Полномочия Президента Российской Федерации как главы государства.




 

Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент является главой государства.

Понятие "глава государства" точно и однозначно не определено.

Обычно главой государства принято именовать лицо, воплощающее собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента.

Функции Президента:

1. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

► глава государства должен сам строго соблюдать Конституцию;

► требовать ее соблюдения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, гражданами и их объединениями.

Для этого у Президента есть целый "набор инструментов»:

► он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

► наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства;

► вправе направлять в Конституционный Суд запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции;

► издает указы и вносит в Государственную Думу законопроекты, направленные на защиту правового положения личности в целом или регулирование статуса отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и некоторых других, особо нуждающихся в защите со стороны государства;

Президент должен нести персональную ответственность за эффективность защиты Конституции и прав граждан

 

  1. Принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности

► определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

► утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

► формирует и возглавляет Совет Безопасности;

► устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

► вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

► принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

► решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

► является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В мирное время осуществляет общее политическое руководство вооруженными силами, а в случае военной агрессии или ее непосредственной угрозы против России он может принять на себя управление ими,

► назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания (п. "л" ст. 83 и п. "б" ст. 89 Конституции РФ),

► в случае агрессии против России или непосредственной угрозы таковой вводит на всей территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87),

► определяет основные направления военной политики Российской Федерации

► утверждает военную доктрину Российской Федерации,

► объявляет общую или частичную мобилизацию,

► принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению

► утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил, Мобилизационный план Вооруженных Сил,

► утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса,

► утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний,

► утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

 

  1. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

► На Президента возлагается задача обеспечения единства государственной власти, которая, в свою очередь, осуществляется исполнительными, законодательными и судебными органами.

► Президенту, согласно части 2 статьи 80, отводится роль своего рода арбитра, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Одним из способов осуществления этой функции является закрепленное за Президентом частью 1 статьи 85 Конституции право использования согласительных процедур при решении спорных вопросов. Суть этих процедур состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении консенсуса.

► Право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации либо нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

  1. Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

На выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей. Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности.

  1. Представление России внутри страны и в международных отношениях.

Внутри страны Президент представляет федеральные органы власти во взаимоотношениях с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всевозможными институтами гражданского общества.

В международных же отношениях Президент представляет Россию не в качестве федерального уровня власти и не в качестве государства - аппарата, а в качестве субъекта международных отношений, как страну - суверенное и независимое государство. Это прежде всего означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному должностному лицу Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: