Конституция как правовой документ через юр.свойства конституции.
Юр.свойства конституции- это свойства, отличающие конституцию от других законов в государстве.
1) Верховенство а) раскрывает место конституции в правовой системе;
б) проявление доктрины права и закона;
в) основа гос.суверенитета.
2) Высшая юр.сила конституции
а) степень правовой обязательности;
б) как гарантия верховенства конституции;
в) обязательность всех субъектов права соблюдать конституцию;
г) конституционная ответственность;
д) закрепленная императивная форма. НПА не должны противоречить конституции;
е) правоприменительная практика. Не должны противоречить конституции.
Объединив эти два пункта, делаем вывод, что они устанавливают режим конституционной законности- верховенство и высшая юр.сила.
3)Прямое действие
а) Конституция действует на всей территории государства(актуально для всей территории государства)
б) Если нарушена норма конституции- подлежит обжалованию в суде. Через это свойство проявляется дух конституции.
4)Конституция как юр.база текущего законодательства
а) К.направляет и стимулирует текущее законодательство (прямые предписания в К.о необходимости принятия определенных законов);
б) К.координирует текущее законодательство. Прежнее законодательство действует в части, не противоречащей К.
в) К.устанавливает классификации соподчиненность НПА(юр.сила);
5)Учредительный характер
а) устанавливает первичное правовое регулирование общественных отношений;
б) учреждаются новые принципы конституционного строя;
в) учреждаются новые органы и новые правовые институты;
6)Стабильность
- не есть неизменность К.
а) пересмотр- разработка и принятие новой К.
В основе идея учредительной власти. Субъекты принятия К.должны обладать учредительной властью.
Субъект: монарх- октруирование(дарование)
Народ- референдум(полит.игра)
Парламентские- квалифицированное большинство+ вынесение народных реформ(народное вето)
Особый представительный орган, наделенный учредительной властью- учредительное собрание (конвент, ассамблея).
б) Внесение конституционных поправок
- жесткие- сложность процедуры;
- неизменяемость отдельных положений К.;
- принцип о защите достоинства и прав человека.
- гибкие- поправки вносятся как в обычные законы(неписаные К-ции).Н.Великобритания.
Функции К.
1) Учредительная;
2) Организаторская;
3) Внешне-политическая(основы внешней деятельности государства);
4) Юридическая.
Содержание и формы К- ции:
1)Нормы К. и связи между ними;2)Способ организации конституционно-правового материала-К.- закон государства.
Какие факторы влияют на содержание К.
- полит.взгляды на природу власти и собственности;
-уровень общественного и правового сознания;
-назначение конкретной конституции;
- воля и взгляды тех,кто разрабатывает К.;
- собственные свойства К.
Реализация К- ции.
1)Соблюдение;
2)Применение.
С реализацией К.связана охрана К.- совокупность правовых средств и методов, обеспечивающих соблюдение режима Конституционной законности.
Субъекты охраны:
-органы общей юрисдикции- Глава государства- гарант К.,парламент, суды и правоохранительные органы.
- специальные органы- К.контроля и надзора(органы- Конституционный Суд)
Конституционный надзор- выявление противоречий между К.и другими НПА правоприменительной практикой. Это решение не соответствует К.
Другие органы:
Неконституционный Акт - должен отреагировать.
Органы контроля:
Не устанавливают факт нарушения и сами его устраняют. Носят окончательный и обязательный характер.
11. Способы,порядок принятия и изменеия конституции.
В КП полномочия связываются с наличием учредительной власти(первоначальной или конституционной) у особого круга субъектов,реализующих их в порядке специальных процедур.Способы принятия и разработки конституции: а- авторитарные(октороированные,разработанные окупационной властью) б- демократические(принятые народо либо непосредственно,либо через представителей,в том числе особым сформированнымдля этой цели органом,например.учредительным собранием).В федеративных гос-вах возможны особые формы участия субъектов федерации в принятии или одобрении конституции.Порядок внесения изменений в конституцию позволяет различать гибкие и жесткие конституции.В ряде конституций имеются нормыустанавливающиепределы возможного изменения конституции:некоторые принципиальные,наиболее важные положения основного закона не подлежат изменению вовсе, иные изменяются в усложненом порядке.