Конституция РСФСР 1978 года




Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года.

1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорских классов и социальных групп, так как в обществе остались только трудящиеся классы и социальные группы (рабочие, крестьяне и интеллигенция);

2) целесообразность диктатуры пролетариата начала вызывать определенные вопросы, в том числе после развенчания культа личности И.В. Сталина;

3) экономика СССР, развивавшаяся на базе полного господства социалистической собственности, стала одной из самых мощных в мире;

4) в социальной сфере произошел рост уровня жизни населения, выравнивание условий жизни различных социальных слоев, повышение их общественной активности, в связи с чем возникла потребность расширения прав и свобод граждан с целью вовлечения их потенциала в развитие общества;

5) в сфере национальных отношений произошло выравнивание социально-экономического развития различных наций и народностей, рост интеграции в межнациональных отношениях;

6) для эффективного участия в международных отношениях, необходимо было изменение образа СССР в сторону социалистического государства с развитыми демократическими институтами и правами.

Таким образом, конституционное развитие нашей страны в рассматриваемый период времени перешло на новый этап в рамках советского периода, связанный с необходимостью закрепления обновленной модели социалистического общества. Как известно, указанная модель получила название государства развитого социализма, на что было косвенно указано в преамбулах к Конституциям 1977 и 1978 годов.

Применительно к Конституции РСФСР, следует сказать, что она, как и предыдущие подобные акты, во многом дублировала положения союзной Конституции. Так, в ней также был закреплен переход к модели общенародного государства, провозглашено полновластие народа, указаны новые формы государственной собственности и так далее. В целом, оценивая данный конституционный акт, можно сделать вывод о том, что он являлся наиболее демократическим по своей сути среди всех советских конституций.

1) расширение перечня основных прав, свобод и обязанностей по сравнению с Конституцией РСФСР 1936 года;

2) увеличение количества институтов непосредственной демократии;

3) повышение роли профсоюзных и иных общественных организаций при принятии решений политического и экономического характера, а также в отношениях управления социалистической собственностью;

4) расширение круга полномочий органов государственной власти субъектов РСФСР;

5) единообразное закрепление ряда основополагающих правовых принципов, таких как принцип законности, принцип учета международного правового опыта и так далее;

6) расширение прав граждан и общественных организаций по участию в выборах представительных органов и другие.

На наш взгляд, стоит также выделить некоторые особенности рассматриваемой Конституции, отличающие ее от Основного закона СССР:

1) в преамбуле данного акта подчеркивалось единство РСФСР в союзе с другими республиками, а российский народ признавался неотъемлемой частью всего советского народа;

2) в Конституции 1978 года была более подробно определена компетенция входящих в состав РСФСР субъектов и их суверенные права, а также были введены новые положения, касающиеся статуса автономной республики, автономных областей и автономных округов;

3) полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР были расширены и более подробно закреплены (в сравнении с предыдущей Конституцией), а также была более подробно определена компетенция местных органов власти.

Таким образом, подводя итог всему советскому этапу конституционного развития России, можно сделать вывод о том, что конституционализм в нашей стране действительно прогрессировал. Скорость такого прогресса различно оценивается учеными: многие из них считают, что указанный процесс осуществлялся слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, чему способствовал социалистический уклад российского общества, период так называемой "личной власти" И.В. Сталина, недостаточный учет зарубежного опыта при выработке конституционных актов. На наш взгляд, более близка к истина та группа ученых, которая оценивает указанный период как закономерный и естественно обусловленный.

Правовая сознательность российского народа после 1917 года еще длительное время оставалась на уровне дореволюционной России, поэтому и совершенствование конституционных институтов осуществлялось так долго. Политика руководящей партии и личности отдельных советских государственных вождей также имели достаточно высокое значение, но об отставании, на наш взгляд, здесь речи не идет.

Конституционное же развитие в советский период вначале было обусловлено радикально-революционными настроениями, господствующими как на уровне властных структур, так и в обществе в целом, затем определялось руководящей ролью Союза Советских Социалистических Республик и, в конечном итоге, пришло к естественной демократизации. Стоит отметить, что последняя Конституция РФСР вкупе с последней советской конституцией создала предпосылки для модернизации модели социализма, а в дальнейшем и радикального переустройства советского общества. На завершающем этапе советского периода конституционного развития России отечественный законодатель все же подошел к пониманию конституционализма в современном его варианте. А.Г. Пархоменко определяет его как "движение к правовому конституционному государству, в котором конституция (основной закон) закрепляет основные принципы демократического конституционного строя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: