Вопросы к зачету по курсу
«Конституционное право Республики Беларусь»
Для студентов 1-го курса дневного и заочного отделений
По специальности «Правоведение»
(2014-2015 уч.год).
Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь.
Термин «конституционное право» используется в трех значениях:
1) как отрасль права;
2) наука конституционного права;
3) учебная дисциплина.
В дальнейшем, если специально не будет оговорено, под конституционным правом будем понимать отрасль права.
Конституционное право — это ведущая отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы правового статуса личности, учреждающих систему государственной власти и устанавливающих основополагающие правила взаимоотношения между личностью, обществом и государством.
Конституционное право в отличие от других отраслей регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., но предметом его являются фундаментальные общественные отношения в указанных сферах. Поэтому можно утверждать, что предметом конституционного права являются отношения, возникающие при установлении основ государственного и общественного строя, форм и пределов власти народа, основ правового статуса личности, государственного устройства, порядка формирования и функционирования органов государственной власти, принятия и действия законов и иных нормативных правовых актов. Конституционное право определяет политическую систему, в том числе его нормы предусматривают возможность многообразия политических партий, наличие политических прав (политический плюрализм), экономическую основу (многообразие форм собственной и, включая наличие частной формы собственности — ее отсутствие было характерно для социалистического строя), социальную основу и др. М этом заключается и значение конституционного права.
Конституционное право тесно связано со всеми отраслями права. Именно с него начинается формирование национального права, в нем находится истоки других отраслей. Например, формы собственности, охрана ее объектов (см. ст. 13, 44 Конституции) получают развитие в гражданском праве; презумпция невиновности в совершении преступления, временный характер наказания в виде смертной казни, недопустимость пыток, право подать жалобу в суд и др. (ст. 24—26, 60 Конституции) — в уголовном и уголовно-процессуальном праве; нормы о функционировании органов исполнительной власти, например, Правительства, исполкомов — в административном праве; о банковской и кредитно-денежной системе — в финансовом праве и т. д. Однако не только конституционное право влияет на иные отрасли, но и последние оказывают воздействие на конституционное право. Если нормы конституционного права сдерживают новые тенденции общественной жизни, в том числе это может проявляться в сдерживании в развитии отраслевого законодательства (например, советская Конституция не допускала наличие частной собственности), то наряду с другими причинами возникает необходимость в корректировке Конституции. Конституционное право получает «подкрепление» посредством реализации законов, относящихся к нормам других отраслей права.
Наука конституционного права изучает как действующие нормы, так и утратившие силу, разрабатывает теорию (концепцию) развития отрасли, то есть представляет собой совокупность знаний, учений о конституционном праве. В процессе изучения учебной дисциплины используются как нормы конституционного права (отрасли), так и достижения науки, которая помогает понимать сущность многих явлений, видеть успехи и проблемы в развитии права.
Конституционно-правовые нормы и институты.
Слово «норма» происходит от латинского погта — правило, образец, руководящее начало. Отдельная норма еще не является правом, и только будучи включенной в соответствующий источник права (нормативный правовой акт, международный договор, судебный прецедент), она приобретает такое свойство.
Для правовой нормы характерно то, что она:
1) исходит от государства;
2) имеет формальную определенность (внутреннее строение);
3) подкрепляется силой государства.
Обычно нормы права включают три элемента: диспозицию (основное содержание нормы), гипотезу (условие, при котором применяется правило; обычно присутствует или подразумевается слово «если») и санкцию (ответственность или иные неблагоприятные последствия). Конституционные нормы редко содержат санкцию. Сейчас все настоятельнее требуется установление санкций за неисполнение конституционных норм.
Классифицировать конституционные нормы можно по следующим признакам:
а) с точки зрения предметной направленности — материальные (закрепляют права, обязанности, ответственность) и процессуальные (закрепляют порядок, формы и способы реализации норм материального права);
б) по методу правового регулирования или степени обязательности — императивные (нормы, предписывающие строго обязательные правила поведения, не допускающие отступлений),диспозитивные (предусматривают варианты поведения), стимулирующие (устанавливают правовые стимулы для положительного поведения);
в) значению и роли в системе правового регулирования — учредительные и регулятивные: учредительные устанавливают основы правового регулирования (нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы (нормы-определения); регулятивными являются нормы непосредственного регулирования общественных отношений;
г) степени общности и объему действия — общие (охватывают все правовые институты отрасли) и специальные (относятся к отдельным институтам, детализируют общие нормы);
д) характеру предписаний управомочивающие (предписывают совершение определенных действий или право воздержаться от их совершения), запрещающие, обязывающие;
е) юридической силе — Конституция, подконституционные акты (законы и иные законодательные акты, подзаконные акты с учетом их иерархии);
ж) сфере действия — нормы общего действия, нормы ограниченного действия;
з) техническим приемам закрепления правил поведения —определимые нормы (в них самих содержится правило поведения), бланкетные (отсылают в общем виде к какому-то конкретному нормативному правовому акту), отсылочные нормы (содержат ссылку на правило, содержащееся в какой-то статье данного нормативного акта);
и) структуре — нормы могут состоять только из диспозиции (например, Президент — Глава государства; Национальное собрана» представительный и законодательный орган), из диспозиции и гипотезы (например, «если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает»);
к) правовой форме — Конституция, законы, декреты, указы, постановления, решения, распоряжения. В конституционном праве имеются и своеобразные источники—декларации, внутри государем венные договоры, директивы, регламенты и др.;
л) субъектам правотворчества — народ (решение референдума), Парламент, Глава государства, орган местного самоуправления и др.
Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.
Конституционно-правовые отношения — это урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, участники которых наделены взаимными правами и обязанностями.
Условно говоря, когда ведем речь о норме права, то имеем дело с начальным этапом действия права (но это еще «статика»), когда же говорим о правоотношении (в том числе конституционном), то речь идет о динамике, взаимодействии, в том числе паритетном или по принципу власти-подчинения и т. п.
Общей предпосылкой возникновения конституционно-правового отношения является наличие не менее двух субъектов, цель или мотив вступить в то или иное правоотношение. Юридической предпосылкой возникновения конституционно-правового отношения является помимо правовой нормы правоспособность и дееспособность субъектов, юридический факт, то есть событие или действие, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в некоторых случаях для возникновения правоотношения недостаточно одного юридического факта, необходима их совокупность).
Классификация конституционных правоотношений возможна по различным признакам:
— по своей природе — политические;
— составу участников — простые (два субъекта) и сложные (несколько или даже неограниченное число участников);
— длительности — кратковременные или долгосрочные;
— характеру обязанности — активные (необходимо совершить определенные действия, например принять закон) и пассивные (воздержаться от нежелательного поведения);
— степени обобщенности — общие (называют «правовые состояния) существуют вне зависимости от совершения конкретных действий (например, состояние гражданства возникает обычно с момента рождении человека и длится всю жизнь); конкретные возникают при совершении определенных действий (наступлении события);
— целевому назначению — направленные на реализацию права (правореализационные) или его охрану (охранительные).
В литературе осуществляется классификация и по иным признакам.