на ученика 6 «А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска
Петрова Игоря
Выполнила: КРУГЛОВА Наталья Сергеевна,
студентка 3 курса ФМФ
Проверила: ЛЕВЧЕНКО Анастасия Викторовна,
доцент кафедры психологии
Благовещенск 2014
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение проводится с целью изучения познавательных процессов учащегося в условиях учебной деятельности.
Для повышения надежности и достоверности полученных данных наблюдение за познавательными процессами учащегося необходимо проводить как в повторяющихся, так и в изменяющихся ситуациях. В рамках педпрактики студентам предлагается провести наблюдение на уроках по трем различным учебным дисциплинам и оформить 3 протокола (по одному протоколу наблюдений за познавательными процессами учащегося, например, на уроках математики, литературы и ботаники). Это позволит соотнести данные, полученные в контексте одного вида деятельности в различных ситуациях, и выделить наиболее устойчивые, повторяющиеся проявления в поведении учащегося.
Чтобы сохранить естественность поведения учащегося, целесообразно проводить наблюдение без его предупреждения о предстоящем наблюдении, и когда учащийся уже привык к частому присутствию студента в классе.
Прежде, чем проводить наблюдение, нужно внимательно изучить таблицу с описанием проявлений психических процессов и схему ведения протокола. В процессе наблюдения в протоколе фиксируются фактические данные о внешних проявлениях познавательной сферы учащегося в соответствии с целью наблюдения. Протокол может содержать одновременно сочетание фактической, интерпретационной и обобщенной информации.
В протоколе отражаются конкретные проявления психических процессов учащегося, его внимания, памяти, мышления, воображения, речи во время наблюдаемой ситуации на уроке:
- двигательные реакции (моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния учащихся; скорость и направление движения);
- речевые высказывания (речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя)
- эмоциональные реакции (мимика и пантомимика, экспрессия звуков);
- вегетативные реакции (внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.).
Необходимо фиксировать реально наблюдаемые действия и реакции, фактическое проявление психических процессов и их свойств.
Вывод делается на основе анализа и обобщения всей полученной информации в соответствии с целью наблюдения. В выводе должны быть отражены характерные для учащегося особенности познавательных процессов, продемонстрированные виды, свойства и качества психических функций, ярко выраженные когнитивные способности, а так же выявленные проблемы в познавательном развитии.
В ходе наблюдения нельзя делать поспешных выводов, обязательно нужно проверять предположения, соотнести их с наблюдаемым поведением, сопоставить частные условия проявления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение проявлений психических процессов с учетом общей ситуации учебного занятия, возраста и психологического состояния ученика в целом, дает возможность точнее понять, описать и объяснить психологический смысл наблюдаемого явления.
Таблица 1 - Наблюдение за познавательными процессами учащегося
Познавательные процессы, их виды и свойства | Проявления познавательных процессов и их свойств в поведении учащегося |
Внимание Виды внимания: непроизвольное произвольное послепроизвольное Свойства и качества внимания Устойчивость Рассеянность Отвлечение Переключение Распределение | - легкость возникновения переключения и прекращения; частое отвлечение от основного объекта на посторонние дела; быстрая реакция на внешние, новые, яркие, сильные раздражители и т.д. - сосредоточенное и продуктивное выполнение учебных заданий; отсутствие отвлечений на построение дела; произвольность (подконтрольность сознанию) поведения на уроке; сосредоточенность и некоторая напряженность в невербальных реакциях; тишина или рабочий шум в процессе работы - проявления надситуативной активности, поиск нового варианта выполнения заданий, “красивого”, оригинального, обобщенного способа действия, отсутствие немедленной реакции на звонок по окончанию урока, более медленное, нежели обычно, переключение внимания в силу высокой концентрации на объекте; Положительно эмоционально окрашенные вербальные и невербальные реакции по ходу выполнения деятельности; сожаление по поводу прекращения деятельности. Сосредоточенность на объекте, сопротивляемость внешним раздражителям; Темп работы, соответствующий типу нервной системы учащегося. “Скользящее” внимание, невозможность сосредоточиться на одном каком-то объекте; постоянное возвращение назад в виду незавершенности борьбы мотивов, особой ценности объекта или самой деятельности. Непроизвольное “сползание” внимания на другие объекты ввиду утраты ценности мотива деятельности, снижение эмоциональной напряженности; Утомляемость, монотония, рутинность деятельности. Недисциплинированность. Сознательная и быстрая смена объекта деятельности; Быстрый переход от одного вида деятельности к другому; Сохранение представления о целях деятельности. Одновременное удержание в активном поле сознания одновременно нескольких объектов или совмещение нескольких видов деятельности; Успешное выполнение нескольких дел одновременно благодаря автоматизации некоторых из них. |
Восприятие Осмысленность восприятия Структурность и целостность | Осмысленность учебного материала, быстрота осмысления, быстрое опознание знакомых предметов, отнесение его к классу или виду; попытки установить черты сходства нового незнакомого объекта с известным, соотнести его с группой или системой, сложившейся ранее; выделение “смысловых опорных пунктов” понимания или “оперативных единиц” Восприятие объекта как единого целого; выделение фигуры и фона; способность восполнить недостающие детали или компоненты объекта; определение существенных сторон и свойств воспринимаемого объекта; использование рациональных способов восприятия, лежащих в основе наблюдательности; использование оперативных единиц восприятия; кодирование и декодирование информации в соответствии с принципами перевода с одного языка на другой язык. |
Память Запоминание: 1) осмысленное 2) механическое Воспроизведение Забывание | Запоминание материала осуществляется легко, быстро после однократного восприятия или с трудом, после многократного, длительного повторения. - использование приемов произвольного запоминания, смысловой группировки, структурирования материала, составление плана; построение логических схем; владение видами анализа (семантический анализ текста, эмпирический и содержательный анализ); использование занимательных и игровых элементов; использование механизма ассоциаций, аналогий; преобладание зрительной или слуховой памяти; быстрота и прочность запоминания. - использование повторений или бессмысленных рифмовок; опора на случайные ассоциации; преувеличенное внимание к пассивной наглядности. Легкое или затрудненное воспроизведение. Полное - неполное; произвольное (на основе припоминания, с использованием мнемических действий, механизма ассоциаций, воссоздания ситуации задачи); эйдетическое (фотографически точное); трансформированное; дефектное (с утерей сущности, обусловленное узнаванием материала по внешнему сходству); редуцированное (когда под правильной формой скрывается иное содержание). Как результат: а) перегрузки нервной системы (вытеснение травмирующих психику переживаний; б) результат усталости; в) использования нерациональных приемов запоминания; г) длительного неиспользования в практике; д) рассеянности внимания. |
Мышление Свойства и характеристики мыслительной деятельности Мотивация мыслительной деятельности Регуляция мыслительной деятельности Продуктивность мышления Контроль и оценка Качество мыслительной деятельности на уроке, индивидуальные особенности мышления учащихся Критичность-подражательность Глубина-поверхностность Устойчивость-неустойчивость Осознанность-неосознанность | Способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, отличать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, сформированность словесно-логического мышления, оперирование общими и абстрактными понятиями, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, находить пути решения. Степень выраженности проявления мотивационного отношения к началу урока (положительное, отрицательное, безразличное) и к предъявлению задачи, требующей мышления; уровень самостоятельности в действиях в ситуациях противоречия, проблемных, тупиковых, требующих нестандартного подхода; продолжение попыток решения задачи, несмотря на затруднения и наличие отвлекающих факторов. Анализ оснований собственной мыслительной деятельности, ее отдельных этапов и операций; использование внешних опор усвоения; материализация деятельности; участие в коллективной мыслительной деятельности; возврат к известным или незавершенным действиям; перебор вариантов с исключением неверных и неэффективных; анализ ошибок; использование приемов, способствующих повышению продуктивности мышления; постановка вопросов к тексту, анализ условий типовой задачи и превращение ее в учебную задачу. 1) продуктивное (теоретическое) мышление выражается в использовании рациональных приемов и средств мышления, планировании, выполнении операций в “умственном плане”; 2) репродуктивное (эмпирическое) мышление проявляет в стремлении использовать привычные, ранее освоенные способы, признаки и отношения объекта; рефлексия отдельных операций, неглубокое планирование; попытки использования нерациональных приемов деятельности или подмена работы мышления приемами мнемического характера. Фиксирование промежуточных целей и результатов их достижения (пошаговый контроль) и рефлексия способа решения и степени достоверности полученного результата (итоговый контроль); произвольное внимание на протяжении всего урока или в процессе решения задачи; стремится найти аналогичные или иные способы решения уже завершенной и проверенной задачи. Критичность (самостоятельность) выражается в активном поиске новых знаний и способов познания действительности и решения задач, а также в обнаружении, исправлении и последующем учете ошибок; вариативности способов мыслительной деятельности, “надситуативной активности” в процессе решения задачи; рефлексии способа и средств деятельности; запрашивании и принятии дозируемой помощи в случае возникновения тупиковой ситуации. Подражательность проявляется в копировании известных способов и приемов осуществления и также, решении задач в “зоне актуального развития” без проявления “надситуативной активности”; отсутствии самостоятельного поиска источника затруднений и ошибок; повторении ошибочных действий и тупиковых вариантов решения; рефлексии отдельных операций; накоплении информации на эмпирическом уровне, “рецептурном” подходе к осуществлению деятельности. Глубина проявляется в выделении существенных, инвариантных признаков и отношений изучаемых объектов; способности к содержательному обобщению; осуществлении “анализа через синтез” - выделении в ходе анализа сущности более высокого порядка. Поверхностность проявляется в анализе по “элементам”, ориентировке на внешние, случайные признаки объекта; эмпирическом уровне обобщения; принятии узнавания материала за знание его; наличии ошибок по невнимательности и связанных с попаданием в лингвистические и др. “ловушки”. Устойчивость ума проявляется в ориентировке на инвариантные, устойчивые признаки и отношения, удержании задачи, настойчивости в достижении поставленных целей. Неустойчивость проявляется в затруднениях в осуществлении ориентировки, ее дефектности (неполноты, неосознанности), неоправданном переходе от одного вида действий к другим на основе эмпирического анализа, быстром прекращении деятельности при встрече с трудностями. Осознанность проявляется в способности рассказать о способах и приемах выполнения деятельности; обобщенности (понятийности) знания и способов мышления. Неосознанность проявляется в отсутствии рефлексии способа и средств осуществления деятельности; повторении ошибок и неумении их выделить и исправить; наличии псевдопонятий, эмпирическом анализе. |
Воображение | Способность творчески подходить к решению задачи, оригинальность творческого продукта, разнообразие, гибкость и вариативность предлагаемых ответов и способов решений, преобладание воссоздающего или творческого воображения в различных видах учебной деятельности; используемые формы воображения; опора на образный или вербальный материал при решении творческих задач, склонность к вербальной или образной креативности. |
Речь | Осмысленность, правильность, содержательность речи, понятность выраженной в ней мысли. Особенности устной и письменной речи.Имеющиеся дефекты произношения, характер ошибок при письме, словарный запас, эмоциональная выразительность, умение строить диалоги и монологи. |