Ретроспектива Откровения 11:1-14




Измерение храма (11:1 -2)

Мы видели, как в Откр. 10:8-11 Иоанн превращается из пассивного наблюдателя в активного участника видения. Он съел маленький свиток и впитал его содержание. После того, ему поручено снова пророчествовать о многих народах. В чем же заключается весть, которая должна быть провозглашена миру? Кажется, что следующий отрывок дает нам ключ к ответу.

 

1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

Толкование

11:1 "Трость ". Греческое слово kalamos («тростник») используется для обозначения растения с полым стеблем, которое росло в Иорданской долине. Тростник был прямым и длинным (мог достигать более 10 футов в высоту). Будучи таковым, он хорошо подходил для использования в качестве измерительной трости

"Измерь ". Греческое слово metreo («измерять») в переносном смысле может иметь значение «оценивать» или «судить». Новозаветные отрывки, отмеченные использованием слова metron или metreo имеют отношение к «Божьей судейской деятельности во время окончательного суда»[1] (cм. Mф. 7:2; Mк. 4:24). Слово, обозначающее процесс измерения в Откр. 11:1, также встречается в 2 Кор. 10:12 в отношении некоторых членов церкви Коринфа, которые измеряли или оценивали себя сами.


В Ветхозаветные времена измерение подразумевало суд относительно того, кому жить, а кому умереть. Например, Давид «поразил Моавитян и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых» (2 Цар. 8:2). Именно в этом смысле нужно понимать процесс измерения в Откр. 11.

Кеннет Стрэнд высказывает точку зрения, что единственное место Ветхого Завета, на фоне которого адекватно объясняется процесс измерения, описанный в Откр. 11 – это Лев. 16. Он убедительно показывает, что измерение храма, жертвенника и поклоняющихся в нем имеет наиболее полные тематические параллели с описанием Израильского ритуала в День Искупления.[2] В этот день происходило очищение самих священников, святилища, жертвенника и общества. Единственное место, где еще раз в Библии вместе упоминаются святилище, жертвенник и народ – это здесь, в Откр. 11:1-2. «За исключением отсутствия упоминания о священниках в Откр. 11:1, в обоих отрывках встречаются те же самые три элемента, которые нами рассматриваются: храм, жертвенник и поклоняющиеся. Тот факт, что один особый элемент пропущен, является совершенно логичным, так как Христос, Первосвященник Нового Завета, не нуждается в том, чтобы Его очищали («измеряли»)».[3] Стрэнд далее замечает одинаковый порядок, последовательность этих трех слов в обоих текстах. «В обоих случаях происходит движение от святилища/храма к жертвеннику и к поклоняющимся».[4] Стрэнд делает вывод, приводя следующее наблюдение:

«Параллель в Откр. 11:1, конечно, тоже охватывает «измерение», скорее, в духовном, нежели в физическом смысле. Это явствует из контекста, где слова «храм» и «жертвенник» относятся к небесным реалиям, а не к буквальному храму в городе Иерусалиме (cм. далее общее использование образа храма в Откр, напр. в 4-5, 8:3-5, 11:19, и т.д.). А «измерение» поклоняющихся – эта терминология уже сама по себе имеет духовный, а не физический подтекст. [5]

"…Храм Божий… " Греческое слово, которое здесь используется, - это naos, оно в книге Откровение относится к внутренней части храма, к святому святых. Naos отличается от hieron (которое не встречается в Откровении). Это слово относится ко всему храмовому комплексу, включая двор и все, что принадлежит храму (cм. Mф. 4:5; Ин 2:14). В Евангелиях Иисус всегда учит в hieron (Mф. 26:55; Лк. 21:37; Ин. 7:28).

Было высказано несколько взглядов в отношении значения храма, который измеряется в Откр. 11:1. (1) Самый распространенный взгляд заключается в том, что храм представляет христианскую церковь или Божий народ (cм. 1 Кор. 3:16). Уязвимость этого взгляда видна из того факта, что, хотя слово «храм» часто встречается в Откровении, но оно никогда не символизирует церковь. Иоанн весьма последовательно различает храм и Божий народ («храм, жертвенник и поклоняющихся в нем»; см. Откр. 7:17; 15:8). (2) Другой взгляд утверждает, что Иоанн имеет в виду храм в Иерусалиме. Эта линия толкования пренебрегает тем фактом, что храм в Иерусалиме был разрушен лет за двадцать до написания Откровения, во дни Иоанна (около 90 г. н.э.) его уже не существовало. (3) Скорее всего, Иоанн говорит об измерении небесного храма. Иоанн знал о реальном существовании небесного храма, т.к. он постоянно говорит о нем или о его предметах в своих видениях (3:12; 7:15; 11:19; 14:17; 15:5-8; 16:1, 17). Также стоит заметить, что выражение «храм Божий» постоянно используется в книге в отношении небесного храма (3:12; 11:19; cм. также 7:15).


" Жертвенник". Хотя текст не указывает, о каком жертвеннике здесь идет речь, но это, несомненно, жертвенник курения. Это не может быть жертвенник всесожжения, так как он находился вне Ветхозаветного храма, на внешнем дворе (Иоанну ясно повелели не измерять внешний двор). В Ветхозаветном храме золотой жертвенник курения был «пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения» (cм. Исх. 30:6). Это тот же золотой жертвенник, который связан с молитвами святых, услышанными Богом в Откр. 8:3-6.

11: 2 «Исключи». Греческое ekballo exothen буквально означает «выбросить», «извергнуть». Это слово используется здесь в смысле «исключения» внешнего двора из измерения храма и его пределов, так же как оно используется в Ин. 9:34-35 в отношении изгнания слепого из синагоги (cм. также 3 Ин. 10).

«…Внешний двор…» В Иерусалимском храме было разделение на два двора. Внутренний двор состоял из трех отделений: двора Священников, двора израильтян и двора женщин. Внешний двор был двором язычников. Это был двор без крыши вне здания храма, отделенный от внутреннего двора перегородкой. Язычникам позволялось входить в эту часть храма, но под страхом смерти запрещалось заходить за перегородку. Там находились предупреждающие таблички, гласящие, что любой язычник, зашедший за эту границу, сам виноват в своей смерти.

"Язычникам ". Греческое ethnoi означает «народы» или «язычники». В Откровении это силы, враждебные Богу и Его народу, противостоящие проповеди Евангелия (Откр. 11:2, 18; 14:8; 16:19; 18:3, 23; 19:15; 20:3, 8).

"Попирать ". Греческое pateo означает «топтать ногами», «попирать». Это слово используется метафорически в Откр. 14:20 и 19:15, когда речь идет о попрании нечестивых при гневе Божьем (cм. также Ис. 63:3). В Ветхом Завете это выражение часто относится к притеснению народа Божьего враждебными народами (Ис. 63:18; Иер. 12:10). Образ попирания особенно важен в книге Даниила, когда говорится о четвертом звере, представляющем Рим, он топтал добычу ногами (Дан. 7:7,19,23), и, когда описываются действия малого рога, вышедшего из десяти рогов четвертого зверя (Дан. 8:9-13). Это преследование особо было направлено против «святых Всевышнего», гонимых «до времени, и времен, и полувремени» (Дан. 7:25). Иисус предсказывал, что Иерусалим «будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). Попирание святого города в течение 42 месяцев явно соответствует 42 месяцам активности зверя из моря в Откр. 13:1-10. Таким образом, попрание святого города идентично действиям зверя из моря.

«…Сорок два месяца...» Этотвременной отрезок упоминается только здесь и в Откр. 13:5, где он связан с символическим зверем из моря и его действиями по преследованию Божьего народа. Ясно, что это тот же самый период, что и 1260 дней (11:3;

12:6) и «время, времена и полувремя» (12:14). Параллель между Откр 12:6 и 14 указывает, что «время, времена и полувремя» и 1260 дней – это один и тот же период преследования жены. Если эти три обозначения относятся к одному периоду, то откуда происходит это обозначение? Несомненно, оно взято из Даниила (7:24-25 и 12:7), где соответствующая фраза относится исключительно к периоду активности символического малого рога по притеснению и гонению Божьих святых. Иоанн берет пророчество Даниила и далее развивает его в символе Антихриста – зверя из моря Откр. 13:1-10, где сорок два месяца соответствуют времени, временам и полувремени Даниила.

Наиболее правдоподобное толкование подразумевает, что эти временные обозначения (повторяющиеся в той или иной форме в главах 11 и 12-13), не являются буквальным отрезком, а имеют отношение к пророческому периоду более чем двенадцати веков, известному как Средневековье, на протяжении которого церковь, подобно Израилю исхода, испытывала тяготы странствия по «пустыне» (cм. Откр. 12:6, 14). Это было время, когда представление о Библии у людей было весьма расплывчатым, и тех, кто следовал ее учениям, обвиняли и преследовали. Лерой Фрум замечает: «Действительно, протестантские историки разнились во мнениях относительно того, когда начинаются и заканчиваются 1260 дней, время Антихриста, но все они были едины в убеждении, что это время отпущено ему, и оно близится к завершению».[6] Эта тема тщательно изучалась Гансом Ларонделлом, который приходит к заключению, что различные обозначения этого периода – сорок два месяца, время, времена и полувремя и 1260 дней относятся к периоду 1260 буквальных лет, однако, «без догматических утверждений о конкретных датах церковной истории».[7]

Представляется, что все эти три определения имеют больше качественное, нежели количественное значение. Возможно, что сорок два месяца указывают, прежде всего, на три с половиной года свидетельства Илии (cм. Лк. 4:25; Иак. 5:17) во время отступления и преследования его языческой царицей Иезавелью, когда небо закрылось на три с половиной года (Откр. 11:3, 6). Далее, они указывают на три с половиной года жизни Иисуса и Его свидетельства «во вретище» отвержения и уничижения. Точная датировка служения Иисуса невозможна на основании синоптических Евангелий, однако, Евангелие от Иоанна говорит о трех Пасхах (2:13; 6:4; 13:1). Так как Его служение началось за несколько месяцев до первой Пасхи, то обычно считается, что земное служение Иисуса длилось около трех с половиной лет. Это находится в согласии с пророчеством Даниила о половине седьмины, которую обыкновенно относят к жизни и служению Иисуса (Дан. 9:27). Таким образом, сорок два месяца, с одной стороны, связывают опыт церкви с опытом Илии во время великого отступничества в Израиле. С другой стороны, последователи Христа проходят через то, что прошел Иисус во время трех с половиной лет верного свидетельства. Иисус утверждал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

На что бы не указывал временной отрезок в 42 месяца, в Откровении он всегда ассоциируется с нечестивыми, которые, на протяжении длительного времени, имеют власть над верным Божьим народом, притесняя и преследуя его (см. Откр. 11:2; 13:5). С другой стороны, 1260 дней означает период, отпущенный Божьему народу, который, хотя гоним и преследуем, но находится под особой защитой Божьей во время несения свидетельства о Евангелии в мире (cм. Откр. 11:3; 12:6).

Толкование

11:1 Иоанну дают тростниковую ветвь в качестве меры и повелевают измерить «храм Божий, и жертвенник и поклоняющихся в нем». Несколько столетий назад, Иезекииль в видении видел, как Некто тщательно измерял каждую часть храма (Иез. 40-42). Измерение – это работа, предваряющая строительство. В видении Иезекииля храм измерялся с целью восстановления (cм. Иез. 39:25-29). Эта наглядная сцена должна была подвигнуть Израильтян к покаянию и возвращению к Богу. Храм был разрушен из-за неверности и отступничества Израиля. Символическое действие измерения храма было вестью, твердо заверявшей народ Божий в том, что Бог собирался восстановить храм, стать снова Богом Израиля и сделать его Своим народом (cм. Иез. 39:25-29, вводные тексты к последующему измерению храма). Восстановление храма нужно понимать как новую попытку восстановить отношения с Израилем (cм. 43:7-11).

Как минимум, две вещи можно заметить в тексте у Иезекииля. Во-первых, измерение храма происходило в десятый день седьмого месяца, то есть в День Искупления. Именно в День Искупления Бог явился и дал обетование восстановить храм и вернуть Свой народ назад, к взаимоотношениям с Ним. Во-вторых, измерение в видении Иезекииля происходит в отношении трех вещей: самого храма (Иез. 40:^43:12), жертвенника всесожжения (43:23-27) и народа (44-48:35). Именно в контексте видения Иезекииля нужно понимать измерение храма в видении Иоанна.

Когда Иоанн говорит об измерении храма и его жертвенника, он не имеет в виде буквальную реконструкцию Иерусалимского храма, который прекратил свое существование ко времени написания Откровения. Иоанн знает, что храм находится на небе. Небесный храм – это самая центральная концепция книги Откровение. Иоанн воспринимает его, как место обитания Бога, где находится Его престол, и откуда Он осуществляет управление Вселенной. Далее, это сосредоточие всех божественных действий – место, откуда исходят все стратегические планы и решения в отношении земли. Поэтому, у противостоящих сил врага существует сильная враждебность по отношению к небесному храму (cм. Откр. 13:6).

Измерение, которое делает Иоанн, касается также и поклоняющихся. В Иисусе Христе верные Богу становятся «царями и священниками Богу» (Откр. 5:10; cм. также 1:6). По словам Павла, христиане воскрешены со Христом и посажены на небесах (Eф. 2:6). Спасенный Божий народ уже возведен в небесные чертоги и участвует с Иисусом в Его славе. Их молитвы возлагаются «на золотой жертвенник», откуда они возносятся к Богу (Откр. 8:3-4).


Как же нам теперь понимать это измерение небесного храма, жертвенника и поклоняющихся? На фоне Иезекииля, это измерение имеет отношение к восстановлению храма в связи с народом. Мы видели, что в видении Иезекииля процесс измерения касается храма, жертвенника и Израиля. Кеннет Стрэнд замечает, что эти три элемента также упоминаются в Лев. 16:16-19, 30-31, где говорится о Дне Искупления.[8] Мы уже отметили, что измерение храма в книге Иезекииля происходило именно в День Искупления. Таким образом, эти два фоновых отрывка Ветхого Завета являются ключом к пониманию того, что происходит в Откр. 11:1.

День Искупления был одним из самых торжественных дней еврейского священного календаря, в который святилище очищалось от всех грехов, скапливающихся в нем в течение года. Это было неким последним днем «измерения» в Израильском культовом году. Как отмечает Кеннет Стрэнд, у этого дня была атмосфера «окончательного суда, ибо в этот день должно было происходить разделение: люди должны были «смирять» себя, и кто «не смирит себя в этот день, истребится из народа своего (Лев. 23:28-29)».[9]

В Откровении четкое разделение происходит по вопросу поклонения: те, кто боится, поклоняется и служит Богу (cм. 11:18; 14:7; 15:4; 19:10) и те, кто поклоняется дракону и зверю (cм. 13:4, 8, 12, 15; 14:9-11; 16:2; 19:20). По этому отличительному признаку распознаются две группы людей в книге. В Цар. 8:2 особенно показано, как измерение связано с судом – кому жить, кому умереть. Таким образом, измерение святых в Откровении имеет переносное значение, неся сильный смысловой оттенок оценки в ходе суда. Оно связано с различением тех, кто служит Богу, и тех, кто Ему не служит. Все это происходит до того, как праведные смогут получить свою награду, а нечестивые – свой приговор (Откр. 11:18).

Сравнение интерлюдий между шестой и седьмой печатью и шестой и седьмой трубами предполагает, что измерение из Откр. 11:1 связано с запечатлением народа Божьего (Откр. 7:14). Как отмечает Дж. Мэссинберд Форд, «также как запечатление избранных предшествует седьмой печати», так же «измерение святых и исключение внешних предшествует седьмой трубе».[10] Измерение и запечатление должны быть поставлены рядом, ибо они оба показывают божественную работу благодати в человеческой жизни. Измерение, однако же, происходит с тем, чтобы определить, на ком положить печать – а именно, определить тех, кто принадлежит Богу и верен Ему. Они будут находиться под защитой во время заключительной скорби.

 

11:2 Голос с неба повелевает Иоанну: «Внешний двор храма исключить и не измерять его, ибо он дан язычникам». Внешний двор храма в Иерусалиме был местом вне здания храма, где язычникам позволялось поклоняться Богу. Тот факт, что упоминаемый здесь двор, «отдан язычникам» предполагает, что Иоанн говорил именно об этом дворе. Он исключается из измерения, так как отдан язычникам, которые в Откровении представляют силы, враждебные Богу и Его народу» (cм. Откр. 11:18). Внешний двор явно противопоставляется храму Божьему на небесах и поклоняющимся. Он, кажется, представляет силы, (в других местах книги названные «живущими на земле»: Откр. 3:10; 6:10; 8:13; 11:10: 13:8. 14: 17:2), враждебные Богу и Евангелию, жестоко преследующие верный Божий народ и находящиеся вне царства.

Стоит заметить, что исключение – это тоже часть измерения. Измерение отделяет истинных христиан от тех, кто называют себя христианами, но являются отступниками. Как в случае с измерением храма в книге Иезекииля, никакому чужому, «необрезанному сердцем и необрезанному плотью», не позволялось входить в храм (Иез. 44:9). Так и в видении Иоанна язычники исключаются. Они не принадлежат к обществу верующих. Только поклоняющиеся подвергаются измерению: те святые, чьи молитвы возлагаются «на золотой жертвенник», возносятся пред Богом (Откр. 8:3-4). Подобное этому исключение упоминается в последней части книги в связи с измерением Нового Иерусалима (Откр. 21:15-17), который функционирует как храм новой земли (Откр. 21:2-3). Неверные отлучены от награды Нового Иерусалима и находятся вне города-храма (21:27). «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15).

Отдача внешнего двора народам или язычникам означает, что они будут «попирать святой город сорок два месяца». Точкой отсчета для понимания этого образа служит пророчество Иисуса о том, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). В Лк. 21:24 и Откр.11:2 есть общий знаменатель: попрание святого города язычниками. Сорок два месяца соответствуют «временам язычников», которым позволено притеснять народ Божий определенное время. Попрание Иирусалима, о котором говорит Иисус, стало прототипом[11] «притеснений и гонений, которые испытал народ Божий от сил, враждебных Богу и Евангелию. Откр. 11:18 говорит о рассвирепевших язычниках, «губящих землю». Их враждебность имеет предел, так как наступает время, когда губившие землю сами подвергнутся уничтожению (cм. Откр. 19:20-21).

Представляется, что оба текста - Лк. 21:24 и Откр. 11:2 – имеют общий фон в книге Даниила. В символическом образе четвертого зверя Даниил рисует могущественную Римскую империю, которая будет попирать покоренные народы (Дан. 7:7, 19, 23). Пророк далее описывает маленький рог, вышедший после от десяти рогов четвертого зверя. Об этой силе, враждебной Богу, сказано, что она «говорит против Всевышнего и притесняет Его святых» (Дан. 7:25, Новый Международный перевод) в течение времени, времен и полувремени, или трех с половиной лет. Дальнейшие действия этой враждебной власти, описанные в Дан. 8:9-13, отмечены попиранием святого и тех, кто поклоняется в нем.

В этом смысле нужно понимать попрание святого города в Откр. 11:2. «Святой город» означает Божий народ, которого угнетает и преследует Антихрист. Это притеснение подобно попранию Иерусалима «язычниками» (Лук. 21:24) в противоположность «великому городу» из Откр. 11:8. Действия этой преследующей силы описаны в Откр. 13:1-10 в символе зверя из моря, у которого есть свои последователи, названные «живущими на земле» (Откр. 13:8, 12, 14). Эта притесняющая сила – та же, что описана в Дан. 7:25; время, отведенное ей, - сорок два месяца (Откр. 13:5). На протяжении этого времени зверь отверзает «уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе [поклоняющихся Христу]» (13:6).

Откр 13:1-10 дает ключ к тому, чтобы мы могли понять, что означает попрание святого города язычниками в течение 42 месяцев. Одно становится ясно: контекст Откровения 11 указывает на то, что здесь не имеется в виду буквальное время. 42 месяца, данные язычникам, представляют собой особый период в 1260 лет, на протяжении которого верный божий народ будет переносить трудности и страдать за верность Христу. Теперь становится ясно, что Дан. 7-9, Откр. 11:2-13 и Откр. 13:1-10 связаны друг с другом и должны пониматься в взаимосвязи друг с другом.

Два Свидетеля (11:3-1 4)

Важно помнить, что Откр. 11:3-14 – это завершение интерлюдии между шестой и седьмой трубами. Оно строится на предшествующем отрывке10:8-11:2, давая дополнительную информацию в отношении Откр. 10:8-11, а именно, раскрывая опыт народа Божьего во враждебном мире в то время, когда он несет Евангельское свидетельство.

3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.
14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.


Примечания

11:3 «И дам...» Буквально «Я дам» (гр. doso), означает, что двум свидетелям была дана власть от Бога. Эта фраза – еврейская конструкция, означающая «Я поручу».[12]

"…Двум свидетелям Моим..." Греческое слово martus значит как «свидетель», так и «мученик» (см. Примечания на Откр. 1:5). Много предположений было высказано относительно идентификации этих двух свидетелей: закон и пророки, закон и Евангелие, Моисей и Илия, или два пророка, которые появятся в последнее время, и будут действовать подобно Моисею и Илии. Наиболее убедительными являются предположения, которые определяют двух свидетелей, как Библию или народ Божий.

Согласно первому взгляду, два свидетеля представляют собою Библию, Ветхий и Новый Заветы. Иисус ясно сказал, что Ветхий Завет «свидетельствует» о Нем (Ин. 5:39; cм. также Лк. 24:25-27,44). Подобным образом, Новый Завет свидетельствует о жизни, делах и словах Иисуса, о Его жертвенной смерти, Его служении для Своего народа после воскресения. Далее, Божья весть представлена в Откровении, как слово Божье и свидетельство Иисуса (Откр. 1:2, 9). Если кто-либо захочет повредить двум свидетелям, то им дана власть предать врагов огню, затворить небо, чтобы не шел дождь, превращать воду в кровь, и поражать землю язвою (Откр. 11:5-6). В Ветхом Завете слово Божье, сказанное через Моисея, навело язвы на Египет (Исх. 7-11). В Иер. 5:14 слово Божье подобно огню в устах Иеремии. Слово Божье, произнесенное через Илию, затворило небо, и не было дождя на земле три с половиной года (3 Цар. 17:1). Стоит заметить, что в конце Откровения содержится предупреждение всякому, кто попытается самовольно внести изменение в «слова пророчества» книги Откровение (22:18-19). В свете такого понимания убийство свидетелей (Откр. 11:7-10) означало бы отвержение Библии людьми на время. Их воскресение значило бы новое пробуждение интереса к Библейской вести.

Другая точка зрения предполагает, что два свидетеля представляют собой народ Божий.[13] В Новом Завете свидетельство – это первостепенная задача народа Божьего. Иисус часто называл Своих учеников свидетелями (cм. Ин. 15:27; Лк. 24:48). Перед вознесением Иисус ясно поведал ученикам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8; cм. также 2:32; 3:15; 5:32). По словам Иисуса, Евангелие будет проповедано перед концом «во свидетельство всем народам» (Mф. 24:14). В Откровении свидетельство – это причина, по которой преследуют Божий народ (2:13; 6:9; 12:11; 17:6; 20:4). Это церковь несет свидетельство о Христе (Откр. 17:6; 20:4).

Количество свидетелей в Откр. 11 вызывает в памяти закон о двух свидетелях в системе законов древнего Израиля (Втор. 19:15; cм. также Числ. 35:30; Втор. 17:6; Евр. 10:28), который предписывал, чтобы было два свидетеля для представления дела в Иудейской системе судопроизводства. Чтобы установить истинность чего-либо, два свидетеля должны были дать согласующиеся, подтверждающие друг друга показания (cм. Mф. 18:16; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19). Иисус сказал фарисеям: «А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» (Ин. 8:17). Согласно этому, Иисус посылал Своих учеников для свидетельства по двое (Мк. 6:7; Лк. 10:1), ранняя церковь продолжала ту же практику (Деян. 13:2; 15:39-41). Таким образом, свидетельство двух свидетелей в Откр. 11 говорит о серьезности и важности вести, которую они провозглашают. Мир не может отвергнуть пророческое свидетельство, и при этом не испытать серьезных последствий и суда.

Как показано далее, доказательства говорят в пользу того, что два свидетеля означают народ Божий, а именно церковь (Израиль Ветхого и Нового Завета). На другом уровне они могут также символизировать Библию, как «слово Божье и свидетельство Иисуса». Эти два значения не должны обязательно восприниматься как взаимоисключающие. Ведь через проповедь и учение церкви слово Божье проявляет себя. Таким образом, два свидетеля должны пониматься как народ Божий в его царственной и священнической функции (cм. Откр. 1:6; 5:10),[14] чья первостепенная задача подобна задаче Иисуса, (имеется в виду священник из книги Захарии – прим. переводчика), Зоровавеля, Моисея и Илии – нести пророческое свидетельство отступническому миру.[15] Для Адвентистов Седьмого Дня особый интерес представляет то, что понимание Еленой Уайт двух свидетелей предполагает этот двойной смысл. Если в одном случае она говорит, что «эти два свидетеля символизируют собой Ветхий и Новый Заветы»,[16] в другом она утверждает: «Церкви еще предстоит пережить бедственное время. Она будет пророчествовать во вретище… Мы должны быть Его свидетелями в этом мире, Его орудиями для совершения особой, славной работы в день Его приготовления».[17]

"…1260 дней…" См. Примечание на Откр. 11:2.

11:4 "…Две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли... " Это ссылка на Зах. 4. Пророк видит в видении светильник с семью лампадами, сбоку находятся два масличных дерева с двумя ветвями, выходящими из масличных дерев. Сказано, что эти два масличных дерева представляют «двух помазанных елеем, предстоящих Господу всей земли» (4:14). В Зах. 4, эти «помазанные» - первосвященник Иисус и Зоровавель, правитель Иудеи, который осуществлял восстановление храма. Если Захария видел только один светильник, то у Иоанна две маслины и два светильника означают двух свидетелей в их царственной и священнической ролях (cм. Откр. 1:6; 5:10).

11:7 "…Когда кончат они свидетельство свое… " относится к концу 1260 дней, которые два свидетеля провели во вретище.

"…Зверь, выходящий из бездны... " Этот зверь часто отождествляется со зверем, «выходящим из моря» в Откр. 13:1-10, так как он, подобно зверю из бездны, ведет войну со святыми и побеждает их (Откр. 13:7; cм. такжеДан. 7:21). Кроме того, стоит отметить, что зверь из Откр. 13 имеет власть над народом Божьим 42 месяца, а это в Откр. 11 тот период, когда пророчествуют два свидетеля. Выражение «когда кончат они свидетельство свое» (Откр. 11:7) указывает на то, что зверь из бездны в Откр. 11 вступает в войну против двух свидетелей и убивает их после 42 месяцев, или 1260 дней. Зверь, выходящий из бездны, - это, вероятно, не сатана, который представлен драконом в Откровении (Откр.12). Так как звери в книге Даниила представляют собою политические силы, то зверя из бездны нужно понимать как некую политическую или религиозную силу, которая доминирует в мире или какой-либо его части


Считая, что два свидетеля представляют собою Писание, Адвентисты Седьмого Дня толковали зверя из бездны как Французскую революцию. Смерть двух свидетелей истолковывалась как великое покушение на Библию в ходе Французской революции, которая произошла как раз после пророческого периода 1260 дней. Елена Уайт посвятила всю 15 главу «Великой Борьбы» этому толкованию. Французская революция была временем террора, когда антирелигиозные и атеистические настроения захлестнули страну, приведя к отвержению христианства и Библии и вызвав во всем мире волну атеизма и секуляризма, со всей присущей им враждебностью к Слову Божьему. Если эти два свидетеля символизируют Библию, то это историческое толкование кажется подходящим. Со времени Французской революции церковь стала свидетельницей небывалого, широкого и триумфального распространения Евангелия по всему миру.

Здесь историческая интерпретация упускает из виду то, что это понимание двух свидетелей точно не очерчено в Библии. Откровение и книга Даниила никогда не ограничивают нападки сил зла Библией, как книгой, но, скорее, расширяют их до притеснений народа Божьего, проповедующего слово Божье и свидетельство Иисуса. Именно против святых силы зла ведут войну (cм. Дан. 7:21; Откр. 12:17; 13:7). Иоанн имел в виду именно народ Божий и преследовавшие его силы зла, когда описывал картину двух свидетелей и их пророческие свидетельства.

"Бездны ". См. Примечание на Откр. 9:1.

11:8 "…Трупы их... " В греческом это собирательное существительное в единственном числе to ptoma auton («труп их»). Оно употребляется в данной форме здесь и в ст. 9, прежде чем вернуться к множественному числу. То же происходит и с «устами» в ст. 5. Это предполагает, что два свидетеля имеют собирательную природу, что особенно значимо в свете того понимания, что два свидетеля представляют народ Божий. Как замечает Г. К. Бил, они, будучи «одним свидетельствующим «телом» Христа, представляют собою множество свидетелей, разбросанных по всей земле».[18]

"…Великого города… " Ветхий Завет изобилует ссылками, говорящими о великих городах (включая Ниневию, Тир, Вавилон), где было противостояние Богу, и Его народ был притесняем. Этот «великий город» противопоставляется «святому городу» из Откр. 11:2 (cм. также Дан. 9:24; Откр. 21:2,10; 22:19). Великий город в Откровении все время представляет собою силы, находящиеся в противостоянии с Богом (cм. 14:8; 16:19; 17:18; 18:10,16,19, 21).

"…Содом и Египет, где и Господь наш распят… " Иерусалим, называющийся городом Божьим, во дни своего отступничества часто сравнивается пророками с Содомом (Ис. 1:9-10; 3:9; Иер. 23:14; Иез. 16:48-58). Как Содом, так и Египет в Ветхозаветные времена, были известны своим нечестием, были местами, где народ Божий «жил, как чужестранец, подвергаясь гонениям».[19] Содом вбирает в себя все возможные грехи, и означает полное нравственное разложение (Быт. 18:20-21; 19:4-11). С другой стороны, Египет, будучи гонителем народа Божьего, известен своим высокомерием и атеистической самодостаточностью. Подобное отношение было впервые высказано в надменных словах фараона во время исхода: «Кто такой Господь?.. Я не знаю Господа» (Исх. 5:2). Пророк Иезекииль упоминает «гордость Египта» (Иез. 32:12). В пророчестве Амоса Израиль становится, как Содом и Египет, поэтому он будет наказан, как они (Амос 4:10-11),

11:10 "…Живущие на земле…» См. Примечание на Откр. 6:10.

"…Пошлют друг другу дары... " Этот обмен подарками (распространенный обычай на Ближнем Востоке) напоминает о еврейском празднике Пуриме, когда иудеи отмечали свое избавление, радуясь и «посылая подарки друг другу и подаяния бедным» (Есф. 9:22; cм. Неем. 8:10-12).[20]

11:13 "…Произошло великое землетрясение... " Эта фраза встречается так же в Откр. 6:12, когда говорится о шестой печати. Из этого следует, что «великое землетрясение», упомянутое в Откр. 11:13, - то же самое, что описано при снятии шестой трубы

"…Прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному… " Несколько аргументов говорят, что здесь произошло истинное покаяние. Прежде всего, «убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7) - это призыв к покаянию. Во-вторых, воздание славы Богу везде в Библии (Лк. 17:18; Ин. 9:24; Деян. 12:23; Рим. 4:20; 1 Петр. 2:12) и в Откровении подразумевает позитивное отношение к Богу (Откр. 15:4; 16:9; 19:7). То, что мы читаем в Откр. 11:13, противоположно тому, что находится в Откр. 9:20-21 и 16:9.

Толкование

11:3 Голос с неба, который раньше послал Иоанна пророчествовать о многих народах, и который далее повелел ему измерить храм, жертвенник и поклоняющихся, теперь объявляет: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище». «Дам» означает, что двум свидетелям будет дана власть от Бога и сила пророчествовать. Их пророчество связано с Откр. 10:11, где Иоанна посылают пророчествовать о многих народах. Откр. 11:3-14 ясно показывает, что это поручение распространяется на церковь, которая призвана быть верным свидетелем Евангелия. Это означает поручение, данное Иисусом ученикам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Время работы двух свидетелей – «1260 дней» - это тот же период времени, который отпущен язычникам для попрания и гонения народа Божьего (cм. Откр. 11:2; 12:6, 14; 13:6). Если в книге Откровение сорок два месяца определены нечестивым, то отрезок 1260 дней используется, когда говорится о народе Божьем. Как было уже сказано в отношении Откр. 11:2, кажется, что буквальное время здесь не подразумевается, но имеется в виду особый период более 1200 лет, когда народ Божий испытает горечь все усиливающихся трудностей и гонений, с которыми связано их свидетельство о Христе. Это ясно показано с помощью одежды двух свидетелей, в которую они одеты. Они одеты во вретище, в Ветхом Завете это обычное одеяние пророков во время их служения (Ис. 20:2; Зах. 13:4; cм. далее Мф. 3:4). Оно явно имеет отношение к горькому опыту, пережитому ими во время провозглашения Евангельской вести в Откр. 10:8-11.

11:4-6 Голос с небес дает Иоанну несколько признаков, по которым можно распознать двух свидетелей. Прежде всего, они – «две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли». Иоанн ясно указывает на видение Захарии, в котором сказано, что две маслины означают «двух помазанных елеем, предстоящих Господу всей земли» (Зах. 4:14). Это Иисус, великий иерей, и Зоровавель, правитель, занимавшийся восстановлением храма. Ссылаясь на Зах. 4, Иоанн показывает, что деятельность двух свидетелей напоминает роли Иисуса и Зоровавеля. Они исполняют и священническую, и царскую роль. Особенно важно, что два свидетеля связаны с восстановлением храма (cм. Откр. 11:1-2). Подобно тому, как Дух Святой работал через этих помазанных, чтобы восстановить храм и служения в нем в Иерусалиме (Зах. 4:6), так же Дух Святой использует двух свидетелей для распространения Евангельской вести



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: