Административно - территориальная организация государства




ГОСУДАРСТВО

Государство - главный институт политической системы общества.

В широком смысле государство - политически организованный народ (российское, американское государство и др.). В этом смысле государство не отделимо от общества.

В узком значении - государство означает организацию верховной власти над определенной территорией, которая стоит над обществом.

Классическое определение М.Вебера- «Государство – организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной территории добился успеха в монополизации легитимного физического насилия».

Основные признаки и функции государства:

· Единая территория, очерчивающая границы государства и входящая в зону его юрисдикции.

· Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией населения.

· Суверенитет государства, верховная власть над определенной территорией.

· Монополия на применения легального насилия или физического принуждения.

· Право на взимание налогов.

· Обязательное членства в государстве - гражданство.

· Представительство от имени общества в международных отношениях.

Основные функции государства

Внутренние функции - защита существующего способа производства, экономической и социальной систем, подавление классовых противников, управление экономикой или регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений, охрана общественного порядка, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность (обеспечение безопасности и правопорядка; регулирование социальных отношений и разрешение конфликтов).

Внешние функции – защита национальных интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны (военная или политическая экспансия других государств), развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

Происхождение государства

Проблемой занимались античные, средневековые мыслители, философы средних веков и нового времени.

Исторические исследования подтверждают, что создание институализированных государств в Европе и других регионах связано с монополизацией одной социальной группировкой права на применение насилия.

С позиции социального конструктивизма происхождение государства рассматривается в двух вариантах:

· Эксплуататорская модель предполагает правителя, который торгует защитой и правосудием, а в обмен получает верховную власть. Государство использует монополию на насилие в интересах правящего сословия, которые ставятся выше интересов общества.

· К онтрактная модель предполагает, что его основная функция - гаранта выполнения контрактов. Государство использует делегированное ему гражданами право на насилие в интересах общества.

Причины возникновения государства

Г осударство появилос

ь на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад. Основная причина- увеличение численности и усложнение организации общества.

Согласно современным представлениям в его возникновении основную роль сыграл фактор силы. Опасения по поводу сородичей служило для человека не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед внешними врагами. Государство как арбитр могло решать любые споры и издавать общие для людей законы.

М.Вебер дал определение государства через монополию на легитимное насилие. «О государстве можно говорить, только если право на использование насилия эффективно закреплено лишь за одной организованной группой, которая способна устранить другие конкурирующие источники насилия внутри данной территории».

Средневековая Европа - множество феодальных княжеств. Организованная банда местных феодалов становится источником государственной власти, только если она побеждает своих соперников, легитимирует свое вооруженное присутствие в терминах защиты населения и регулирует жизнь на данной территории.

Военные победы позволяли расширять контролируемые территории и повышать эффективность налогов. Постепенно функции налогообложения и насилия разделились, так же как военное насилие отделилось от экономики. Государство стало представлять собой военную организацию и гражданское общество, которое занималось мирной экономической деятельностью под охраной короны.

 

Монополии государства

Государство можно считать антирынком – оно существует там, где есть монопольный доход.

Виды основных монополий:

· Монополия на законное (легитимное) насилие. Оно закреплено в конституции государства. Мощное государство всегда способно отстаивать свою монополию, слабое - ее отдает.

· Фискальная монополия - организованна система налогообложения

· Монополия на свободу слова (дополнительная). Она может быть или нет.

К основным монополиям добавляется множество мелких, которые раздаются государственным службам и позволяют обогащать государство и его ведомства (пошлины за оформление браков, рождение детей, подтверждение права на наследство и т.д.).

Основные монополии на насилие и налогообложение могут не только приобретаться, но и теряться. Два фундаментальных процесса характеризуют это явление:

·

· Приватизация государства. Ряд факторов приводит к ситуации, когдафункции обеспечение контрактных отношений и защиты экономических субъектов оказываются в руках частных или криминальных группировок.

· Фрагментация государства – процесс создания и количественного роста автономных от государства организаций, использующих реальное или потенциальное насилие для извлечения дохода на территории, находящейся под юрисдикцией государства.

 

Административно - территориальная организация государства

Государства различаются формой территориального устройства и соответствуют принципам унитаризма и федерализма:

1. Унитарное государство - модель государственного управления, основанная на объединении политической компетенции центром. Оно состоит из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Отличительные признаки: единая конституция, единое гражданство и система права, централизованная судебная система, единая система высших органов власти и подразделение на территориально-административные единицы. Унитарная форма подходит для мононациональных стран (Великобритания, Испания, Италия).

2. Федерация – устойчивый союз относительно самостоятельных государственных образований. Для нее характерно: проявление власти на двух уровнях, двойная правовая система и двухпалатный парламент. Роль центрального правительства ограничена - источниками власти выступают территориальные образования (штаты, кантоны). Такое устройство подходит для многонациональных стран, поскольку позволяет сохранять народам свою самобытность.

3. Конфедерация - неустойчивая государственная форма. Цель подобного объединения - проведение единой политики и решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.д.

 

 

Многообразие моделей федерализма:

Дуалистическая форма федерализма - четкое распределение функций между центром и регионами. Решения, которые входят в совместную компетенцию центра и регионов, принимаются на основе взаимных соглашений и сделок. (США)

Кооперативная форма федерализма - форма определяется договоренностью между составными частями государства и сотрудничеством с федеральным правительством и правительствами регионов. Сотрудничество касается, прежде всего, крупных социально-экономических программ, способных приносить выгоду всему обществу (Германия).

Конкурентная форма федерализма - конкуренция между регионами за приток капиталов инвестиции и т.д. Конкуренции развивается по горизонтали, пополняется сотрудничеством и компромиссом по вертикали. Конкуренция может порождать как большую активность регионов, так и острый конфликт между ними (Германия).

Промежуточная форма федерализма - сочетает в себе элементы и кооперативной и конкурентной форм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: