Централизованные государства – основная форма современной государственности. Они имеют крупные размеры, многочисленны, четко организованны.
Централизованное государство называют национальным. Оно- исторически поздняя форма централизованного государства, так как нации сформировались позднее чем появились государства.
Государственные формы
Форма правления - способ организации высших государственных институтов власти, а также распределения полномочий между ними.
Выделяются две основные государственные формы:
1. Монархия - форма правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола:
· Абсолютная монархия - соединение исполнительной и законодательной власти в руках монарха (Катар, Оман, Саудовская Аравия).
· Конституционная монархия – ограничение власти монарха в двух формах:
Дуалистическая монархия (Иордания, Кувейт, Марокко) парламенту формально принадлежат законодательные полномочия.
Парламентская монархия - монарх выполняет представительные функции.
2. Республика - демократическая форма правления, для которой высшие органы власти формируются через представительные институты. Республики подразделяются на:
· Президентская республик а - должности главы государства и правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.
· Парламентская республика - правительство формируется парламентом, и глава государства избирается парламентом.
· Смешанная форма- полупрезидентская республика Смешанные формы различают по объему президентских полномочий и степени раздельности источников его поддержки.
Правовое государство
Идея правового государство изначально опиралась на два начала - государство и право. Родоначальник теории - Джон Локк. Основной признак правового государства - подчинение всех государственных, общественных организаций и граждан системе права, которая служит интересам каждого и основывается на принципах социальной справедливости и равенства.
В рамках правой государственности государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от произвола властей, и предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и человека господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно.
Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает гражданской общество, в котором четко разделены интересы государства (общие) и интересы гражданского общества (частные).
Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные или групповые интересы.
Либеральная политическая традиция исходит из тезиса о естественных и неотчуждаемых правах личности, в их интерпретации естественное право возникает до гражданского общества и имеет основания ограничивать государственную власть над гражданским обществом.
Различия в понимании прав человека и гражданина. Объем прав зависит от того, в какой роли выступает персона:
· Права человека предполагают признание его прав и свобод. Человек имеет право автономно реализовать свои частные интересы. Правовое государство воздерживается от вмешательства в дела гражданского общества и гарантирует соблюдение прав человека, обеспечивая самореализацию и независимость личности.
· Права гражданина - права и обязанности, охватывающие сферу взаимодействия индивида с государством. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его правовой связью с государством, которая предполагает как содействие последнего в реализации гражданских прав, так и ограждение его незаконного вмешательства.
Поколения прав человека различают по времени их возникновения:
1. Первое поколение - традиционные ценности классического либерализма: гражданские права и свободы обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Они изначально неотчуждаемы и не могут быть предметом притязаний государства. Они очертили границу зоны частных интересов, признаваемой государством, и гарантировали каждому возможность свободного волеизъявления и самоопределения. Традиционно к личным правам относят – право на жизнь или личное достоинство; право на свободу и неприкосновенность личности, частной жизни и жилища; право на свободу передвижения и места жительства; право на свободу совести, свободу выбора национальности и языка общения; тайну переписки и телефонных переговоров. На их основе формируются политические права – субъективные права граждан, которые обеспечивают участие в общественно-политической жизни государства.
· Политические права по участию в деятельности государства посредством механизма демократии (избирательные права, право на участие в управлении государством).
· Политические права по участию в жизни общества (свобода слова, печати, собраний и митингов).
2. Второе поколение прав опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологии социал-демократии, неолиберализма и неоконсерватизма, которые предписывают государству ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать им достойное существование.
· Экономические права (право на труд, собственность, свободу экономической деятельности, право на забастовки)
· Социальные права (социальная защищенность и право на достойный уровень жизни, социальное обеспечение, страхование, медицинское обслуживание, право на жилище).
· Культурные права (обеспечивают духовное развитие человека с позиций его свободного волеизъявления, право на образование, доступ к культурным ценностям, прав на свободное участие в культурной жизни, включая свободу творчества и т.д.).
3. Третье поколение прав человека формируются современными условиями. Коллективные права, выражающие общую солидарность – право на мир, здоровую экологию, всеобщую безопасность и т.д. Они предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности.