КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»
ВОПРОСЫПО КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
По дисциплинам «Общая психология, возрастная, педагогическая
и социальная психология »
1. Предмет и задачи психологической науки и практики. Специфика научного
психологического знания.
2. Принципы и методы психологии.
3. Естественнонаучные основы психологии (теория Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина).
4. Происхождение и развитие психики человека. Психика и сознание. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Теория А.Н.Леонтьева, К.Э. Фабри о развитии психики.
5. Теория сознания и бессознательного. Психология сознания, структура и функции. Проблема бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.
6. Понятие о высших психических функций: характеристика и развитие. Теория Л.С.Выготского.
7. Проблема деятельности в общей и возрастной психологии. Строение деятельности, уровни анализа. А.Н.Леонтьев о ведущей деятельности.
8. Проблема психического развития и формирования личности в психологии. Структура личности.
9. Общепсихологические концепции личности.
10. Внимание как особый психический процесс. Теории внимания.
11. Ощущение и восприятие: общая характеристика.
12. Память: основные характеристики. Теории памяти в зарубежной и отечественной психологии.
13. Мышление: физиологические механизмы, виды, формы, процессы. Теории мышления в психологии. Методы исследования мышления в психологии.
14. Язык и речь: основная характеристика. Соотношение мышления и речи (Л.С.Выготский и Ж.Пиаже).
15. Темперамент: теории, физиологические основы, Характеристика и учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
16. Характер и пути его формирования.
17. Способности и одаренность. Методы и формы работы с одаренными детьми. Проблемы способностей в концепциях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Э.Э.Голубевой.
18. Воля и волевые качества личности.
19. Эмоции и чувства. Отечественные и зарубежные теории эмоций.
20. Критические, стабильные и сензитивные периоды в развитии психики ребенка.
21. Проблема возраста. Различные подходы к периодизации психического развития. Социальная ситуация развития и возрастные новообразования.
22. Развитие психики в младенческом и раннем возрасте. Кризисы «одного года» и «трех лет».
23. Развитие психики в дошкольном возрасте. Проблемы готовности к школьному обучению. Особенности обучения детей 6-летнего возраста.
24. Развитие психики и личности в младшем школьном возрасте.
25. Психологические особенности подростка. Проблема кризиса подросткового возраста.
26.Психологическое развитие в раннем юношеском возрасте.
27. Педагогическая психология: предмет, задачи. Основные проблемы исследований в педагогической психологии.
28. Психологические основы научения.
29. Основные направления и виды деятельности педагога-психолога.
30. Методы диагностики и экспресс-диагностики в практике педагога-психолога.
31. Общие основы построения коррекционной работы в практике педагога-психолога.
32. Психопрофилактическая работа педагога-психолога в школе.
33. Основные подходы к практике психологического консультирования. Технология проведения индивидуальной и групповой консультации.
34. Профессионально-личностные качества и этика педагога-психолога.
35. Социальная психология как наука: предмет, задачи, методы исследования, отрасли и основные проблемы.
36. Психология больших и малых социальных групп.
37. Личность и группа: психологические механизмы регулирования социального поведения личности. Понятие социальной установки.
38. Теоретические подходы к анализу мотивации в психологии. Классифкация потребностей и мотивов.
39. Психологическая характеристика общения. Функции, стороны и виды общения.
По дисциплине «Педагогика»
40. Функции педагога в современном обществе, профессиональная подготовка педагога в системе непрерывного образования. Профессиональная культура педагога.
41. Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.
42. Философские основы педагогики, Философско-педагогические идеи Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребеля, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Дж.Дьюи.
43.Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Характеристика основных компонентов педагогического мастерства.
44. Система педагогических наук. Межнаучная интеграция. Основные категории педагогической науки.
45. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Цели и задачи воспитания, обусловленность воспитания потребностями и конкретно-исторические условиями общественного развития.
46. Развитие как философская категория. Формирование и развитие личности. Развитие, воспитание и формирование личности. Идеи природообразности в трудах Я.А.Каменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.
47. Понятие о целостном педагогическом процессе, его структура (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.В.Краевский, В.М.Коротов).
48. Функции целостного педагогического процесса: воспитание, развитие, обучение, информатизация.
49. Принципы целостного педагогического процесса.
50. Система образования в современной России. Принципы государственной политики в области образования.
51. Характеристика структурных компонентов системы образования России: исторический и современный аспекты.
52. Организация личностно-ориентированного образовательного пространства. Построение учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе.
53.Коррекционно-развивающее (компенсирующее) образование. Разноуровневое образование.
54. Образование как процесс и результат, его функции.
55. Концепция непрерывного образования. Основное среднее как базовое, дифференцированное, специальное и дополнительное образование.
56. Исторические этапы развития дидактики как раздела педагогической науки, основные категории дидактики.
57. Сущность процесса обучения, его основные характеристики. Функции и движущие силы процесса обучения.
58. Проблемное обучение. Программированное обучение (М.М.Махмутов, Т.И.Ильина, Н.Ф.Талызина).
59. Концепции развивающего обучения (Л.В.Занков, В,В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
60. Современные образовательные технологии (гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, педагогика сотрудничества С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова, И.П.Иванова).
61. Закономерности и принципы обучения. Вариативность принципов обучения и специфика их реализации.
62. Содержание образования, критерии отбора.
63. Характеристика основных компонентов содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература.
64. Методы обучения как педагогическая категория. Приемы и средства обучения. Характеристика современных классификаций методов обучения.
65. Многообразие форм обучения в различных системах образования. Классно-урочная система обучения. Урок, занятие как основные формы организации обучения: типы, компоненты, структура.
66. Вариативные формы организации обучения: домашняя работа, подготовка в ГПД.
67.Сущность, социальные и психологические основы оценивания. Технология педагогического оценивания. Современные средства педагогического оценивания.
68. Воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников. Воспитательная система школы.
69. Закономерности и принципы воспитания.
70. Содержание компонентов базовой культуры личности.
71. Методы воспитания как педагогическая категория. Характеристика современных классификаций методов воспитания (Б.Т.Лихачев, Т.Е.Конникова и Г.И.Щукина, В.А.Сластенин, Н.Е.Щуркова).
72. Формы организации внеурочной и внеклассной воспитательной работы: КТД и технология его организации и проведения.
73. Проблемы коллектива в современной педагогике. Социализация личности в коллективе. Современные концепции коллектива.
74. Семья как субъект социализации и воспитания.
75. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.