1. Из характерных черт индустриальной цивилизации XIX в. исключите не соответствующие этой эпохе:
1) в быт людей повсеместно вошли телефон, телеграф, фотография;
2) фабрика сменила мануфактуру, приведя к росту производительности труда;
3) уровень благосостояния и качества жизни существенно падает;
4) формируется средний класс, который придает устойчивость обществу.
2. Исключите не соответствующие основам культуры XIX в. ценности культуры Нового времени:
1)рационализм; 2)антропоцентризм, 3)теоцентризм; 4)европоцентризм.
3. Современники называли XIX в. (исключите несоответствующее):
1) «веком мануфактуры»;
2) «веком железных дорог»; 3)«эпохой стали»;
4) «веком электричества».
4. Научные открытия XIX в. в области физики, химии, биологии, медицины (исключите несоответствующее):
1) А. Эйнштейн разработал теорию относительности;
2) Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов;
3) американские ученые открыли геном человека;
4) И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.
5. Научная революция XIX в. заставила усомниться в прежних этических ценностях и выдвигает:
1) рыцарскую этику;
2)христианскую мораль;
3) идеал земного благополучия и пользы;
4)альтруистскую этику.
6. Эволюционная теория Ч. Дарвина показала возможность правдоподобного объяснения мироустройства принципами:
1) сотворения мира Богом актом своей воли;
2) естественного отбора, наследственности и изменчивости;
3) библейских представлений о сотворении мира;
4) объективации бессознательного.
7. Исследования 3. Фрейда показали значимость в социальной жизни индивида:
1)сновидений;
2) объективации бессознательного;
3)архетипов;
4) естественного отбора, наследственности и изменчивости.
8. Социально-философские исследования Маркса выдвинули на первый план:
1) критическое изучение библейских текстов;
2) интересы классовой борьбы;
3) критические исследования истории христианской церкви;
4) переоценку социальной значимости морали.
9. Характерной чертой искусства XIX в. было:
1) отсутствие единой эстетической доминанты:
2) синхронность, а не борьба противоположных направлений;
3) отсутствие тенденций эклектики;
4) отсутствие многостилья и асинхронности.
10. В XIX в. зарождаются «институт рекламы», «индустрия зрелищ», «индустрия моды» как слагаемые:
1) художественной культуры;
2) элитарной культуры;
3) коммуникативной культуры;
4) массовой культуры.
11. Художественное направление первой половины XIX в., предшественником которого был Ж. Ж. Руссо, характеризуется тем, что в век разума заговорили о примате чувства, о своеобразии и неповторимости каждого человека:
1)декаданс; 2) импрессионизм; 3)романтизм; 4) реализм.
12. В этом художественном стиле работали авторы социального романа: во Франции — Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер и др., в Англии — Диккенс, Стендаль, Голсуорси, в России — И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.:
1) критический реализм;
2) романтизм;
3) импрессионизм;
4) классицизм.
13. Художники К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др. ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности через свои наблюдения передавали динамику окружающего мира через передачу света. Они работали в стиле:
1) символизма;
2) реализма;
3) импрессионизма;
4) постимпрессионизма.
14. Переживаемый культурный упадок, эпоху декаданса, «героизм времен упадка» Ф. Ницше связывал:
1) с позицией «по ту сторону добра и зла»;
2) с господством христианской религии;
3) с «волей к власти»;
4) с отсутствием христианской морали.
Контрольный тест по курсу (вариант).
1. Определение культуры в рамках аксиологического подхода:
1) мера интеллигентности;
2) способ деятельности;
3) мир ценностей;
4) мера человеческого в человеке.
2. В основе античного понимания культуры лежит культ:
1) Бога;
2) человека;
3) природы;
4) Космоса.
3. В Средние века смысл счастья человека заключается в:
1) познании природы;
2) познании Бога;
3) познании себя;
4) познании Космоса.
4. Возрождение возвращается к традициям античности:
1) демократии;
2) человеческой свободе;
3) человеческому разуму;
4) человеческой воле.
5. Основателем формационного подхода в типологии культуры является:
1) М. Хайдеггер;
2) М. Вебер;
3) П. Сорокин;
4) К. Маркс.
6. Культура возникает в период:
1) позднего палеолита;
2) цивилизационный;
3) среднего палеолита;
4) раннего палеолита.
7. Самая древняя из известных в настоящее время культур Двуречья — это:
1) ассиро-вавилонская культура;
2) халдейская культура;
3) шумеро-аккадская культура;
4) иранская (персидская) культура.
8. Верховным вавилонским богом в месопотамской мифологии является:
1) Гильгамеш;
2) Инана;
3) Думузи;
4) Мардук.
9. Иштар — это:
1) божество в Древнем Египте;
2) столица Месопотамии;
3) герой древнеиндийского эпоса;
4) божество плодородия в Месопотамии.
10. Зиккураты находились:
1) в Египте;
2) в Месопотамии;
3) в Греции;
4) в Риме.
11. Осирис —это:
1) герой шумеро-аккадского эпоса;
2) божество в древней Месопотамии;
3) божество в Древней Индии;
4) божество в Древнем Египте.
12. У древних египтян распространен культ:
1) богов;
2) мертвых;
3) растений;
4) животных.
13. Форма пирамид символизировала:
1) величие;
2) вечность;
3) временность;
4) гармонию.
14. Основателем даосизма является:
1)ШанЯн;
2) Лао-цзы;
3) Кун-цзы;
4)Сюнь-цзы.
15. Основатель буддизма в Древней Индии:
1) Конфуций;
2) Ашока;
3) Гаутама;
4) Лао-цзы.
16. В буддизме страдание проистекает:
1) из чувств;
2) из разума;
3) из желаний;
4) из истины.
17. Философия в Древней Греции возникает:
1) в период эллинизма;
2) в архаический период;
3) в классический период;
4) в гомеровский период.
18. Древнегреческий полис возникает:
1) в классический период;
2) в архаический период;
3) в крито-микенский период;
4) в эллинистический период.
19. Пантеон находится:
1) в Афинах;
2) в Риме;
3) в Константинополе;
4) в Трое.
20. В Древнем Риме человек рассматривался как:
1) цель мироздания;
2) «песчинка»;
3) мера всех вещей;
4) высшая истина.
21. Средневековый человек видел смысл своей жизни:
1) в служении Богу;
2) в самопознании;
3) в служении обществу;
4) в познании мира.
22. Известным художником Северного Возрождения являлся:
1) Рафаэль Санти;
2) Альбрехт Дюрер;
3) Данте Алигьери;
4) Николай Кузанский.
23. Фрески Сикстинской капеллы создал:
1) Рафаэль;
2) Леонардо да Винчи;
3) Микеланджело;
4) Тициан.
24. Пьета («Оплакивание») — произведение:
1) Леонардо да Винчи;
2) Микеланджело;
3) Донателло;
4) Рафаэля.
25. «Вторым Римом» называют:
1) Иерусалим;
2) Костантинополь;
3) Александрию;
4) Карфаген.
26. Возникновение жанра трагедии связано с именем:
1) Аполлона;
2) Диониса;
3) Зевса;
4) Марса.
27. Главная задача просветителей заключалась в:
1) пропаганде естественно-научных знаний;
2) пропаганде традиционализма;
3) пропаганде эстетических вкусов;
4) пропаганде духовности.
28. На Руси христианский идеал привнес в языческую среду князь:
1) Мономах;
2) Владимир;
3) Олег;
4) Ярослав.
29. Запрет на изображение всего живого характерен для культуры:
1) христианской;
2) буддийской;
3) языческой;
4) мусульманской.
30. Постклассические исследования культуры связаны:
1) с открытиями научно-технической цивилизации;
2) с открытием традиционных (первобытных) культур;
3) с открытиями европейской культуры как эталонного образца;
4) с развитием русской культуры как особого типа культуры