Принципы построения тарифной системы




Расширение прав предприятий (организаций) в регулировании заработной платы Ныне действующая тарифная система прошла длительный путь развития в направлении все большей ее де­мократизации. Если до начала экономических реформ, связанных с переходом к рыночной экономике, в стране преобладали централизованные, регулируемые государственными органами методы разработки всех ее элемен­тов - системы тарифных ставок, должностных окладов, тарифно-квалификационных и квалификационных справочников и т.д., — то в условиях становления рыночной экономики права предприятий и организаций в области заработной платы существенно расширились.

Теперь государство в лице органов исполнительной власти, с одной стороны, и предприятия и организации — с другой, являются социальными партнерами, делящими между собой права в установлении условий оплаты труда работников путем согласования конкретных решений по тем или иным вопросам организации и диффе­ренциации оплаты.

Государством в законодательном порядке определяется только общероссийский минимум оплаты труда как основа формирования заработной платы различных групп и категорий работников по тем или иным направле­ниям. В большей степени за государством в лице центральных органов исполнительной власти и органов вла­сти субъектов Российской Федерации сохранилось право определять, а также корректировать ранее установ­ленные размеры районных коэффициентов к заработной штате по регионам. Компетенцией государства являет­ся также разработка ЕТКС работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служа­щих. Разработка всех остальных условий оплаты, включая определение размеров тарифных ставок и должност­ных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям работников и т.д., является компетенцией предприятий и организаций.

Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на «заводской» или внутрифирменной мини­мальной ставке оплаты. Эта ставка определяется предприятием на основе фактически сложившегося размера средней заработной платы работников за выбранный период (предыдущий год), приведенной через средний тарифный разряд к заработной плате работника первого разряда, также приведенной, в свою очередь, к ее тарифной части с помощью заданного удельного веса тарифа в заработной плате.

Принимаемая предприятием минимальная ставка оплаты не может быть ниже общероссийской минималь­ной заработной платы. Мера превышения «заводского» минимума над общероссийским определяется экономи­ческими возможностями предприятия.

На начальных этапах реформирования заработной платы в соответствии с принципами рыночной экономи­ки предприятия, разрабатывая внутрипроизводственные (внутризаводские) условия оплаты, использовали в основном в качестве ориентиров соотношения в тарифных ставках и окладах, которые были предусмотрены в ранее действовавших тарифных условиях оплаты, устанавливаемых повсеместно в централизованном порядке. В дальнейшем предприятия стали постепенно отказываться от использования ранее действовавших общегосу­дарственных норм и соотношений в оплате и переходить к разработке автономных тарифных систем и других условий оплаты, учитывающих специфику предприятий и их экономические возможности. При этом определи­лось два подхода к разработке внутрипроизводственных тарифных систем, предназначенных для того или ино­го круга работников.

Традиционным для нашей страны является подход, предусматривающий разработку раздельных тарифных систем для оплаты труда рабочих и оплаты труда служащих. Другой подход, альтернативный первому, преду-сматривает разработку единой для обеих категорий работников тарифной системы, базирующейся на Единой тарифной сетке (ETC).

Первый из названных подходов, основанный на использовании дифференцированных по разрядам тариф­ных ставок для оплаты рабочих и дифференцированных по профессионально-квалификационным группам слу­жащих должностных окладов, изложен выше.

Разработка единых для всех категорий работников условий оплаты на основе ETC означает качественно но­вый этап в развитии тарифной системы в направлении ее унификации для различных категорий работников. Преимущества такой унификации состоят в относительной простоте механизма оплаты посредством ETC. ее универсальности и более широких масштабах применения.

Методические основы построения и применения ETC разработаны Институтом труда Министерства труда и социального развития РФ и нашли отражение в предложенных институтом вариантах Единой тарифной сетки для дифференциации ставок оплаты рабочих и служащих: 23-разрядной сетке, предназначенной для различных отраслей экономики и различных категорий работников, включая аппарат органов государственного управле­ния; 17-разрядной сетке для работников производственных отраслей и 18-разрядной сетке для работников от­раслей бюджетной сферы, исключая аппарат органов государственного управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: