Электронная коммерция как форма ведения бизнеса




Европейская комиссия в 1997 г. определила электронную ком­мерцию как науку о том, как делать бизнес в электронном форма­те. В основу электронной коммерции положена электронная обра­ботка и передача информации с помощью текста, звука, видео. Она охватывает много направлений деятельности, в том числе элек­тронную торговлю товарами и услугами, онлайновую передачу цифровой информации, электронную торговлю акциями, элек­тронный перевод счетов, коммерческие аукционы, совместные проекты и инжиниринг, публичные поставки, прямое исследова­ние рынка потребителей и послепродажное обслуживание. Она вовлекает в торговый оборот продукты (например, потребитель­ские товары, специализированное медицинское оборудование) и услуги (информационные услуги, финансовые и законодательные услуги), традиционную деятельность (здравоохранение, образо­вание) и новые виды деловой активности (электронную почту).

 

Выделяют три составляющие электронной коммерции:

♦ участники;

♦ процессы;

♦ сети.

Процес­сы, которые являются содержанием коммерческой сделки, характерны и для элек­тронной коммерции.

Электронная коммерция объединяет широкий спектр биз­нес-процессов:

♦ обмен информацией;

♦ установление контактов между потенциальными заказчиками и поставщиками;

♦ продажа товаров, в том числе информационных продуктов, и оказание услуг;

♦ расчеты, в том числе с использованием электронных платежных систем;

♦ управление доставкой, в том числе передача (распространение, доставка) информационных продуктов;

♦ пред- и послепродажная поддержка;

♦ организация виртуальных предприятий.

 

Представляя собой новую технологию ведения коммерческих операций в глобальном масштабе, электронная коммерция су­щественно изменяет современный деловой мир за счет:

♦ глобализации сфер деятельности (каждый субъект рынка получает возможность глобального присутствия и занятия бизнесом в мировом масштабе);

♦ сокращения каналов распространения товаров (организации могут сами выполнять функции, традиционно осуществляемые промежуточными звеньями);

♦ роста конкуренции (конкуренция становится глобальной);

♦ персонализации взаимодействия (индивидуальный подход к каждому клиенту);

♦ сокращения затрат на совершение операций.

Безопасность, защита прав на интеллектуальную собственность, правовые вопросы, являющиеся частью электронной коммерции, требуют доработки.

Электронная коммерция обладает многими преимущест­вами. Эти пре­имущества включают лучшие возможности для продвижения товара, снижение издержек, своевременность информации, со­кращение времени перевода денежных средств, единообразие информации, повышение уровня обслуживания клиентов, конку­рентные преимущества и удобства ведения бизнеса.

Характеризуя электронную коммерцию как новую техноло­гию совершения коммерческих операций, выделяют две модели электронной коммерции:

горизонтальную;

вертикальную.

Горизонтальная модель электронной коммерции позволяет оценить структуру ее технологии с точки зрения организации (предприятия). Горизонтальная модель выделяет следующие составляющие бизнеса организации: исследование рынка - продажи - поставки и платежи.

С практической точки зрения горизонтальная модель представляет этапы электронной сделки. Можно предположить, что если хотя бы два из последних трех компонентов модели (контракт, поставка или платеж) будут представлены в сети, то один из них обязательно будет присутствовать в электронной сделке.

Вертикальная модель электронной коммерции подчеркивает действенную роль различных вовлеченных сторон (правительство и государственные органы, предприятия) в создании условия для развития электронной коммерции в представляемых ими странах. Она включает следующие уровни: телекоммуникационная инфраструктура, электронные сообщения, основные правила, правила отдельных отраслей, применение и реализация корпоративных стратегий.

Системы ЭК

Электронная коммерция вовлекает по крайней мере двух участников. К основным участникам, вовлекаемым в сотрудничество в рамках такого процесса, относятся: предприятия, индивидуумы, государственные структуры и ведомства.

Эти участники и образуют основные системы электронной коммерции:

1. "бизнес - бизнес" (business - business, В - В),

2. "бизнес - потребитель" (business - consumer, В - С),

3. "бизнес - правительство" (business - government, В - G),

4. "потребитель - правительство" (consumer - government, С - G);

5. "потребитель - потребитель" (consumer- consumer, С-С ).

Наибольшее развитие получили системы "бизнес - бизнес" и "бизнес - потребитель".

1. Система "бизнес - бизнес"

В системе "бизнес - бизнес" в качестве продавцов и покупателей выступают юридические лица (коммерческие организации (предпри­ятия)). Система "бизнес - бизнес" включает сложное взаимодействие в процессе закупки, производства и планирования, сложные условия оплаты и соглашения о круглосуточном исполнении.

Вовлечение партнеров в систему "бизнес - бизнес" обеспечи­вается совместным характером деятельности. В частности, ком­мерческие предприятия образуют долгосрочные союзы, благода­ря чему сокращаются расходы на их деятельность. Совместный характер коммерческой деятельности требует коллективного ис­пользования деловыми партнерами общей информации, в том числе о ценах на товары, товарных запасах, о состоянии поста­вок. В системе "бизнес-бизнес" могут использоваться как частные сети, так и Интернет для организации взаимодействия между партнерами.

Многие системы "бизнес - бизнес" создаются по принципу глубокой специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов. При этом финансовый результат формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более до­стоверным.

В зависимости от того, кто контролирует рынок (покупатель, поставщик или посредник), выделяют следующие системы элек­тронной коммерции "бизнес - бизнес":

Ориентированная на покупателя (buyer-oriented), при которой покупатель приобретает продукцию в широком ассортимен­те и использует Интернет для организации рынка на своем серве­ре, а Web-сайт для участия поставщиков в торгах.

Ориентированная на поставщика (supplier-oriented), когда производитель или поставщик приглашает коммерческих и индивидуальных потребителей заказать товары в организованном месте на электронном рынке.

Ориентированная на посредника (intermediary-oriented), при которой центральное место отводится посреднической организации электронной коммерции, организующей обменный рынок, на котором могут совершать сделки покупатели и продавцы. Посредник уделяет особое внимание исполнению заказов.

Согласно данным Организации экономической кооперации и развития (OECD), почти все источники говорят о доминировании системы "бизнес - бизнес" на рынке электронной коммерции. Известное правило 80: 20 можно трактовать следующим образом: около 80% оборота всей электронной коммерции приходится на систему "бизнес - бизнес".

Рынок электронной коммерции системы "бизнес - бизнес" в 10 раз крупнее рынка системы "бизнес - потребитель".

2. Система "бизнес - потребитель"

Система "бизнес - потребитель" подразумевает, что в качестве покупателей выступают индивидуальные потребители, а в качестве продавцов – юридические лица.

Для успешного развития системы "бизнес - потребитель" необходимо: значительное число частных пользователей, формирующих достаточный покупательский спрос; широкое развитие соответствующей сети в стране; развитые платежные системы; службы доставки; требуемое законодательное регулирование этого вида бизнеса; доверие покупателей к этому виду бизнеса; достаточный объем денежных средств у покупателей.

Основными операциями взаимодействия в системе "бизнес - потребитель" являются: просмотр ка­талога коммерческого предприятия; размещение заказов; оплата товаров (услуг); исполнение заказов; отправка откликов.

Различия между электронной коммерцией систем "бизнес -бизнес" и "бизнес - потребитель" более существенны, чем меж­ду розничной и оптовой торговлей.

3. Система "бизнес - правительство"

Информационные технологии применяются не только хозяйствующими субъектами, но и государством, выполняющие функции регулятора рыночных процессов. Новые информационные отношения рыночных субъектов нашли отражение в системе "бизнес - правительство", где в качестве сторон бизнес-отношений выступают юридические лица и государственные учреждения.

Современный подход к государству основывается на том, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет; расходы; доходы; оно выступает субъектом мирового рынка, обобщая деятельность своих экономических агентов; у него есть акционеры и одновременно клиенты – граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны.

4. Система "потребитель - правительство (государство)"

Система "потребитель - правительство (государство)" наименее развита, однако имеет высокий потенциал к развитию, особенно при организации взаимодействия в таких областях, как социальная и налоговая.

5. Система "потребитель - потребитель"

Последняя выделяемая система "потребитель - потребитель" также находится в начале своего развития. Эта система включает взаимодействие потребителей с целью обмена коммерческой информацией, а также формы аукционной торговли между физическими лицами.

Специфика отрасли, в которой работает организация (субъект рынка), ее возможности и цели, которые она перед собой ставит, определяют выбор системы ведения бизнеса в сети. Кроме того, коммерческая организация может сочетать и взаимно дополнять различные виды систем электронной коммерции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: