В ракмках унитарного гос-ва могут создаваться автономные территориальные образования.Автономия (территориальная)- это самостоятельное осуществление государственной власти соответсвующим государственным образованием или региональной единицей через систему создаваемых ими органов в пределах прав,предоставленных им центральной властью. Объем прав,которые имеют автономные территориальные образования,шире прав обычных административно-территориальных единиц. При предоставлении автономии учитываются различные особенности территории т проживающего на нем населения- исторические,географические,политические,национальные,религиозные и другие. Выделяются виды автономий. Различают национально-территориальную и территориальную автономию, административную и политическую (законодательную) автономию. Применение других критериев может разнообразить эту классификацию.Автономию следует отличать о, с одной стороны, от местного самоуправления, с другой- от осуществления государственной власти субъектом федерации. Автономию как форму территориальной организации власти нельзя путать с культурно-национальной автономией, служащей способом реализации национальных прав граждан и не связанной с определенной территорией.
51.Система гос.органов- закрепленная конституционно- правовыми нормами совокупность гос. органов конкретного гос-ва, объединенных задачей реализации его функций, построенная в соответствии с тем или иным принципом организации гос. власти. Каждое звено рассматриваемой системы наделено конкретным правовым статусом, а между отдельными органами и их видами существуют взаимосвязи и складываются взаимоотношения,определяемые конституционно-правовыми нормами.
На систему гос. органов влияют форма, полит. режим, форма гос. устройства.
Система и виды государственных органов РФ
1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных
гос.-властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на
осуществление его задач и функций, и действующий в установленном
порядке.
Признаки гос. органов:
1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право
издавать акты, обязательные для исполнения другими гос. органами,
должн. лицами и гражданами.
2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.
3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и
ф-ции
4. Каждый орган является составной частью единой системы органов
гос. власти.
В своей совокупности гос. органы образуют единую систему.
1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд.
власти.
Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ,
краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы
в совок. сост. систему представит. органов власти.
Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства,
главы администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн.
власти делятся:
1) на органы общей компетенции (пр-ва)
2) органы спец. компетенции (министерства).
Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды
субъектов.
В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.
В систему органов гос. власти не входят органы местного
самоуправления.
2. По территор. пределам действия
1) федеральные гос. органы
2) органы субъектов РФ
К федер. – ФС, пр-во
К органам субъектов
3. По порядку осуществления полномочий
1) коллегиальные ФС
2) единоначальные Президент РФ.
Принципы организации и деятельности гос. органов:
Существуют в большом разнообразии,а их использование зависит от конкретной исторической ситуации и традиций, формы правления, полит.режима, конкретного назначения органа.Вся система гос.органов в конкретном гос-ве зависит от модели организации власти: принцип абсолютизации(монополизации)власти и принцип разделения властей.Обосновываются и др.принципы-совместного властвования, принцип взаимодополнения в распределении гос.функций.
52.Избирательная система- это система общественных отношений, складывающихся в связи с выборами. В узком смысле избирател. система понимается как определенный порядок проведения выборов, характерный тем или иным способом определения их результатов.
Избирательное право- совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные положения, возникающие в связи и по поводу выборов. Избирательное право подразделяется и как субъективное право гражданина, которое подразделяется на активное(право избирать) и пассивное(право быть избранным). Законодательством некоторых гос-в предусматривается обязанность участвовать в выборах.(обязательный вотум).Источником избирательного права- конституция, избирательное законодательство, включающее материальные и процессуальные нормы. В своей исторической эволюции избирательное право прошло путь от оформления представительства групповых интересов(сословных,классовых) к закреплению представительства индивидуального, народного(через право каждого гражданина избирать непосредственно).
В современный период наблюдается выдвижение на первый план групповых полит.интересов, которые превалируют над интересами индивидуальными при формировании гос. органов.