Лекция 1. Социальная психология. Исторический аспект




Сведения об авторе

 

 

Попов Игорь Филиппович – преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин колледжа ГГХПИ.

 


Образование:

1986-1991 СГУ им. М.В. Фрунзе (г. Симферополь), исторический факультет

1996-1998 СГУ им. М.В. Фрунзе (г. Симферополь), спец.факультет по специальности «Практический психолог».

1998, 2001 - повышение квалификации по практической психологии на базе Центра практической психологии «Катарсис» (г. Москва).

2003 г. - повышение квалификации по практической психологии в Институте практической психологии Иматон (г. Санкт-Петербург).

 

Сфера профессиональных интересов: инновационные технологии в образовательных системах, вопросы формирования толерантности в учебной среде, методы практической психологии в бизнесе.

 

Автор публикаций по проблемам гуманизации обучения, а также Воспитания толерантности как насущной педагогической проблеме и психологии толерантности в сборниках ГГХПИ.

 

 

Оглавление

 

 

Лекция 1. 1 История становления социальной психолог ии

Вопросы для самоконтроля …………………………………………..

Контрольный тест

Лекция 2 Психология и поведение группы

Вопросы для самоконтроля ………………..

Контрольный тест ………………….……….

Список основной литературы ……………………………

Список дополнительной литературы ………………….

Персоналии ……………………………..……

Глоссарий ………………………………………………


АННОТАЦИЯ КУРСА

Цель изучения курса «Социальная психология» - сформировать у будущих специалистов СПО систематизированное представление о социально-психологических явлениях проявляющихся в группе, коллективе, обществе, государстве.

Задачи курса: научить следующим компетенциям:

 

- Познакомить студентов с фундаментальными понятиями социальной психологии, основными методологическими, теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения.

- умение верно определять проявление стиля руководства в организациях и адекватно выстраивать свою деятельность в соответствии с корпоративной культурой предприятия;

- способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

- уметь классифицировать социально-психологические феномены, общаться с представителями разных групп, вырабатывать свой стиль поведения; осуществлять психологическую помощь людям, сталкивающимся с проблемами социально - психологического характера; осуществлять взаимодействие в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями.

владеть адекватными деловой ситуации средствами коммуникации; культурой мышления и применением на практике полученных знаний, самостоятельным расширением и углублением полученных знаний, анализировать коммуникационные процессы в организации, собирать, анализировать, адекватно воспринимать и обобщать информацию, осуществлять психологическую помощь людям, сталкивающимся с проблемами социально - психологического характера.

 

Целевая аудитория – студенты заочной форм обучения направления подготовки: 030912. «Право и организация социального обеспечения» колледжа ГГХПИ.

Лекция 1. Социальная психология. Исторический аспект

Социальная психология как наука о человеческом взаимодействии, возникла довольно поздно – в 20-е гг. XX в. Подобное явление можно объяснить особенностями самого объекта познания. Легче всего было приступить к постижению окружающей нас природы, потому первыми появились естественные науки. Познание общества оказалось куда более трудным, и попытки научного анализа социальных явлений оформились в виде аналитических теорий только в середине XIX в. благодаря трудам К. Маркса (1818–1883) и французского философа О. Конта (1798–1857). Еще сложнее было для человека постичь самого себя, проникнуть в тайны межличностного общения как формы повседневной жизни, раскрыть бессознательные механизмы человеческого поведения. Последнее не означает, что, например, древнеегипетские жрецы не имели никакого представления о психологии личности, но это было скорее “предзнание” о психологии, основанное на здравом смысле, интуиции, жизненном опыте поколений. Тем не менее уже у самых древних мыслителей мы встречаем поразительно точные характеристики отдельных социально-психологических явлений. Так, древнегреческий философ Платон (ок. 427 – ок. 347 до н. э.) однажды заметил, что отсутствие особой привязанности к деньгам обычно характерно для тех, кто не сам нажил состояние. “А кто сам нажил, те ценят его вдвойне. Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам, не только в меру потребностей, как другие люди, а так, словно это их произведения. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства” [6, с. 94]. Современная российская действительность целиком и полностью подтверждает эту мысль.

Платон и его ученик Аристотель (384–322 до н. э.) впервые в истории европейской общественной мысли обозначили одну из фундаментальных проблем социальной психологии личности, а именно проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, т. е.соотношение индивидуализма и коллективизма. Так, если Платон ставил интересы общества над интересами отдельного индивида, то Аристотель, напротив, полагал, что именно индивид есть источник всех социальных форм, отстаивал примат интересов личности. Последние понимались Аристотелем не как необузданный эгоизм, а как регулируемые чувством меры. Но на сегодняшний день это не просто факты из истории, например, К. Каутский (1854–1938) считал Платона одним из родоначальников коммунистической идеологии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: