Тест объединения форм Торндайка




Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.

(дополнительный материал).

Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей

В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.

"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).

Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.

Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.

Оценка результатов:

(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.

(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.

Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.

Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.

Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.

"Палочки и крестики"

(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—1+1+1—1+ 1 и т.д.

Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:

(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

(2)—переходи на другую строчку после знака "-".

(3) — не пиши на полях.

(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.

(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.

Оценка результатов:

(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.

Диагностика памяти.

"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.

Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.

Оценка результатов:

Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.

"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

Норма для 7 лет — 7-8 картинок.

Норма для 6 лет — 6 картинок.

"9 геометрических фигур".

Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:

Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.

"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.

Оценка результатов:

Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков — 1 балл.

• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.

• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.

(максимум — 3 балла)

Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами 1 балл

четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл

• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл

16 точек в малых квадратах — 1 балл

точность в пропорциях — 1 балл

(максимум — 5 баллов)

Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом

краю —1 балл

• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла — 1 балл

фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла

(максимум — 3 балла)

Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

• (максимум — 3 балла)

На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:

в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).

в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)

• низкая оценка 4-5 баллов.

• средняя оценка — 6-6,5 баллов:

• хорошая оценка — 7-9 баллов.

• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).

"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:

813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472

Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.

Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для 6-7 лет — 5-6 цифр.

Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926...

норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.

"Пиктограммы" (тест А.Лурии)

Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:

СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТ­БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.

Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.

Оценка результатов:

Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.

Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.

 

Диагностика мышления.

Базой для развития интеллектуальных способностей ребенка являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления ребенка. Без умений анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождения частного, конкретного к общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) — без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребенка в школе. Тесты всех предыдущих разделов сборника в той или иной степени так же выявляют уровень развития мышления детей, но в этом параграфе даются специально направленные на эти цели пробы.

 

 

Тест объединения форм Торндайка

Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических фигур. В каждом случае дается одна инструкция: "Найди среди пустых фигур ту, в которую точно поместятся все закрашенные фигурки (квадраты или треугольники, прямоугольники), но так, чтобы они не заходили одна на другую".

Тест разъединения фигур на части. В аналогичном задании можно предложить ребенку сосчитать, сколько квадратов или треугольников составляют ту или иную фигурку.

"Фигуры из спичек", (тест Гольдштейна-Ширера). Ребенку предлагают составить фигуры из спичек по образцу, а потом воспроизвести их по памяти.

"Переставь спичку".

Ребенку предлагают перестановкой одной или двух спичек превратить одно изображение в другое или как-то его изменить. Например, передвижением только двух спичек в каждом случае нужно (1) повернуть дом другой стороной и (2) сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Вишня находится в стакане, составленном из спичек. Как с помощью только одной спички вынуть вишню из стакана? Подсказка: как, переставив только одну спичку, можно достать вишню из стакана?

"Составь квадрат".

На рисунке представлены 4 квадрата, по-разному разрезанные на несколько частей. Необходимо вырезать их из плотной однотонной бумаги и предложить сложить ребенку из частей квадраты по очереди (1, 2, 3, 4—в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат — не более 3 мин.

Оценка результатов:

Очень высокий результат — ребенок складывает все 4 квадрата в указанное время. Время для четвертого квадрата неограниченно.

Хороший результат — 3 квадрата (складывает самостоятельно, без всякой помощи, в указанный лимит времени).

Средний результат — 2 квадрата (в указанное время).

Низкий результат — 1 из двух первых квадратов.

Очень низкий результат — ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.

Тест Вартегга.

Часто при тестировании детям предлагают различные модификации этого задания, которое состоит в том, чтобы создать целостное изображение, используя как его первоначальную основу один из 8-ми различных элементов; это могут быть точка, волнистая линия, отрезки прямых в разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирный треугольник, запятая, галочка и т.д. и т.п.

Оценка результатов: оценивается скорость выполнения задания, легкость появления ответов, реалистичность, сложность и точность рисунков, их оригинальность. Вариантом подобного теста может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя только круги, или только треугольники и т.д. Или дополнить какую-либо фигуру неправильной формы до целостного изображения. (Тест имеет и другие параметры оценки, например, при использовании его в клинической диагностике).

 

"Чего не хватает?" (7-е задание субтеста Векслера). В серии последовательно усложняющихся картинок ребенок должен найти недостающие детали изображения. Это нос, каблук, хвост, вода из маленькой лейки.

"Пробел в картинке" (4-е задание теста Ait Мейли). Ребенку предлагается серия картинок, в которых часть изображения закрыта пустым квадратом. Требуется назвать, что должно быть нарисовано (видно) на месте пустого квадрата. За каждый правильный ответ — 1 балл.

"Фрагмент картины"

Ребенку предлагается серия фрагментов каких-то картин. Необходимо нарисовать в воображении картинку и восстановить все ее части (слева, справа, сверху, снизу), рассказав, что там должно быть. Оценивается легкость появления ответа, логичность и правильность в завершении изображения; целостность интерпретации картины, наличие сюжета в рассказе-описании картины, описание событий до того, сейчас и потом, ответы на вопросы: где? как? почему? когда?

"Сохранение количества" (эксперименты Пиаже). В возрасте 6-7 лет показателем интеллектуальной зрелости ребенка является понимание им закона сохранения длины, массы, веса, количества. Ребенку могут быть предложены с этой целью задачи. Когда на его глазах взрослый делает какие-то преобразования с жидкостью, пластилином, пуговицами, проволокой, а затем спрашивает ребенка, где стало больше или длиннее?

Оценка результатов:

Высокий — ребенок сразу утверждает, что везде осталось поровну. Он не поддается на попытки диагноста его переубедить. В качестве обоснования своего ответа ссылается на аргументы: (1) идентичности (ничего не изменилось, проволока одна и та же, просто ее согнули, воду же не отливали, а просто перелили ту же самую в другой стакан). (2) компенсации (этот кусок пластилина тонкий, но зато шире; стакан выше —но уже и т.д.). (3) обратимости (если проволоку распрямить, она остается такой же, как и была; из лепешки пластилина можно сделать круглый шар, как и был).

Средний в своих ответах ребенок дает и правильные ответы (в одних заданиях) и неправильные — в других, и колеблется — в третьих.

Низкий — ребенок в единственном случае дает верный ответ, в остальных колеблется или говорит неверно.

Существует недемонстрационный способ проверить овладение ребенком понятия сохранения (например, веса):

ЗАДАЧА: Цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее — 1 кг железа или 1 кг ваты?

Тест "Комбинаторика".

Ребенку предлагают лист бумаги с тремя фигурами: треугольником, зигзагом и кругом. Поясняют рисунок: как-то раз воробышек крылатый, мышонок мохнатый да блинок масленый отправились гулять, да только не захотели блинок и мышонок становиться после воробышка. Спорили-спорили, как им стать? Ничего не решили. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом, по-разному столько раз, сколько это возможно, пусть выберут, как им удобнее идти на прогулку. Нарисуй свои варианты.

Оценки:

Высокая — 5 новых вариантов.

Средняя — 3-4 варианта.

Низкая—1-2 варианта.

"Угадайка" (методика Переедена Л.И.). (Прогнозирование закономерности).

Ребенку поочередно предлагают три испытания. В каждом из них от него требуется угадать, в какой последовательности должны чередоваться две буквы А и Б. Правильный для каждой серии порядок устанавливается ребенком на основе сличения своего прогноза с картинкой, которую ему показывает взрослый после того, как он выскажет свое предположение.

Например, в 1 серии экспериментатор загадывает простую последовательность чередования АБ АБ и т.д. Перед ребенком кладут 20 карточек с буквами А и Б (по 10 каждой). Ребенок угадывает: первая Б. Ему показывает экспериментатор А. Ребенок угадывает следующую А — экспериментатор показывает Б. Следующий шаг ребенка — А. Экспериментатор подтверждает — показывает А. Ребенок говорит Б — экспериментатор тоже показывает Б. После чего ребенок безошибочно показывает 3 следующие карточки с буквами АБАБАБ. Это считается правильным решением задачи.

II серия (АББ). Перед началом ребенка предупреждают, что за данная взрослым последовательность будет другая (всего 60 букв — 20 блоков по три). Процедура "угадывания" аналогична первой. Задача считается решенной после 3-х подряд правильно предсказанных блоков: АББАББАББ.

III серия (ААБА). 60 карточек, 15 блоков по 4 буквы в каждом. Процедура проведения та же самая.

• Во время всех трех серий в каждой из них фиксируется число неверных (ошибочных) предсказаний, сделанных до получения правильных решений.

Оценка результатов: 12 и менее ошибочных результатов — высокая эффективность прогностической деятельности. Более 18 ошибочных предсказаний — низкая оценка.

"Числовой ряд". Ребенку, умеющему считать, могут предложить продолжить какой-либо числовой ряд;

10, 8, 6.....или 1, 3, 5....1, 4, 7...5, 10, 15.... или найти ошибку в числовом ряду: 1,2,3,4,5,7,8,9,10.

1,2,3,4,5,6,8,7,9, 10 и разные другие. Можно предложить ребенку продолжить ряд из любых фигур, предметов или букв, например: +0=+0=... или; СКСК...; АБСАБС...; черный, красный, желтый,

черный...

Формирование искусственных понятий (методика Л.С.Сахарова-Выготского. Модификация А.В.Говорковой).

Ребенку показывают 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2 вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера). На обороте карточек написаны условные обозначения фигур, например: мюсли, гурек, конти и ладун. Ребенок берет любую фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом образует три группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения теста. Минимальное число ошибок — 2 — это очень высокий результат. Очень низкий — неспособность самостоятельно сформировать 4 группы по признаку разной величины площади фигур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: