По дисциплине «Педагогика»




КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»

 

ВОПРОСЫПО КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

По дисциплинам «Общая психология, возрастная, педагогическая

и социальная психология »

 

1. Предмет и задачи психологической науки и практики. Специфика научного

психологического знания.

2. Принципы и методы психологии.

3. Естественнонаучные основы психологии (теория Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина).

4. Происхождение и развитие психики человека. Психика и сознание. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Теория А.Н.Леонтьева, К.Э. Фабри о развитии психики.

5. Теория сознания и бессознательного. Психология сознания, структура и функции. Проблема бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.

6. Понятие о высших психических функций: характеристика и развитие. Теория Л.С.Выготского.

7. Проблема деятельности в общей и возрастной психологии. Строение деятельности, уровни анализа. А.Н.Леонтьев о ведущей деятельности.

8. Проблема психического развития и формирования личности в психологии. Структура личности.

9. Общепсихологические концепции личности.

10. Внимание как особый психический процесс. Теории внимания.

11. Ощущение и восприятие: общая характеристика.

12. Память: основные характеристики. Теории памяти в зарубежной и отечественной психологии.

13. Мышление: физиологические механизмы, виды, формы, процессы. Теории мышления в психологии. Методы исследования мышления в психологии.

14. Язык и речь: основная характеристика. Соотношение мышления и речи (Л.С.Выготский и Ж.Пиаже).

15. Темперамент: теории, физиологические основы, Характеристика и учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.

16. Характер и пути его формирования.

17. Способности и одаренность. Методы и формы работы с одаренными детьми. Проблемы способностей в концепциях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Э.Э.Голубевой.

18. Воля и волевые качества личности.

19. Эмоции и чувства. Отечественные и зарубежные теории эмоций.

20. Критические, стабильные и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.

21. Проблема возраста. Различные подходы к периодизации психического развития. Социальная ситуация развития и возрастные новообразования.

22. Развитие психики в младенческом и раннем возрасте. Кризисы «одного года» и «трех лет».

23. Развитие психики в дошкольном возрасте. Проблемы готовности к школьному обучению. Особенности обучения детей 6-летнего возраста.

24. Развитие психики и личности в младшем школьном возрасте.

25. Психологические особенности подростка. Проблема кризиса подросткового возраста.

26.Психологическое развитие в раннем юношеском возрасте.

27. Педагогическая психология: предмет, задачи. Основные проблемы исследований в педагогической психологии.

28. Психологические основы научения.

29. Основные направления и виды деятельности педагога-психолога.

30. Методы диагностики и экспресс-диагностики в практике педагога-психолога.

31. Общие основы построения коррекционной работы в практике педагога-психолога.

32. Психопрофилактическая работа педагога-психолога в школе.

33. Основные подходы к практике психологического консультирования. Технология проведения индивидуальной и групповой консультации.

34. Профессионально-личностные качества и этика педагога-психолога.

35. Социальная психология как наука: предмет, задачи, методы исследования, отрасли и основные проблемы.

36. Психология больших и малых социальных групп.

37. Личность и группа: психологические механизмы регулирования социального поведения личности. Понятие социальной установки.

38. Теоретические подходы к анализу мотивации в психологии. Классифкация потребностей и мотивов.

39. Психологическая характеристика общения. Функции, стороны и виды общения.

По дисциплине «Педагогика»

40. Функции педагога в современном обществе, профессиональная подготовка педагога в системе непрерывного образования. Профессиональная культура педагога.

41. Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

42. Философские основы педагогики, Философско-педагогические идеи Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребеля, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Дж.Дьюи.

43.Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Характеристика основных компонентов педагогического мастерства.

44. Система педагогических наук. Межнаучная интеграция. Основные категории педагогической науки.

45. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Цели и задачи воспитания, обусловленность воспитания потребностями и конкретно-исторические условиями общественного развития.

46. Развитие как философская категория. Формирование и развитие личности. Развитие, воспитание и формирование личности. Идеи природообразности в трудах Я.А.Каменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.

47. Понятие о целостном педагогическом процессе, его структура (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.В.Краевский, В.М.Коротов).

48. Функции целостного педагогического процесса: воспитание, развитие, обучение, информатизация.

49. Принципы целостного педагогического процесса.

50. Система образования в современной России. Принципы государственной политики в области образования.

51. Характеристика структурных компонентов системы образования России: исторический и современный аспекты.

52. Организация личностно-ориентированного образовательного пространства. Построение учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.

53.Коррекционно-развивающее (компенсирующее) образование. Разноуровневое образование.

54. Образование как процесс и результат, его функции.

55. Концепция непрерывного образования. Основное среднее как базовое, дифференцированное, специальное и дополнительное образование.

56. Исторические этапы развития дидактики как раздела педагогической науки, основные категории дидактики.

57. Сущность процесса обучения, его основные характеристики. Функции и движущие силы процесса обучения.

58. Проблемное обучение. Программированное обучение (М.М.Махмутов, Т.И.Ильина, Н.Ф.Талызина).

59. Концепции развивающего обучения (Л.В.Занков, В,В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

60. Современные образовательные технологии (гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, педагогика сотрудничества С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова, И.П.Иванова).

61. Закономерности и принципы обучения. Вариативность принципов обучения и специфика их реализации.

62. Содержание образования, критерии отбора.

63. Характеристика основных компонентов содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература.

64. Методы обучения как педагогическая категория. Приемы и средства обучения. Характеристика современных классификаций методов обучения.

65. Многообразие форм обучения в различных системах образования. Классно-урочная система обучения. Урок, занятие как основные формы организации обучения: типы, компоненты, структура.

66. Вариативные формы организации обучения: домашняя работа, подготовка в ГПД.

67.Сущность, социальные и психологические основы оценивания. Технология педагогического оценивания. Современные средства педагогического оценивания.

68. Воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников. Воспитательная система школы.

69. Закономерности и принципы воспитания.

70. Содержание компонентов базовой культуры личности.

71. Методы воспитания как педагогическая категория. Характеристика современных классификаций методов воспитания (Б.Т.Лихачев, Т.Е.Конникова и Г.И.Щукина, В.А.Сластенин, Н.Е.Щуркова).

72. Формы организации внеурочной и внеклассной воспитательной работы: КТД и технология его организации и проведения.

73. Проблемы коллектива в современной педагогике. Социализация личности в коллективе. Современные концепции коллектива.

74. Семья как субъект социализации и воспитания.

75. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: