Внешняя политика Италии в начале XXI века.




К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страны Центральной и Восточной Европы, Россия. Одной из важнейших целей внешней политики Италии является получение места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Италия является членом таких международных организаций, как: ООН (с 1955 г.), НАТО (с 1949 г.), Совет Европы (1949 г.), ЕС (с 1957 г.), «Группа десяти» (с 1964 г.).

Начиная со второй половины 90-х годов, на первое место во внешнеполитическом курсе Италии вышла проблема, связанная с определением страны в Европейском Союзе. Прежде всего, обращалось внимание на вопрос о введении единой европейской валюты ― евро.

В начале XXI века страна вместе с Грецией, Словенией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией приняла участие в выдвижении нового субрегионального проекта — Адриатической и Ионической инициативы (АИИ). Конференция на уровне министров иностранных дел была проведена 20 мая 2000 года в итальянском городе Анкона и открыла Италии новые каналы влияния на Балканы. Также после создания АИИ Италия практически стала одной из главных западноевропейских стран, способных регулировать развитие на Балканах, которое давало Италии возможность утвердиться в роли одного из центров притяжения для стран Юго-Восточной Европы.

В 2001—2006 годах премьер-министр и министры иностранных дел Италии совершили ряд визитов с целью налаживания диалога палестинской и израильской администрации при посредничестве Рима в разрешении регионального кризиса. Впервые государственный визит президента Италии в Турцию состоялся 22 ноября 2005 года. Карло Чапми выразил поддержку в стремлении Турции стать членом Евросоюза, а также акцентировал внимание на том, что страна и её руководство должны приложить усилия для достижения стандартов, принятых в ЕС.

В 2015 году Италия является одним из самых влиятельных участников НАТО. Итальянские военнослужащие принимают активное участие в разнообразных учениях и операциях североатлантического альянса. В натовских миссиях в Косово, Ираке, Афганистане участвовали около 6500 итальянских военнослужащих и сотрудников специальных служб. Корабли военно-морских сил Италии участвовали в морской операции НАТО «Активные усилия» в Средиземноморье. В ходе первого этапа военной операции в Ливии Италия откомандировала в распоряжение НАТО третью по численности авиагруппировку. Италия занимает пятое место по сумме инвестиций в бюджет НАТО

К 2017 году на территории Италии дислоцируется несколько десятков военных баз и полигонов США и НАТО, ряд командных органов североатлантического альянса. В их числе штаб Совместного военного командования (ШСВК) и Командование морскими силами под управлением ШСВК в Неаполе, в этом же городе находится консульство США. В Италии расположены исследовательский центр НАТО и несколько учебных заведений альянса. Среди них — военный колледж в Риме, Школа связи и информационных систем в Латине, Центр подводных изучений в Ла Спези.

На американских базах в Италии ещё со времён холодной войны развёрнуто тактическое ядерное оружие (90 боезарядов), входящее в состав нестратегического ядерного арсенала США и НАТО.

Концепция политики Италии в отношении перспектив НАТО близка к стратегическим установкам других стран альянса. Италия является приверженцем сближения с Россией в рамках специальной программы НАТО «Партнёрство ради мира». Этим же ориентирам в гораздо более напряжённой международной обстановке пытался следовать и ныне существующий кабинет Маттео Ренци. Коррективы в позицию Италии внёс начавшийся в 2014 году кризис на Украине и возникшее на этой почве осложнение отношений Запада с Россией, к санкциям против которой присоединилась и Италия. Тем не менее в официальных документах НАТО, с которыми солидаризуется Италия, по-прежнему закреплены необходимость трансформации альянса и поддержание диалога с Россией.

 

Глава 5. Образование, наука, культура, религия.

 

Образование и наука.

Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах.

Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются широкой автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены.

Итальянцы начинают учиться рано. Для детей в возрасте до шести лет имеются детские сады или школы раннего развития — scuola materna. Многие итальянцы отдают туда детей уже с трехлетнего возраста. Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем.

Дети учатся в группах по 15—30 человек, в т. ч. по методу знаменитого педагога Марии Монтессори. Существуют и частные католические детские сады, где придерживаются более традиционных методов воспитания. Посещение школы раннего развития не является обязательным. Тем не менее, Министерство образования оказывает этим учебным заведениям значительную финансовую поддержку.

В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени бесплатны и обязательны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе — чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. — являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка.

Дети учатся пять дней в неделю по шесть часов в день. В конце каждой ступени проводится тестирование. Вместо привычных для нас баллов применяется система оценок («отлично», «хорошо» и т. д.).

Традиционно классы в итальянских государственных школах очень большие. В частных школах, составляющих примерно 5% от общего числа, классы поменьше. Программа там идентична государственной, но школам этого типа запрещено выдавать свои аттестаты, поэтому их ученики сдают государственные экзамены на получение соответствующего сертификата. По окончании первого пятилетнего цикла (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы, и ученики переходят в среднюю школу, где учатся до 14 лет. На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство, музыку.

После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано — не сдано». Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год.

По окончании всего курса обучения в средней школе сдаются выпускные экзамены: по итальянскому, математике и иностранному языку — письменные, по остальным предметам — устные. Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы.

Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Отсев велик: пятилетний курс обучения заканчивает только половина из тех, кто поступил. Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует несколько их разновидностей: в частности, классический, лингвистический и естественных наук.

Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты, профессиональные институты и педагогические институты.

Знаменитый Болонский университет получил хартию от императора Фридриха I Барбароссы в 1158 году. Это позволяет считать Болонский университет старейшим университетом Европы. Другие старинные университеты были основаны в Парме (XI век), Модене (1175), Перудже (1200), Падуе (1222), Неаполе (1224), Сиене (1240), Мачерате (1290), Риме (1303), Флоренции (1321), Камерино (1336), Пизе (1343), Павии (1361) и Ферраре (1391). Помимо государственных университетов, в Италии работают 14 негосударственных, имеющих государственную лицензию, в том числе самый большой из них — Католический университет в Милане. Всего в настоящее время в университетах Италии учатся свыше 1 800 000 студентов и преподают около 60 000 профессоров. Специфика итальянских университетов такова, что вступительные экзамены отсутствуют, также практически нет такого явления, как отчисление студента за неуспеваемость. По этим причинам в последние годы университеты стали сталкиваться с проблемой переполнения. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на пять лет, а на медицинском — на шесть.

После первых трех лет обучения студент получает диплом (laurea), соответствующий диплому бакалавра. Студент может продолжить образование для получения следующей степени, соответствующей степени магистра, и получить диплом (laurea specialistica). Этот курс длится, как правило, два года.

Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Престижное техническое образование дают политехнические институты в Милане и Турине, знаменитый Европейский институт дизайна в Милане — одно из наиболее авторитетных учебных заведений в данной области в мире. В настоящее время в высших учебных заведениях Италии обучается около 40 000 иностранцев. Некоторые университеты предлагают для студентов из других стран специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.

В Италии существует свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества.

Наука начала развиваться в монастырях. В IX в. в Салерно была создана медицинская школа. В середине века получили развитие навигация картография, что было связано с великими географическими открытиями (Х. Колумб, А. Веспучи, Себастьян Кабот, М. Поло). Появились труды по математике и механике Ф. Бруннелески, Леонардо да Винчи, много внимания уделялось прикладным наукам (гончарное искусство, производство стекла, химия, оптика, пиротехника). Основы научной анатомии заложил А. Везалий (в 1537 – 1543 гг.). С конца XVI в. наука в Италии занимает лидирующее место в Европе. В XVII в. в условиях феодальной раздробленности она утратила свое первенство. История философской мысли помнит имена П. Дамианы, Ф. Аквинского, Боккаччо, Н. Макиавелли. В настоящее время научно-исследовательскими работами руководит национальный совет исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: