Экономика и предпринимательство в скс и т.
Экономическая эффективность развития туризма.
Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.
Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Экономическая эффективность рассматривается в трех аспектах:
· на уровне общества (народного хозяйства в целом),
· отрасли,
· отдельной туристской фирмы.
Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или " мультипликатор ".
Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.
Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.
Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.
Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
· организации туризма в масштабах государства;
· туристского обслуживания населения региона;
· производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.
Экономические показатели развития туризма
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.
Система показателей развития туризма включает:
· объем туристского потока;
· состояние и развитие материально-технической базы;
· показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
· показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.
Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).
Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
· количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
· количество туродней по иностранным туристам;
· суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в следующем:
· увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;
· растет валовой национальный продукт;
· создают новые рабочие места;
· реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
· привлекается капитал, в том числе иностранный.
Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:
· влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;
· способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
· вызывает экологические и социальные проблемы.
Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.
Основными показателями экономической эффективности являются
1.
|
|
отраслей.
|
2. Эк = ________ Чр - численность работающих в отрасли
|
3.
|
4. Бюджетная эффективность Э= _______
|
Отражает прирост налоговых поступлений к изменению бюджетных издержек.
2. Мультипликативное воздействие туризма на экономику.
Методика расчета мультипликативного эффекта в туризме
|
|
|
|
Для того чтобы рассчитать расходы туристов, необходимо разделить их на группы:
1. Расходы, произведенные внутренними туристами,
2. Расходы, произведенные въезжающими туристами,
3. Расходы, произведенные выезжающими туристами
В каждой из этих групп необходимо выделить следующие критерии:
- те, кто приобрел турпродукт,
- те, кто совершил путешествие самостоятельно: а) те, кто остановился в гостиницах, б) местные жители
Структура расходов внутренних туристов.
|
|
Для расчета суммы расходов на турпродукт необходимо знать стоимость предлагаемых турпакетов и кол-во туристов, которые этот турпакет приобрели. Если известно процентное соотношение расходов на формирование и реализацию турпродукта, можно рассчитать, какой доход получат предприятия, обслуживающие данный тур. Это необходимо, чтобы в дальнейшем рассчитать дифференцированный мультипликативный эффект. Для расчета затрат на дополнительные расходы можно применить метод статистического анализа. При это анализируется структура доходов предприятия в течении года, определяется средний уровень продаж, тип продаж разница между которыми и будет являться доходом продажи дополнительных товаров туристам.
Расходы въезжающих туристов. Добавляется переезд в область.Структура расходов на формирование и реализацию турпродукта практически не отличается от предыдущего примера, но возрастает доля расходов на проживание и питание. Среди допол. расходов возрастает доля шопинга, на питание и развлечение, отсутствуют затраты на покупку спец.снаряжения. Отдельно внесены затраты на переезд в область. Чтобы их рассчитать необходимо знать стоимость билетов и сколько % получило транспортное предприятие данного региона от реализации билетов. Значение мультипликатора в данной категории максимально.
Пути повышения коэффициента мультипликатора.
Для конкретного региона тур.мультипликатор – это коэффициент, отражающий увеличение дохода в зависимости от расходов туристов. Для того, чтобы повысить коэффициент мультипликатора необходимо: - стимулировать увеличение туррасходов, - снизить склонность населения и предприятий к накоплению, - снижение уровня потребления импорта товаров и грамотная налоговая политика.
Косвенные факторы повышения мультипликатора:
- развитие индустрии туризма и инфраструктуры региона,
- наличие уникальных экологически чистых ресурсов,
- развитая экономика региона и его потребительская сфера,
- высокий туристский имидж региона.
По аналогии с мультипликатором доходов можно оценить степень воздействия туризма на национальный бюджет и спрогнозировать рост ВВП. Вклад туротрасли в производство ВВП значительно различается по странам. Например, от 4% в Великобритании до 20% в странах Карибского бассейна. В Швейцарии прямой экономический вклад туризма в ВВП составляет 5,6%, а косвенный за счет мультипликативного эффекта -2, 6%, суммарный вклад составляет 8,2%, и совпадает с долей в ВВП банковской сферы.
Также важным показателем косвенного влияния является налоговый мультипликатор. Он отражает изменение налоговых поступлений от туризма в зависимости от конкретного роста инвестиций. Также различают мультипликатор продаж и мультипликатор занятости.