Эффект замещения (замены). Эффект дохода.




 

Изменение цены блага влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода связан с тем, что изменение цены блага равнозначно изменению реального дохода (покупательной способности).

Эффект замены одного блага другим возникает в результате относительного изменения цен (потребитель не станет на весь свой доход покупать товар, цены на который снизились).

• Для определения эффекта замены необходимо элиминировать влияние эффекта дохода.

• Для определения эффекта дохода необходимо элиминировать влияние эффекта замены.

Существуют два способа разложения общего эффекта увеличения спроса при снижении цены на эффект дохода и эффект замены, которые были предложены английским экономистом Дж. Хиксом и русским математиком и экономистом Е. Е. Слуцким. Они отличаются тем, как определяется реальный доход. Согласно Хиксу, постоянный реальный доход подразумевает, что потребитель остается на той же кривой безразличия, поскольку он обеспечивает один и тот же уровень удовлетворения потребностей. Согласно Слуцкому, реальный доход остается постоянным тогда, когда доход потребителя не меняется и позволяет ему, если он хочет, приобрести прежний набор товаров по новой цене.

Рис. 12. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.

Цена товара X снижается

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу представлены на рис. 12 и 13.

 

Рис. 13. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу.

Цена товара X повышается

 

Эффект замены и эффект дохода могут изменяться в разных направлениях в зависимости от типа товаров.

Прежде всего отметим, что эффект замены всегда отрицателен: снижение цены товара ведет к увеличению его потребления, и наоборот. При этом потребление другого товара или группы товаров характеризуется обратным движением. Эффект дохода может быть отрицательным для нормальных товаров (рис. 14, а) и положительным для некачественных товаров (чем выше реальный доход потребителя, тем в меньшей степени он будет склонен к приобретению таких товаров). Вместе с тем для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект замены цены будет все же отрицательным (рис. 14, б). Лишь в случае с товарами Гиффена положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены (рис. 14, в).

Рис. 14.Направление изменений эффектов замены и дохода для разных типов товаров: а) нормального товара; б) некачественного товара; в) товара Гиффена

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому представлены на рис. 15.

Как уже отмечалось, Слуцкий иначе трактует понятие реального дохода, чем Хикс. По Хиксу, потребитель после изменения цен стремится сохранить прежний уровень удовлетворения потребностей, тогда как в модели Слуцкого постоянство реального дохода достигается при таком его уровне, который обеспечивает потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения.

Рис. 15.Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

 

На рис. 15 показано, что в случае повышения цены товара X до уровня оптимум потребителя смещается из точки Е1 в точку E2 (потребитель приобретает меньше товара X, но несколько увеличивает потребление товара Y). Далее на графике показана новая бюджетная линия, параллельная линии I/Ру – I/Px, которая проходит через точку E, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежней цене. Она показывает, каким должен быть доход, необходимый для приобретения прежнего набора товаров X и Y при удорожании товара X с Рх до .

Эта бюджетная линия коснется более высокой кривой безразличия U3 в точке Е3. Это означает, что потребитель выбрал бы набор Е3 в том случае, если бы его доход был равен I’. В действительности же он выбирает набор Е2, поскольку цена товара X повысилась. Повышение цены стимулирует замену товара X товаром Y: (Х1-Х3) - эффект замены, а (Х32) - эффект дохода, который показывает, что при повышении Рх рост потребления товара Y будет обеспечен за счет сокращения потребления товара X.

Различия в подходах Хикса и Слуцкого к измерению эффекта замещения удобнее рассмотреть, совместив их на одном рисунке (рис. 16).

Рис. 16.Эффект замены по Хиксу и по Слуцкому

Изображенный на графике эффект замены Хикса показывает, что потребитель при постоянстве реального дохода остается на той же кривой безразличия (U1), т. е. он перемещается из точки Е0, соответствующей старой цене, в точку Е1, соответствующую новой, более низкой цене товара X. Эффект замены Слуцкого означает, что реальный доход является постоянным тогда, когда доход потребителя не меняется и позволяет ему, если он хочет, приобрести прежний набор товаров по новой цене. В таком случае происходит перемещение из точки Е0 в точку Е2.

Основные выводы

1. Потребитель – любой экономический агент (индивид, частная фирма, государственное предприятие), потребляющий конечные блага и услуги. Обычно под потребителем, принимающим многие решения, экономисты понимают главным образом семь/о (домашнее хозяйство) а не индивида или организацию.

2. Теория потребления исследует основные принципы потребительского выбора (поведения), в основе которого лежат такие понятия, как полезность блага, его цена, доход потребителя.

3. Полезность – синоним таких понятий, как благосостояние, экономическое благосостояние, удовольствие и даже счастье. В более строгом значении (в концепции маржиналистов) полезность — это суждение потребителя о благе

4. Экономисты рассматривают не полезность блага вообще, например воды или бриллиантов, а полезность определенного количества того или иного блага. Поскольку потребитель нуждается не в благе вообще, а в определенном его количестве, то потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей.

5. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности) гласит что при последовательном потреблении дополнительных единиц какого-то блага их полезность уменьшается.

6. Функция полезности — это соотношение между количеством товара или услуги, покупаемых потребителем, и удовлетворением, которое он предположительно получит от его потребления. Таким образом, это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества. Формально эта функция может быть записана в следующем виде:

где U – полезность блага;

Qi — последовательные единицы блага.

 

7. Цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

8. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления его дополнительных единиц снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Этим объясняется убывающий характер кривой спроса.

9. Максимум удовлетворения от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ. Этот принцип впервые был сформулирован Г. Госсеном и вошел в науку как второй закон Госсена. Для конкретного потребителя функция полезности максимизируется в том случае, когда его денежный доход распределяется таким образом, что каждый рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

10. Для моделирования потребительского поведения, т. е. спроса отдельного потребителя, используются такие инструменты, как кривые безразличия и бюджетное ограничение.

11. Кривая безразличия – это множество точек, представляющих равноценные для потребителя наборы из двух товаров (потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать) – они имеют одинаковую полезность. Кривая безразличия обычно выпукла к началу координат (см. рис. 17).

Рис. 17. Кривая безразличия

12. Набор кривых безразличия, в котором каждая последующая кривая располагается выше и правее предыдущей, называется картой безразличия.

Более удаленные от начала координат кривые безразличия соответствуют более высоким уровням полезности. Кривые безразличия не могут пересекаться, так как если это произойдет, то будет нарушена аксиома транзитивности предпочтений. Они могут касаться осей координат, однако обычно их изображают так, что этого не происходит.

13. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (линия цен или линия расходов). Формально бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:

I=PxX+PyY,

 

где I — доход потребителя;

Рх, Ру — цены товаров X и У.

Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров X и У.

14. Оптимум потребителя (максимум благосостояния при данном ограничении) достигается в точке касания бюджетной линии кривой безразличия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: