Конституционное право -это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.
К. право формализуется в его источниках.
Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.
Источники классиф-ся:
-по юр.силе,
-принявшему органу
-способу принятия,
-в зависимости от природы и происхождения.
Источники также подразделяются на ряд групп:
-акты гос.органов,
-внутригос.договоры и соглашения,
-правовой (К.) обычай, К.соглашения,
-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,
-правовая доктрина,
-политико правовые, идеологические (партийные) документы,
-международ.-правов. акты
Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.
Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.
Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.
Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.
К. имеет соц., полит. сущность.
История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.
К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.
Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.
В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.
К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).
Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.
В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.
По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.
Сущность и функции конституции.
И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.
Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.
Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.
Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.
Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.
Ф-ции:
1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,
2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,
3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,
4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,
5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.
Содержание и форма конституции.
Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.
На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:
-ход истор.развития страны,
-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,
-изменения формы правления или гос. устройства и др.,
-научные концепции,
-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.
Форма К.- способ организации составляющего ее правового материала.
Выделяют внешнюю форму Конституций:
- писаные,
- неписаные,
- кодифицированные,
- некодифицированные К.
и внутреннюю:
1.кот.проявл-ся в ее стр-ре
2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.
Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.
Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.
Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.
В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).