Формы деятельности палат Национального собрания.




Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, иных органов Палаты представителей, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах.

Работа Совета Республики осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, иных органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах.

98. Компетенция Палаты представителей Парламента.

Общая компетенция палат Национального собрания.

1) Законодательные полномочия палат белорусского Парламента.

1.1. Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь.

1.2. Палата представителей по предложению органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, рассматривает проекты иных законов Республики Беларусь.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.

2) Делегирование законодательных полномочий Палатой представителей и Советом Республики Президенту Республики Беларусь (ст.101 Конституции Республики Беларусь).

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат Национального собрания, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования указанных декретов и срок полномочий Президента Республики Беларусь на их издание. В период действия закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий палаты Национального собрания она не вправе принимать законы по тем же вопросам, по которым изданы декреты на основе закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий.

3) Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.

Временный декрет Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания представляется для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Решение о принятии временного декрета к сведению принимается большинством голосов от полного состава палат Национального собрания. Решение об отмене временного декрета считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Национального собрания.

4) Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь (ст.88 Конституции Республики Беларусь).

5) Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о проведении республиканского референдума.

6) Рассмотрение палатами Национального собрания обращений Президента Республики Беларусь к Парламенту.

7) Заседания палат Национального собрания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь.

8) Рассмотрение палатами Национального собрания запросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

9) Обращение палат Национального собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь.

1. Рассмотрение Палатой представителей вопроса об отставке Президента Республики Беларусь.

2. Назначение Палатой представителей выборов Президента Республики Беларусь.

3. Рассмотрение Палатой представителей вопроса о даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь.

4. Заслушивание Палатой представителей доклада Премьер-министра Республики Беларусь о программе деятельности Правительства Республики Беларусь. Палата представителей в двухмесячный срок после назначения Премьер-министра Республики Беларусь на должность заслушивает Доклад Премьер-министра Республики Беларусь о программе деятельности Правительства Республики Беларусь и одобряет или отклоняет программу. Решение об одобрении программы деятельности Правительства Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава Палаты представителей. Если решение об одобрении программы деятельности Правительства Республики Беларусь не принято, программа считается отклоненной. В случае отклонения программы деятельности Правительства Республики Беларусь Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня отклонения программы. Повторное отклонение Палатой представителей программы деятельности Правительства Республики Беларусь означает выражение вотума недоверия Правительству Республики Беларусь.

5. Рассмотрение Палатой представителей вопроса о доверии Правительству Республики Беларусь. Палата представителей рассматривает по инициативе Премьер-министра Республики Беларусь вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь. Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу.

Решение о доверии Правительству Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение о доверии не принято, считается, что Правительству Республики Беларусь отказано в доверии. Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

6. Выражение Палатой представителей вотума недоверия Правительству Республики Беларусь. Вопрос о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь рассматривается по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей. Вопрос об ответственности Правительства Республики Беларусь не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности. Решение о выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

7. Рассмотрение Палатой представителей вопроса о лишении депутата Палаты представителей неприкосновенности. Вопрос о лишении депутата Палаты представителей неприкосновенности решается Палатой представителей по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. По вопросу о лишении депутата Палаты представителей неприкосновенности большинством голосов от полного состава Палаты представителей принимается мотивированное решение, о котором извещается Генеральный прокурор Республики Беларусь.

8. Право Палаты представителей отменять распоряжения Председателя Палаты представителей.

 

99. Компетенция Совета Республики Беларусь.

Общая компетенция палат Национального собрания.

1) Законодательные полномочия палат белорусского Парламента.

2) Делегирование законодательных полномочий Палатой представителей и Советом Республики Президенту Республики Беларусь

3) Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.

4) Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь (ст.88 Конституции Республики Беларусь).

5) Рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о проведении республиканского референдума.

6) Рассмотрение палатами Национального собрания обращений Президента Республики Беларусь к Парламенту.

7) Заседания палат Национального собрания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь.

8) Рассмотрение палатами Национального собрания запросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

9) Обращение палат Национального собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь.

1. Рассмотрение Советом Республики вопросов о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь должностных лиц.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь.

2. Избрание Советом Республики 6 судей Конституционного Суда Республики Беларусь и 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

3. Отмена Советом Республики решений местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь.

4. Принятие Советом Республики решения о роспуске местного Совета депутатов. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства Республики Беларусь и в иных случаях, предусмотренных законом, Совет Республики вправе принять решение о роспуске местного Совета депутатов. Постановление о роспуске местного Совета депутатов принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения соответствующей комиссии Совета Республики.

