Источники конституционного права как отрасли национального права.




Конституционное право -это отрасль национального права, нормы которого закрепляют устройство государства и общества, правовое положение личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.

К. право формализуется в его источниках.

Включение тех или иных видов источников в К.право конкретного государства, их роль и место в системе национального права во многом зависит от типа правовой системы этого государства: напр., Романо-германская, англо-саксонская.

Источники классиф-ся:

-по юр.силе,

-принявшему органу

-способу принятия,

-в зависимости от природы и происхождения.

Источники также подразделяются на ряд групп:

-акты гос.органов,

-внутригос.договоры и соглашения,

-правовой (К.) обычай, К.соглашения,

-источники К. права, основанные на религиозных воззрениях,

-правовая доктрина,

-политико правовые, идеологические (партийные) документы,

-международ.-правов. акты

Основным источником К. права явл. К., затем декларации, закон.

Закон- наиболее распространенный и предпочтительный вид источников К. права в виду значимости предмета этой отрасли права.

 

Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

 

Именно через эти явления можно раскрыть понятие К.

К. имеет соц., полит. сущность.

История К. связана с эпохой буржуаз.революций, требованием правового закрепления свобод граждан, установление пределов власти.

К.-писаный основной закон гос-ва, обладающий верховенством и юр.силой, кот.определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанав-ет правов.пределы для власти и норматив.меру свободы для человека.

Соц-полит.гос-во использует К. для утверждения власти победившего класса, нового типа демократии, а также как правовой акт, устанав-щий режим пролетарской (социалист., общенародной) законности.

В истории 20в. выделяют 3 периода наиболее активного К.правотворчества.

К.-конкретно-истор.явление, порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития обществ. и гос. строя определенной страны (вн.фактор) и мировой цивилизации (внеш.фактор).

Как соц-полит.явление-К.-это соц. регулятор обществ.отн-ий, отражающий расстановку полит.сил в об-ве, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом м\у ними компромиссе, согласии.

В К.в больш. или меньш. мере отраж-ся полит. и идеолог. позиции преобладающих (господ-щих) полит.сил.

По состоянию об-ва можно говорить о том, насколько стабильна, реальна/фиктивна К.

 

Сущность и функции конституции.

 

И социалисты, и марксисты концентрировались на соц.аспекте сущности К.

Их критики видели К. -основным законом, правовым актом, ограничивающих власть.

Современное видение сущности К. связано с изменениями, происходящими в об-ве -все большая ориентированность стран на общечеловеческие ценности, а не на классовые интересы, отсюда К.-становится док-ом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех соц.слоев об-ва, актом обществен.согласия. Это внутренний аспект проявления соц.сущности К.

Внешнее проявление сущности К.: док-т, отражающий положение конкрет. гос-ва в межд.сообществе, его включенность в мировые соц. и полит.процессы или отстраненность от них.

Ф-ции К. вытекают из соц.сущности К. и проявляются в содержании К.норм и инст-тов.

Ф-ции:

1) организация гос.власти в об-ве и определение принципов и усл-й ее осуществления,

2) придание легитимности власти путем установления способов ее получения,

3) учреждение органов гос.власти, наделение их компетенцией и закрепление правил взаимоотнош-й с инст-ми об-ва и м\у собой,

4) опред-е сферы свободы человека, установление основ его правов.положения и взаимоотн-й с властью,

5) идеологич.воздействие на гос.и об-во, возможное ввиду широкого смысла К.-правовых принципов и достигаемое путем раскрытия его в порядке официального толкования.

Содержание и форма конституции.

Содержание К.-круг обществен.отношений, урегулированный ее нормами.

На содержание К. конкретного гос-ва оказывают влияние многие факторы:

-ход истор.развития страны,

-соотн-е обществ. сил на том или ином этапе ее истории,

-изменения формы правления или гос. устройства и др.,

-научные концепции,

-мнение гос.деятелей, партийных лидеров и другие факторы.

Форма К.- способ организации составляющего ее правового материала.

Выделяют внешнюю форму Конституций:

  1. писаные,
  2. неписаные,
  3. кодифицированные,
  4. некодифицированные К.

и внутреннюю:

1.кот.проявл-ся в ее стр-ре

2. и означает определ.последовательность в расположении норм К., обусловленную теоретической концепцией, положенной в ее основу, правилами законодательной техники, обеспечивающую логич.связь К. инст-тов и норм.

Большинство К.норм объединены в осн.часть К. и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям и пунктам в соответствии с их содержанием.

Особ.часть многих К.-преамбула-ввод.часть К., нередко имеющая нормативное значение.

Нормат.значение имеют и заключительные (переходные) положения К.

В К. также встречаются и др. особенные структурные части, имеющие свое предназначение (как правило, это временные положения, приложения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: