Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы).




► Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах член­ства объединение юридических лиц, созданное ими с целью коор­динации деятельности, а также представления и защиты их интере­сов (ст. 121 ГК РФ; ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Ассоциации и союзы представляют собой объединения раз­личных юридических лиц на началах членства, разновидности —территориальные (региональные) союзы потребительских об­ществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы ит.п.), а также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т.д.).

Количество участников ассоциации (союза) не ограничено, но по смыслу закона союзы и организации должны иметь не ме­нее двух учредителей. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 50) допускает возможность создания ассоциации (союза), членами которой яв­ляются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Наименование некоммерческих организаций данного вида должно содержать слово «ассоциация» или «союз», а также указа­ние на основной предмет деятельности ее членов. Под «основным предметом деятельности» следует понимать общие черты (харак­теристики) основной деятельности всех членов объединения как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Иными словами, это та предпринимательская деятельность или общие имущественные интересы, для координации, представления и защиты которых создается ассоциация (союз). В частности, в наименование этих объединений может быть включено указание на вид или террито­рию хозяйственной деятельности, форму ее осуществления и т.п. Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во вто­ром — статус самого объединения.

Поскольку такая некоммерческая организация создается на началах членства, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компе­тенцию и порядок работы которого в соответствии с законом дол­жен определять ее устав (п. 1-3 ст. 29 вышеупомянутого Закона). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом.

Законодательство не устанавливает каких-либо требований к внесению имущественных взносов (учредительных, вступитель­ных, членских), размеру и порядку их внесения. Для ассоциаций (союзов), как и для других некоммерческих юридических лиц, не установлено требование о формировании уставного капитала (фонда) и его минимальном размере. Члены ассоциации (союза) юридических лиц не имеют имущественных прав в отношении имущества объединения, однако несут субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам даже в случае выхода из нее участии в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу ново лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательств ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило,

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общи правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц.

 

ПУБЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫГРАЖДАНСКИХ

ПРАВООТНОШЕНИЙ

§ 1. Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), их структурные подразделе­ния, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществле­ние ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

► Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также город­ские, сельские поселения и другие муниципальные образования (п.1ст.124ГКРФ).

► Муниципальное образование — городское или сельское поселе­ние, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального за­кона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления (глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования) в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Являясь коллективными образованиями, они обладают всеми признаками субъектов гражданского права:

— организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную струк­туру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений;

— обособление имущества проявляется в наличии права госу­дарственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а так­же права муниципальной собственности у муниципальных образо­ваний (ст. 214, 215 ГК РФ);

— несение ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ) и наличие возможности выступления Российской Федера­ции, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК РФ).

Публичные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений, с присущими только им особыми свойствами — объединены единой территорией и со­ставляют единую государственную (муниципальную) систему. Одно­временно каждый из них в этой единой системе, как отмечалось выше, организационно-структурно и имущественно обособлен и вы­ступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно от­вечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве соб­ственности имуществом.

Включение Российской Федерации, субъектов РФ и муници­пальных образований в число участников гражданских правоотно­шений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых граж­данским законодательством отношений.

Таким образом, правоспособность названных образований следу­ет назвать целевой — она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества они выпол­няют.

Российская Федерация и субъекты РФ участвуют в граждан­ском обороте не сами по себе, а через соответствующие органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной гостами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления также в их компетенции, установлен­ной законом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: