Финикию.

Внешнеполитическую агрессию продолжают и первые фараоны VI династии (25 – середина 23 в. до н.э.) – Тети, Пиопи I, Меренра, Пиопи II. Однако при них возрастает могущество номовой знати, прежде всего в Верхнем Египте; должности номархов вновь становятся наследственными; представители ряда номарших родов занимают высокие посты в центральном аппарате управления и вступают в родственные отношения с правящим домом (номархи Тины). Номархов хоронят уже не подле царских усыпальниц, а в номах; их гробницы становятся все более роскошными. Центральная власть постепенно слабеет, ее экономические возможности сокращаются: распространяется практика иммунитетных пожалований, номархи постепенно устанавливают контроль над царскими хозяйствами. При последних фараонах VI династии царская власть приходит в полный упадок. Политический кризис середины 23 в. до н.э. приводит к ее падению и фактическому распаду государства на самостоятельные княжества.

Первый переходный период (середина 23 – середина 21 вв.): VII–X династии. В правление VII и VIII династий власть мемфисских фараонов была лишь номинальной; в Египте царила политическая анархия. Утрата государственного единства стала причиной развала общеегипетской ирригационной системы, вызвавшего экономический кризис и массовый голод; северные провинции периодически подвергались набегам азиатских кочевников и ливийцев. Неспособность номов собственными силами справиться с экономическими трудностями усилила объединительную тенденцию. Первым претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. Его правителям удалось подчинить Дельту и верхнеегипетскую область Тина, отразить вторжения кочевников и укрепить северные границы; начиная с Ахтоя (Хети), они претендовали на титул царей всего Египта (IX–X династии). Однако в своей борьбе за объединение Египта Гераклеопольское царство встретило соперника в лице образовавшегося на юге Фиванского царства, контролировавшего долину Нила от Абидоса до 1-го порога. Их конфронтация завершилась в конце XXI в. до н.э. победой Фив при фараоне Ментухотепе, основавшего XI династию. Целостность Египетского государства была восстановлено.

Среднее царство (2005–1715 до н.э.): XI–XIII династии. Реставрация сильного централизованного государства позволило восстановить единую ирригационную систему, обеспечить определенный экономический прогресс (более совершенный плуг, новая порода тонкорунных овец, первые бронзовые орудия, пастовое стекло), возобновить прерванные торговые контакты и начать освоение заболоченных территорий в Дельте и в Фаюмской котловине, которая превратилась в Фаюмский оазис. Периодом наибольшего расцвета Среднего царства стало правление XII династии (1963–1789 до н.э.). Ее основатель Аменемхет I (1963–1943 до н.э.) перенес столицу из Фив в построенный им на границе Нижнего и Верхнего Египта город Иттауи («Соединяющий две страны»), окончательно утвердив государственное единство. Однако в своей политике централизации Аменемхет I и его ближайшие преемники Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерт II и Сенусерт III столкнулись с противодействием наследственной номовой знати, значительно усилившейся в Первый переходный период; она тесно смыкалась с провинциальным жречеством и контролировала местные военные отряды и государственную собственность. Фараоны восстановили прежний аппарат управления, но экономическая база их власти была ограничена: по своим размерам царское хозяйство Среднего царства значительно уступало царскому хозяйству эпохи III–VI династий. В своей борьбе с номархами XII династия нашла опору в средних слоях («малых»), активно привлекая их представителей на государственную службу (из них, например, комплектовалась царская гвардия – «сопровождающие властителя») и вознаграждая их землей, рабами и имуществом. При поддержке «малых» Аменемхету III (1843–1798 до н.э.) удалось сломить могущество номовой аристократии, ликвидировав наследственную власть в номах; символом торжества над провинциальным сепаратизмом стал построенный при въезде в Фаюмский оазис Лабиринт – царский заупокойный храм, в котором были собраны статуи номовых богов.

Фараоны XII династии возобновили активную внешнюю политику правителей Древнего царства. Аменемхет I и Сенусерт I несколько раз вторгались в Нубию; она была окончательно покорена Сенусертом III, сделавшим южной границей Египта крепости Семне и Кумме у 2-го порога Нила. Периодически совершались походы в Ливию и Азию. Синайский п-в вновь стал египетской провинцией; в зависимость от Египта попали южная Палестина и часть Финикии.

Социальная система Среднего царства отличалась от предшествующего периода большей мобильностью и особой ролью средних слоев: государство облегчало переход с одних этажей социальной лестницы на другие. Значительно изменился состав элиты: рядом с потомственной столичной и номовой аристократией утвердился влиятельный слой служилой знати. Широко распространилось условное держание земли за службу. Ведущую роль в экономике стали играть средние поместья. Увеличилось и число мелких землевладельцев. Трудовое население («царские люди») было объектом политики государственного учета и регулирования рабочей силы: по достижении определенного возраста все «царские люди» переписывались, распределялись по профессиям (земледельцы, ремесленники, воины и т.д.) и посылались на работу как в царские и храмовые поместья, так и в поместья крупных и средних чиновников. Возросло количество рабов, главным источником которого оставались войны. Их использовали преимущественно в средних частновладельческих хозяйствах, собственники которых обычно мало выигрывали от централизованного распределения трудовых ресурсов.

Несмотря на укрепление царской власти при XII династии, в египетском обществе сохраняется социальная и политическая напряженность. Острые противоречия существуют внутри элиты, между центром и провинциями, углубляется недовольство «царских людей»; аристократия периодически организует заговоры против фараонов (от рук заговорщиков погибли Аменемхет I и Аменемхет II), номархи поднимают восстания (при Аменемхете I, Сенусерте I, Сенусерте II), свирепствует политический сыск. Первые симптомы ослабления центральной власти обнаруживаются уже при последних правителях XII династии (Аменемхете IV и царице Нефрусебек). Этот процесс усиливается при XIII династии, когда престол становится игрушкой в руках соперничавших группировок знати; тем не менее распада государства не происходит, административный аппарат продолжает функционировать, Египет удерживает под своим контролем Нубию. Политическая нестабильность и резко ухудшившееся экономическое положение, однако, приводят ок. 1715 до н.э. к социальному взрыву – восстанию низов: восставшие захватили и разрушили столицу, убили фараона, экспроприировали государственные запасы зерна, уничтожили податные списки и описи, подвергли преследованию чиновников и судей. Это движение, в конце концов подавленное, нанесло смертельный удар Среднему царству.

Второй переходный период (1715 – ок. 1554 до н.э.): XIV–XVI династии. После падения XIII династии Египет распадается на самостоятельные номы. Претендующая на звание общеегипетской XIV династия, утвердившаяся в Ксоисе, фактически контролирует лишь часть Дельты. Ок. 1675 до н.э. в Египет вторгаются гиксосы, создавшие в середине XVIII в. до н.э. обширный племенной союз на территории Палестины и Северной Аравии, и подвергают его страшному разгрому. Они захватывают Дельту и делают своей столицей крепость Аварис в восточной ее части; их успеху способствовало то, что они, в отличие от египтян, использовали в военном деле коней. Гиксосские вожди принимают титул фараона (XV–XVI династии). Однако им не удается добиться реального подчинения всей долины Нила; под их властью фактически находится только Нижний Египет. Хотя часть верхнеегипетских номархов и признает владычество гиксосов, эта зависимость остается скорее формальной, и она ограничивается уплатой дани. На юге Верхнего Египта образуется самостоятельное Фиванское княжество. Лишь в начале XVII в. до н.э. гиксосскому фараону Хиану удается установить контроль над всем Верхним Египтом. Но после его смерти Фивы вновь обретают независимость, и фиванские правители провозглашают себя фараонами (XVII династия). Последний ее представитель – Камес – подчиняет остальные верхнеегипетские номы и, несмотря на противодействие знати, начинает при поддержке рядовых воинов борьбу за изгнание гиксосов. Он совершает успешный поход в Дельту и принуждает их отступить к Аварису. Решающего перелома в войне с чужеземцами добивается брат и наследник Камеса Яхмос I: он одерживает несколько побед и захватывает после трехлетней осады Аварис. Изгнание гиксосов завершается взятием крепости Шарухен в южной Палестине ок. 1554 до н.э. См. также ФИВЫ.

Новое царство (ок. 1554 – ок. 1075 до н.э.): XVIII–XX династии.

Превращение Египта в мировую державу.

Яхмос I, основатель XVIII династии, укрепил свою власть, подавив восстание в южных номах, и восстановил Египетское государство в пределах Среднего царства, совершив поход в Нубию и отодвинув южную границу до 2-го порога.

При первых фараонах XVIII династии (ок. 1554–1306 до н.э.) был проведен ряд военных реформ: под влиянием гиксосов египтяне создали новый род войск – легкие боевые колесницы (с двумя лошадьми, возницей и лучником); был построен военно-морской флот; стали использоваться более совершенные виды вооружения (массивный прямой и легкий серповидный рубящие мечи, мощный составной слоеный лук, стрелы с медными наконечниками, пластинчатый панцирь); была введена новая система комплектования армии (один воин от десяти мужчин); увеличилась доля наемников-чужеземцев. Эти реформы стали основой территориальной экспансии, осуществлявшейся в невиданных прежде масштабах.

Начало активной политике внешней агрессии положил третий фараон XVIII династии Тутмос I (Джехутимес), правивший во второй половине 16 в. до н.э. Тутмос I расширил территорию Египта до 3-го порога. Он также совершил успешный поход в Сирию, дойдя до Евфрата, где одержал победу над войсками Митанни, сильного государства на севере Месопотамии. Тем не менее Сирия и Палестина не вошли в состав Египетского царства; при поддержке митаннийцев сирийские и палестинские правители образовали антиегипетскую коалицию во главе с князем Кадеша. Сын и наследник Тутмоса I Тутмос II жестоко подавил восстание в Нубии и вел упорную борьбу с азиатскими кочевниками. В правление его вдовы Хатшепсут (1490–1469 до н.э.) произошел временный отказ от завоевательной политики. Однако с восшествием на престол Тутмоса III (1469–1436 до н.э.) внешнеполитическая агрессия Египта достигла своей кульминации. В 1468 до н.э. Тутмос III вторгся в Сирию и Палестину, разгромил у Мегиддо объединенную армию местных князей и после семимесячной осады захватил город. С 1467 по 1448 до н.э. он совершил более пятнадцати походов в эти земли. В 1457 до н.э. фараон переправился через Евфрат и разорил ряд митаннийских крепостей, в 1455 до н.э. нанес новое поражение митаннийцам. Кампания завершилась в 1448 до н.э. взятием Кадеша; палестино-сирийская коалиция перестала существовать. Митанни признала сферой влияния Египта Сирию, Финикию и Палестину. Северной границей Египетской державы стал Кархемиш на Евфрате. В то же время в результате успешной борьбы с эфиопскими племенами Тутмос III отодвинул южную границу до 4-го порога. Завоеванные земли были поставлены под управление «начальника северных стран» и «начальника южных стран»; контроль над ними обеспечивали египетские гарнизоны. Вавилон, Ассирия, Хеттское государство, опасаясь египетского могущества, присылали Тутмосу III богатые дары, которые тот считал данью.

Его сын и преемник Аменхотеп II большую часть своего правления занимался подавлением восстаний сирийских и палестинских правителей; семерых из них он предал жестокой казни, более ста тысяч человек было продано в рабство. Его сын Тутмос IV совершил несколько карательных экспедиций в Палестину и Сирию и сурово наказал восставших нубийцев. Для укрепления своих позиций в Восточном Средиземноморье он взял курс на сближение с Митанни и женился на митаннийской царевне. При его наследнике Аменхотепе III власть Египта над Сирией и Палестиной окончательно утвердилась; попытка хеттов спровоцировать мятеж некоторых сирийских князей завершилась полной неудачей. Новое восстание нубийцев было легко подавлено. Египет стал самой могущественной державой Передней Азии.

Социально-экономический и политический строй.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: