Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

 

Экономическая основа конституционного строя Россий­ской Федерации включает совокупность конституционных принципов, устанавливающих базовые, основополагающие по­ложения в экономической сфере страны. В их числе — единое экономическое пространство; свобода экономической деятель­ности; признание и защита равным образом различных форм собственности; поддержка конкуренции (ст. 8 Конститу­ции РФ).

1. Основу функционирования единого экономического про­странства составляет объединение интересов собственников, направленное на реализацию их потребностей. Указанная инте­грация возможна только в условиях свободного движения това­ров, денежных средств, рабочей силы и информации, что га­рантируется следующими положениями Конституции РФ:

— на территории Российской Федерации не допускается ус­тановление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответ­ствии с федеральным законом,] если это необходимо для обес­печения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охра­ны природы и культурных ценностей (ст. 74);

- денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Бан­ком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75);

- система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и об­щие принципы налогообложения и сборов в Российской Феде­рации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

В интерпретации Конституционного Суда РФ принцип еди­ного экономического пространства гарантируется осуществле­нием находящейся в ведении Российской Федерации единой финансовой политики, включающей и единую налоговую по­литику; установлением правовых основ единого рынка; феде­ральным финансовым, в том числе бюджетным, регулировани­ем; принятием гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; формирова­нием федеральных экономических служб (п. «а», «е», «ж», «о» ст. 71, ч. 3 ст. 75)

2. С принципом свободы экономической деятельности связаны прежде всего положения Конституции РФ, содержащиеся в главе о правах и свободах человека и гражданина. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно га­рантируемые правомочия, являющиеся составляющими консти­туционного права на свободное использование своих способно­стей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Раскрывая содержание конституционного права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной за­коном экономической деятельности, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данное право не означает, что государство возла­гает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимате­лю (или гражданину-вкладчику) получение дохода

В основе конституционного принципа свободы экономиче­ской деятельности лежат следующие нормы гл. 2 Конститу­ции РФ:

o право выбирать род деятельности и профессию, что озна­чает свободу экономического выбора (ст. 37);

o право свободно передвигаться, выбирать место пребыва­ния и жительства, что предполагает свободу рынка труда (ст. 27);

o право на объединение (ч. 1 ст. 30)

o право на свободу договора — свободу заключать граж­данско-правовые и иные сделки, которое может быть выведено из смысла положений ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 35, ст. 37;

o право иметь имущество в собственности, владеть, пользо­ваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1,2 ст. 35); право иметь в частной собствен­ности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. 1,2 ст. 36); право использо­вать имущество для целей предпринимательской и иной не за­прещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

3. Предназначение гарантируемого и охраняемого Конституци­ей РФ права собственности состоит в том, чтобы обеспечить его обладателям определенную степень свободы в экономиче­ской сфере.

Свобода экономической деятельности, права владения, поль­зования и распоряжения имуществом, а также свобода догово­ров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства (ч. 3 ст. 55). Юридическая безопасность частных собственников и пред­принимателей непосредственно обеспечивается с помощью конституционного принципа признания и защиты равным обра­зом частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности (ч. 2 ст. 8).

4. Гарантируя поддержку конкуренции для создания условий эффективного функционирования рыночных механизмов, госу­дарство контролирует монополии. Поэтому в Конституции РФ установлено, что не допускается использование свободы эконо­мической деятельности для монополизации и недобросовест­ной конкуренции (ч. 2 ст. 34).

Монополизация означает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным зако­нодательством.

Конкуренция считается недобросовестной, если любые дей­ствия хозяйствующих субъектов направлены на получение пре­имуществ при осуществлении предпринимательской деятельно­сти, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причи­нить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации






©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...