Правовое положение человека зависит, прежде всего, от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, беженец. Наиболее широкими правами пользуются граждане данного государства, они же имеют и наибольшие обязанности.
Институт гражданства можно назвать неотъемлемым и основополагающим элементом правового статуса личности. Именно гражданством определяется объем прав и свобод лица, его взаимоотношения с государством.
Гражданство —это правовая связь между физическим лицом и государством, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.
Среди международно-правовых норм по вопросам гражданства, которые зафиксированы в международных актах универсального и специального характера, можно выделить следующие:
а) Гаагская Конвенция, которая регулирует некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.;
б) Устав ООН;
в) Всеобщая декларация прав человека;
г) Конвенция Совета Европы о сокращении случаев многогражданства и о военной повинности в случаях многогражданства от 6 мая 1963 г.;
д) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.;
e) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;
ё) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин от 18 декабря 1979 г.;
ж) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
з) Европейская Конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. и др.
Вопросы гражданства Украины регулируются Конституцией Украины, международными договорами Украины, Законом Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г., указами Президента Украины, которому в соответствии с п.26 ст. 106 Конституции Украины принадлежат полномочия относительно принятия в гражданство и прекращения гражданства Украины, и другими нормативно-правовыми актами.
Принципы гражданства:
1) единое гражданство, те. такое, которое исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц.
2) предупреждение возникновения случаев безгражданства;
3) невозможность лишения гражданства;
4) признание права гражданина на изменение гражданства;
5) невозможность автоматического приобретения гражданства иностранцем или лицом без гражданства вследствие заключения брака с гражданином государства или приобретения гражданства его женой (мужем), или автоматического прекращения гражданства одним из супругов вследствие расторжения брака или прекращения гражданства вторым из супругов;
6) равенство перед законом граждан независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства;
7) сохранение гражданства независимо от места проживания гражданина.
Согласно ст. 3 Закона, гражданами Украины являются:
1) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 г.) постоянно проживали на территории Украины.
Эти лица являются гражданами Украины с 24 августа 1991 года.
2) лица, которые на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 г.) постоянно проживали в Украине, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков и которые не являются гражданами других государств.
Эти лица являются гражданами Украины с 13 ноября 1991 года.
3) лица, прибывшие в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 г. и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена запись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия.
Эти лица являются гражданами Украины с момента внесения отметки о гражданстве Украины.
4) лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины.
Документами, подтверждающими гражданство Украины, являются:
1) паспорт гражданина Украины;
2) свидетельство о принадлежности к гражданству Украины;
3) паспорт гражданина Украины для выезда за границу;
4) временное удостоверение гражданина Украины;
5) проездной документ ребенка;
6) дипломатический паспорт;
7) служебный паспорт;
8) удостоверение личности моряка;
9) удостоверение члена экипажа;
10) удостоверение личности для возвращения в Украину.
Гражданство Украины приобретается:
Рис. 1. Основания приобретения гражданства Украины
Гражданство детей при изменении гражданства родителей изменяется в зависимости от возраста детей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия.
Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины», иностранцы и лица без гражданства могут быть по их ходатайству приняты в гражданство Украины. Принятие в гражданство осуществляется указами Президента Украины на основании п. 26 ст. 106 Конституции Украины, по предоставлению комиссии при Президенте Украины по вопросам гражданства. Государству небезразлично, с кем устанавливать отношения гражданства. Поэтому Закон сопровождает принятие в гражданство условиями, позволяющими оценить способность лица быть полноценным гражданином, приспособиться к экономической и социальной обстановке, правопорядку в Украине.
Но в гражданство Украины не принимается лицо, которое:
1) совершило преступление против человечества или осуществляло геноцид;
2) осуждено в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости) с учетом уровня угрозы для национальной безопасности государства;
3) совершило на территории другого государства деяние, признанное законодательством Украины тяжким или особо тяжким преступлением.
Восстановление гражданства осуществляется по ходатайству лица, ранее состоявшего в гражданстве Украины. При этом не могут быть восстановлены в гражданстве Украины лица, утратившие гражданство Украины на основании п.4 ч.1 ст. 19 (предоставление заведомо неправдивых сведений или фальшивых документов).
Гражданство Украины может быть изменено при изменении государственной границы Украины и вследствие изменения государственной принадлежности территории. Порядок и сроки оптации будут определяться международными договорами Украины.
Гражданство Украины является свободным, что предполагает право лица выйти из него, изменить свое гражданское состояние. Возможны три способа прекращения гражданства:
1) вследствие выхода из гражданства;
2) вследствие утраты гражданства;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами.
Рис. 2. Прекращение и утрата гражданства
§ 3. Конституционные права, свободы и обязанности человека
и гражданина
Конституционный статус лица, закрепленный в Конституции, базируется на международно-правовых документах. Последние устанавливают общеправовые стандарты его прав и свобод, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Конституция исходит из концепции естественных прав человека. Она устанавливает, что «права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы». Конституционные права не могут быть упразднены, а при принятии новых законов не допускается сужение объема существующих прав и свобод.
Различают также понятия «права человека » и «права гражданина ». Отмеченные понятия близки по природе и содержанию, но не совпадают. В первом случае речь идет о правах, связанных с самим человеческим существом, его существованием и развитием. Человек (как субъект прав и свобод) в этом понимании выступает преимущественно как физическое лицо. К этому виду прав принадлежат: право на жизнь; право на уважение к достоинству человека; право на свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. п.
Права гражданина связаны со сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является. Примером прав гражданина, закрепленных в Основном Законе, являются право граждан на свободу объединение в политические партии и общественные организации, право принимать участие в управлении государственными делами, право на участие в проведении митингов, шествий, демонстраций и т.п.
Права человека по сравнению с правами гражданина имеют доминантное значение, поскольку права человека «распространяются» на всех людей, которые проживают в государстве, а права гражданина —лишь на тех лиц, которые являются ее гражданами.
В Конституции закрепляются основные права и свободы человека и гражданина системно. Система конституционных прав, свобод и обязанностей —это их совокупность, которая характеризуется наличием внутренних связей, последовательностью расположения и единством, принципами правового положения человека, которые определяются в государстве. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина составляет основу всех других прав и свобод, закрепленных нормами отраслевого законодательства. Конституционные права и свободы в зависимости от сфер, в которых они находят применение, классифицируются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, естественными правами человека, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства. Они подтверждают индивидуальную сущность человека, ограждают его от произвола государства, его органов, а также других членов общества. К личным правам и свободам относятся: право на жизнь; право на уважение достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции; невмешательство в личную семейную жизнь; свобода передвижения; право на свободу мировоззрения и вероисповедания.
Политические права и свободы предоставляют возможность лицу участвовать в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Они обеспечивают активную самореализацию человека в обществе и государстве. Политические права и свободы могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно. К политическим правам относятся: право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений; право на свободу объединения в политические партии и общественные организации; создание и деятельность политических партий и общественных организаций; право участвовать в управлении государственными делами, в референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право граждан на равный доступ к государственной службе и службе в органах местного самоуправления; право на проведение публичных мероприятий.
Экономические, социальные и культурные права и свободы позволяют человеку претендовать на долю в общественном богатстве, привлекаться к благам, созданным цивилизацией. К ним относятся: право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности; право на предпринимательскую деятельность; право на труд; право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень; право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование; право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; добровольное согласие женщины и мужчины на брак; равенство прав детей; право на образование; право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.
В 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Однако далеко не все развитые государства пожелали присоединиться к этому Пакту, требующему государственного признания привилегий, которые, тем не менее, нельзя защитить в суде. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ставящая цель установить общеевропейские стандарты защиты естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, не признает никаких социально-экономических и культурных «прав», противоречащих формальному равенству, равноправия.
Однако А. Колодий и А. Олийник предлагают другую классификацию прав:
1) физические права —это возможности людей, которые характеризуют их физическое и биологическое существование, удовлетворение материальных, духовных и некоторых других потребностей;
2) политические права —это возможности человека и гражданина принимать участие в общественной и государственной жизни, вносить предложения относительно улучшения работы государственных органов, их должностных лиц и объединений граждан, непосредственно принимать участие в различных объединениях граждан;
3) экономические права —это такие возможности человека и гражданина, которые характеризуют их участие в производстве материальных и духовных благ;
4) социальные права —это возможность человека и гражданина по обеспечению надлежащих социальных условий жизни;
5) экологические права —это возможность человека и гражданина иметь безопасную экологическую среду;
6) семейные права —это возможности человека и гражданина свободно распоряжаться собой в семейных правоотношениях;
7) культурные права − это возможности доступа человека к духовным ценностям своего народа (нации) и всего человечества;
8) личные права —это возможности человека и гражданина по защите своих прав, свобод и законных интересов.
Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина не допускается. Под ограничением осуществления прав человека следует понимать деятельность компетентных государственных органов по установлению пределов (ограничений) в осуществлении прав человека. Таким образом, понятия пределы (ограничения) прав человека и осуществления прав человека нетождественны. При этом ограничение прав человека следует отличать от нарушения прав человека, поскольку правовые последствия в обоих случаях являются различными и обоснованное ограничение прав человека не должно безосновательно подвергаться критике, поскольку оно в значительной степени как раз и направлено на должное признание и утверждение прав других людей.
Ограничение прав человека должно быть подчинено следующим общим принципам:
- обусловленность конкретно-историческими обстоятельствами;
- сбалансированность интересов конкретного лица с интересами группы людей;
- обеспечение справедливого баланса частных и публичных интересов;
- соответствие мер, проводимых в отношении ограничения осуществления прав человека, целям ограничиваемого права;
- приоритет пределов прав человека, установленных международными актами, перед пределами, установленными национальным законодательством;
- недопустимость установления в текущем законодательстве ограничений прав человека более узких, чем те, которые предусмотрены в Конституцией;
- законность и обоснованность ограничений прав человека.
Основания ограничения прав человека —это определенные личные (индивидуальные) и социальные (коллективные) интересы, ради обеспечения которых нормоустанавливающий орган считает необходимым ограничить определенные права человека.
Допускаются ограничение прав человека в случаях введения военного или чрезвычайного состояния с обязательным указанием срока действия этих ограничений.
Рис. 3. Конституционные обязанности человека и гражданина
Кроме того, устанавливаются и конституционные обязанности как граждан, так и каждого, кто постоянно проживает или находится на территории государства. Это полностью отвечает существующим международным стандартам, ведь ст. 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Следовательно, одним из ведущих принципов конституционного статуса человека и гражданина является единство прав и обязанностей.
Таким образом, конституционные обязанности —это требования, которые выдвигаются к каждому человеку и гражданину, действовать определенным, четко регламентированным конституционной нормой, образом (или воздержаться от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан.
Государство со всеми его властными органами должно стать главным гарантом обеспечения этих прав, свобод и обязанностей, и в то же время оно само должно реформироваться, в том понимании, что построение правового государства следует начинать с обеспечения этих прав, свобод и обязанностей.