5. Рассмотрение Советом Республики указов Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации. Совет Республики рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения Президентом Республики Беларусь на утверждение Совета Республики. Если указ Президента Республики Беларусь внесен в период между сессиями палат Национального собрания, для его рассмотрения созывается внеочередная сессия Совета Республики.

Постановления об утверждении указов Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации принимаются большинством голосов от полного состава Совета Республики.

6. Осуществление Советом Республики права законодательной инициативы.

7. Рассмотрение Советом Республики вопроса о лишении члена Совета Республики неприкосновенности.

8. Право Совета Республики отменять распоряжения Председателя Совета Республики.

 

100. Акты Парламента. Конституционные и программные законы: понятие, характеристика.

Палата представителей принимает законы и постановления. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Решения палат Национального собрания считаются принятыми при условии, если за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат принимаются:

— Конституция Республики Беларусь;

— законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

— акты о толковании Конституции Республики Беларусь;

— законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);

— законы (их отдельные положения), возвращенные Президентом Республики Беларусь для повторного рассмотрения и голосования с возражениями на этот закон (его отдельные положения), в случае преодоления этих возражений.

Палата представителей по требованию Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь принимает большинством не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей законы, по которым согласительной комиссией палат Национального собрания не принят согласованный текст законопроекта.

Большинством не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются также решения:

— о досрочном освобождении Президента Республики Беларусь от должности;

— о смещении с должности Президента Республики Беларусь;

— об отмене временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.

Юридическая сила решений палат Национального собрания определяется Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

101. Законодательный процесс и его стадии.

Законодательный процесс — это установленный законом порядок разработки, принятия и вступления в силу законов. Этот порядок регулируется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 4), Регламентом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. с изменениями, Регламентом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 2 апреля 1998 г. с изменениями, Законом от 26 ноября 2003 г. №248-З «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. №99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь».

Законодательный процесс состоит из стадий, среди которых основными являются:

1) законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ст.99 Конституции Республики Беларусь). Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь рассматриваются палатами Национального собрания по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст.138 Конституции Республики Беларусь). Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами совместно. Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов законов Республики Беларусь.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Бела­русь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь;

2) рассмотрение законопроектов в Палате представителей.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, делится на несколько подстадий:

— предварительное рассмотрение законопроекта;

— работа над проектом закона в комиссии;

— рассмотрение проекта закона на заседаниях палаты осуществляется в двух чтениях.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются целесообразность принятия законопроекта, его концепция и структура. По результатам обсуждения Палата представителей принимает законопроект в первом чтении или отклоняет его. Голосование за принятие законопроекта в первом чтении осуществляется в целом по всему законопроекту. Законопроект считается принятым или отклоненным в первом чтении, если за данное решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении обсуждаются возражения по концепции законопроекта и поправки к законопроекту. Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным частям проекта. Если по законопроекту не имеется замечаний и предложений, то голосование о принятии проекта закона во втором чтении может проводиться по законопроекту в целом.

По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия — Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь законопроект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь.

Законопроект считается принятым Палатой представителей во втором чтении, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить в Палату представителей и Совет Республики предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект закона подлежит рассмотрению каждой из палат Национального собрания в течение десяти дней со дня внесения проекта на их рассмотрение.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики;

3) Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.

Принятые Палатой представителей законопроекты могут рассматриваться в Совете Республики не более 20 дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным — 10 дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики, закон считается одобренным Советом Республики.

Законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики. Закон считается одобренным или отклоненным Советом Республики, если за такое решение проголосовало большинство от полного состава Совета Республики.

Если законопроект не был рассмотрен Советом Республики в установленные Конституцией Республики Беларусь сроки, он считается одобренным и направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты Национального собрания могут для преодоления возникших разногласий создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе. Решение о создании согласительной комиссии принимается большинством голосов от полного состава палат Национального собрания. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Республики в отдельности и вырабатывает согласованный текст законопроекта.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов от Палаты представителей и Совета Республики. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат Национального собрания. При повторном рассмотрении законопроекта Палатой представителей на голосование ставится законопроект в целом. Никакие дополнительные поправки Палатой представителей не рассматриваются.

Принятый Палатой представителей законопроект в течение 5 дней направляется в Совет Республики, где он рассматривается в соответствии Регламентом Совета Республики. В случае отклонения законопроекта Совет Республики может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении законопроекта в Совете Республики. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент Республики Беларусь либо по его поручению — Правительство Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей;

4) подписание и обнародование закона.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики представляется в 10-дневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента Республики Беларусь не позднее 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. В таком же порядке рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.

Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.

 

102. Аппарат палат Парламента.

Организационное, информационно-аналитическое, правовое, материальное, техническое и иное обеспечение Деятельности палат Парламента осуществляется Секретариатом палаты. Это — рабочий орган каждой из палат, обладает правами юридического лица.

Секретариат возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности Советом Палаты представителей (Президиумом Совета Республики) по представлению председателя палаты.

Секретариат палаты:

— осуществляет ведение протоколов заседаний палаты;

— готовит стенограммы выступлений;

— освещает работу палаты в СМИ;

— регистрирует депутатские запросы;

— направляет вопросы членам Правительства;

— осуществляет иные полномочия.

 

103. Досрочное прекращение полномочий палат Парламента.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случаях:

— отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;

— выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

— двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

— систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

— прекращения полномочий Совета Республики. Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:

— прекращения полномочий Палаты представителей.

Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее, чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты Национального собрания не могут быть распущены:

— в период чрезвычайного или военного положения;

— в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;

— в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента Республики Беларусь с должности;

— в течение года со дня первых заседаний палат.

104. Статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Правовой статус парламентариев складывается из их прав, обязанностей, ответственности и гарантий их деятельности. Он определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.

Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и Законом. Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и Законом.

Конституция Республики Беларусь и текущее законодательство прямо не закрепляет характер депутатского мандата. Вместе с тем ряд положений белорусского законодательства позволяет сделать вывод о том, что мандат белорусского депутата императивный:

1) новая редакция Конституции Республики Беларусь включила положение об отзыве депутата (ст.72), которое конкретизируется в Избирательном кодексе (разделы VIII, IX);

2) в соответствии со ст.26 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» депутат Палаты представителей ответственен перед избирателями и им подотчетен. Депутат обязан периодически, но не реже 1 раза в год или по требованию не менее 300 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления ям своих полномочий. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Основные права парламентария:

— право законодательной инициативы;

— право обратиться с запросом к государственным органам или должностным лицам;

— право обратиться с вопросом в устной или письменной форме к Правительству;

— право обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов;

— право высказывать предложения и замечания, выносить их на сессии Парламента;

— право на внеочередной прием должностными лицами, право доступа в учреждения, организации, на предприятия;

— право участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления;

— право принимать участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий, проводимых органами государственного контроля и другие права.

Основные обязанности парламентария:

обязаны присутствовать на заседаниях и принимать участие в работе палат и их органов, в состав которых они избраны;

— обязаны входить в состав одной постоянной комиссии;

— обязаны рассмотреть полученные ими предложения, заявления и жалобы граждан;

— обязаны поддерживать постоянную связь со своими избирателями;

— обязаны добросовестно выполнять поручения палаты и ее органов;

— обязаны соблюдать правила депутатской этики.

Депутатская неприкосновенность закрепляется в ст.102 Конституции Республики Беларусь. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий (так называемый парламентский индемнитет, который также означает денежное вознаграждение парламентария). Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Неприкосновенность парламентария распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы. В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Вопрос о лишении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики неприкосновенности решается соответствующей палатой Национального собрания Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

 

105. Контрольная деятельность палат Парламента и их органов.

106. Парламент и Президент: основа взаимодействия и взаимовлияния.

107. Парламент и Правительство: основы взаимодействия и взаимовлияния.

108. Основные гарантии депутатской деятельности.

109. Место и роль органов исполнительной власти в механизме государственной власти.

110. Порядок формирования, структура, состав, подотчетность и подконтрольность Совета Министров Республики Беларусь.

Правовое положение Правительства Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь осуществляет государственную власть наравне с Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием и судами. Часть 1 ст.106 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Следует отметить, что до 1996 г. Правительство Республики Беларусь именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус Правительства и порядок его деятельности определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 5), Законом от 7 июля 1998 г. № 178-З «О Совете Министров Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. №355.

Как центральный орган исполнительной власти Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем Правительство Республики Беларусь — это распорядительный орган, принимающий на своих заседаниях решения, которые исполняют подчиненные ему органы.

Таким образом, Совет Министров — Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти (ст.1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).

СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правительство — это коллегиальный орган. Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе Первого заместителя Премьер-министра, и министров. В его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров определяется Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Согласно ст.106 Конституции Республики Беларусь Премьер-министр обладает следующими полномочиями, которые конкретизируются в ст.20 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) организует работу Совета министров, руководит его заседаниями;

3) подписывает постановления Совета Министров;

4) издает распоряжения;

5) информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

6) распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;

7) представляет без дополнительных полномочий Правительство Республики Беларусь в международных сношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Совета Министров в пределах компетенции Правительства;

8) осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей до принесения Присяги вновь избранным Президентом.

Согласно п.7 ст.84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется През



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: